logo
Ваххабизм и его характеристика

Вооруженная борьба - основная форма Джихада по-ваххабитски

Джихад как вооруженная борьба является, по мнению ваххабитов, условием распространения их учения. Джихад направлен против «неверных», «многобожников» и «лицемеров». Ваххабиты указывают разные типы джихада. Например, «Джихад бывает четырех типов: 1. Джихад против шайтана. 2. Джихад против души. 3. Джихад против неверных. 4. Джихад против лицемеров» (Зину. Исламская акида. С.59). Однако в ваххабитской литературе, распространяемой на русском языке, не обнаруживается никаких подробностей относительно «джихада против шайтана» или «джихада против души». Все ваххабитские постулаты о джихаде касаются джихада против «неверных», «многобожников» и «лицемеров», то есть тех, кого ваххабиты таковыми объявляют.

Джихад определяется как «вооруженная борьба с позиций ислама» («Программы по изучению шариатских наук». Раздел «Жизнеописание Пророка». С.21), «отстаивание интересов Аллаха вооруженным способом» (Бен Баз. «Необходимость соблюдения Сунны Посланника Аллаха...» С.9). Если джихад, в трактовке ваххабитов, есть вооруженная борьба, то тогда понятно, почему в их текстах не обнаруживается никаких положений, например, о «джихаде против души» (предполагается: о нравственном самосовершенствовании). Странно выглядели бы рассуждения о «вооруженной борьбе» человека против собственных пороков. Джихад, трактуемый ваххабитами как вооруженная борьба, является обязательным. «Джихад - это высшее проявление ислама, как сообщил об этом посланник (имеется в виду Пророк Мухаммад, но соответствующие слова Пророка не приводятся. - А.И.).Он - горнило, в котором выплавляются мусульмане, и которое позволяет отличить скверного [мусульманина] от хорошего. Он также является пропуском в рай», а «рай - под сенью мечей» («Программы по изучению шариатских наук». Раздел «Жизнеописание Пророка». С. 21). Нелишне подчеркнуть (хотя это и очевидно), что «вооруженная борьба» есть использование оружия с намерением убить противника. «В вооруженной борьбе мусульмане выходят победителями в обоих случаях: убили ли они или их убили» (Там же. С.25).

Цели джихада как вооруженной борьбы следующие (в разных ваххабитских публикациях различается последовательность пунктов). Во-первых, вооруженная борьба против всех, кто препятствует распространению ваххабитского учения и его монопольному господству. «1. Вооруженная борьба во имя того, чтобы слово Аллаха было превыше всего остального, а вся религия была целиком посвящена Аллаху» («Программы по изучению шариатских наук». Раздел «Жизнеописание Пророка». С. 21). Или в несколько иной формулировке: «2. Ликвидация любых препятствий, мешающих распространению призыва к Аллаху. 3. Защита религиозных догм и исламской акиды от любых опасностей, которые угрожают им» (Зину. Исламская акида. С. 100).

Во-вторых, целью ваххабитского джихада как вооруженной борьбы является борьба со всеми «неверными», «многобожниками» и «лицемерами»: «1. Борьба с язычеством и язычниками, так как Аллах абсолютно не допускает приобщения к Себе кого-нибудь еще» (Зину. Исламская акида. С. 100). «5. Вооруженная борьба с лицемерами» («Программы по изучению шариатских наук». Раздел «Жизнеописание Пророка». С. 23). Правда, «неверные» могут спастись от убийства, если примут ислам или признают власть ваххабитов. «Предводитель мусульман, повстречав безбожников, призывает их принять ислам. Если они откажутся, тогда им следует платить подушную подать, а иначе - вооруженная борьба» («Программы по изучению шариатских наук». Раздел «Жизнеописание Пророка». С.25). Но, здраво рассуждая, и это не спасет их от убийства. Ведь эти люди в любой момент могут быть обвинены ваххабитами в том, что они «лицемеры».

Наконец, в-третьих, джихад как вооруженная борьба ведется для «4. Защиты мусульман и их родной земли» (Зину. Исламская акида. С. 100). При этом есть один очень важный нюанс - защищать вооруженным путем ислам, мусульман и их родную землю ваххабиты призывают и в случае потенциального врага, то есть такого, чьи намерения могут быть расценены ими как враждебные. «2. Вооруженная борьба с врагом, воюющим или намеревающимся воевать с мусульманами» («Программы по изучению шариатских наук». Раздел «Жизнеописание Пророка». С. 22).

Мир в ваххабитской трактовке есть вынужденное обстоятельствами воздержание от обязательного джихада как вооруженной борьбы. «Ведение Джихада зависит от того, насколько это возможно. И так претворяются в жизнь мекканские аяты (более ранние аяты Корана. - А.И.), где говорится о мире, о прощении, пока мусульмане еще слабы, и мединские аяты (более поздние. - А.И.), предписывающие в обязательном порядке воевать и участвовать в военных действиях, когда мусульмане обретут силы» (Зину. Исламская акида. С. 99).