Введение
Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, ориентировалась на выполнение, по крайней мере, двух социальных функций выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Иначе говоря, речь идет о познавательной функции, которую реализует в системе духовной культуры наука (отчасти и искусство), и функции общелогической, регулятивной, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура, религия, искусство. Эти элементы духовной культуры осуществляют «теоретическое» и «практическо-духовное» освоение действительности.
Религия - весьма разнообразное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации.
Во взаимодействии с искусством религия обращается к духовной жизни человека по-своему интерпретирует смысл и цели человеческого бытия. Искусство и религия отражает мир в форме художественных образов, постигают истину интуитивно, путем озарения.
Исторически взаимодействие искусства и религии осуществлялось следующим образом. Для первобытной культуры была характерна нерасчлененность общественного сознания, поэтому в древности религия, представлявшая собой сложное переплетение тотемизма, анимизма, фетишизма и магии, была слита с первобытном искусством и моралью, вес месте они являлись художественным отражением природы, окружающей человека, его трудовой деятельности. Сначала, очевидно, появился танец, представляющий собой магические телодвижения, имеющие целью задобрить или устрашить духов. Затем родилась музыка и мимическое искусство. Из эстетической имитации процессов и результатов труда постепенно развилось изобразительное искусство, направленное на умилостивление духов.
Огромное влияние религия оказала на античную культуру, одним из элементов которой явилась древнегреческая мифология. Из мифов мы узнаем об исторических событиях того времени, о жизни общества и его проблемах.
Античная цивилизация существовала двенадцать столетий, начиная с 8 века до н.э. и закончилась 5 веком н.э. Античная цивилизация делиться на две локальных цивилизации;
а) Древнегреческую (8-1 века до н.э.)
б) Древнеримскую (8 век до н.э.-5 век н.э.)
Между этими локальными цивилизациями выделяется особенно яркая эпоха эллинизма, которая охватывает период с 23 г. до н.э. до 30 г. до н.э.
Люди, жившие в античную эпоху имели мифологическое мировоззрение. Мифологическое мировоззрение - это такая система взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.
Как же возникают у первобытного человека религиозные верования и мифы о богах? На низшей ступени развития первобытный человек иначе смотрит на окружающую его природу, от которой его существование зависит неизмеримо больше, чем зависит от него существование человека, пользующегося всеми благами и всеми средствами культуры. Первобытный человек старается, так или иначе, объяснить себе всея явления природы и своей жизни, особенно явления грозные. Он выходит из этого затруднения следующим образом: он переносит все свойства, которыми обладает он сам, на природу. Благодаря этому и получается, что природа в представлении первобытного человека оказывается одушевленной. Но не только душой наделяет человек природу, он наделяет ее всеми качествами и способностями, которыми обладает он сам, и в результате получается, что все в природе стоит на одном уровне с ним. Страсти первобытного человека, особенности его характера, его желания, его мысли - все переносится на природу.
Литература, использовавшаяся при составлении данной работы, в основном датируется концом 19го, началом 20го века, что говорит о том, что тема античной религии в частности, и тема культуры того времени в целом уже давно интересует исследователей. Благодаря трудам Гомера, Гесиода, Софокла до наших дней дошли мифы и легенды, которые составляют значительную часть античной истории. Величайший художник Греции Фидий воплотил Зевса в виде дышащего божественной мудростью и красотой бога. Он изобразил Афину как прекрасную девственную богиню. Благодаря художникам и писателям Боги стали более далекими от обчныз людей. Лишились пороков и недостатков.
В данной работе сделана попытка проследить историю становления античной религии, на примере Древней Греции и Древнего Рима. Выявить их общие черты и возможные различия, на различных этапах формирования, а также на конкретных примерах рассмотреть значения Богов и Героев в обеих культурах.