2.9 Библейские сюжеты в творчестве Марка Шагала
5 апреля 2011 года Кремлевском выставочном зале «Манеж» прошла выставка «Марк Шагал. Библейские сюжеты». В экспозиции были представлены 76 листов одной из самых значительных графических серий великого художника - иллюстрации к Библии, выполненные в технике черно-белой и цветной литографии.
«Еще в детстве я был пленен Библией, мне всегда казалось, да и теперь кажется, что это величайший источник поэзии на все времена. С той поры я искал ее отражение в жизни и в искусстве. Библия - эхо природы, тайну эту я и хотел передать.
Мне кажется, что в картинах этих запечатлена мечта не одного народа, а всего человечества. Они появились в результате знакомства с французским издателем Амбруазом Волларом и моей поездки в Палестину.
Не мое дело комментировать. Произведения искусства должны говорить сами за себя.
Если жизнь неизбежно клонится к концу, мы должны расцвечивать ее красками любви и надежды. В этой любви заключается социальная логика жизни и суть всякой религии.
Мне кажется, что совершенство в искусстве и жизни достижимо, если приникнуть к этому библейскому источнику. Если же руководствоваться логикой и заниматься голым конструированием, то ни в искусстве, ни в жизни не дождаться плодов.
Возможно, сюда придут молодые и не очень молодые люди, чтобы найти идеал братства и любви, который я стремился выразить своими формами и красками.
И возможно, здесь зазвучат слова любви, которую я ощущаю во всем. Быть может, прекратится вражда, и, как мать, нежно пестующая свое дитя, молодые и не очень молодые люди примутся созидать играющий новыми красками мир любви.
Осуществима ли эта мечта?
Но в искусстве, как и в жизни, нет ничего невозможного, если действия направляет Любовь»..
Несмотря на значительный интерес к творчеству мастера во всем мире, эта серия и до сегодняшнего дня является малоизвестной для широкого круга зрителей. Она была задумана Шагалом еще в 1920-е годы, но тогда художник, по его собственным словам, «не видел Библию а мечтал о ней». Чтобы «увидеть» литературное произведение, ему необходимо было прикоснуться к стоящей за этим произведением живой реальности.[7]
Художник ведет зрителей через свое мировосприятие от Книги Бытия, цикла об Аврааме до Книг Пророков, ограничиваясь лаконичными, порой символическими названиями работ. Шагал создал в своих литографиях нечто подобное живописной фреске, свободно манипулируя пятном и контуром, постоянно переходящими одно в другое, обобщая форму, уплощая пространство и показывая действующие лица крупным планом. В цветных литографиях Шагал говорит праздничным и непосредственно -эмоциональным языком красок. В монохромных листах во всей полноте проявляется его владение магией черного и белого. Изображения кажутся окутанными серебристым свечением или увлекают в бездонные черные глубины.
- Введение
- 1. Библейские сюжеты в произведениях мировой литературы
- 1.1 Библейские мотивы в творчестве Ф. Достоевского
- 1.2 Библейские сюжеты в романе М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- 2. Библейские сюжеты в произведениях изобразительного искусства
- 2.1 Библейские сюжеты в творчествеРембрандта Харменсван Рейна
- 2.2 Библейские сюжеты в творчестве Микеланджело Меризи де Караваджо
- 2.3 Библейские мотивы в произведениях Питера Брейгеля Старшего
- 2.4 Иван Николаевич Крамской "Христос в пустыне (1872)
- 2.6 Андрей Петрович Рябушкин «Исцеление двух слепых» 1888 г
- 2.8 Григорий Иванович Угрюмов «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» 1785 г
- 2.9 Библейские сюжеты в творчестве Марка Шагала
- 19. Библейские темы и мотивы в русской классической литературе.
- Вопрос 9. А. Ахматова. Поэма «Реквием». Мотив памяти. Библейские мотивы.
- 2.4 Писатель-художник Теккерей
- 2. Библейские герои в живописи
- Вопрос 27. Содержательный уровень произведения: тема, идея, проблема, мотив.
- 27. Библейские мотивы в тв-ве л.Андреева.
- 16. Фантастические мотивы и образы в произведениях отечественной литературы.
- Чеховы Писатели, художники и театралы