Введение
Для реферата я выбрал параграф 5 « Александрийская школа как центр христианской науки» главы 1 «Становление Александрийской школы» из книги «Александрийская школа в истории философско-богословской мысли».
Автором данной монографии является доктор философских наук, преподаватель философского факультета МГУ, также работающий на кафедре библеистики МДА, специалист в области истории зарубежной философии и истории культуры профессор Валерий Яковлевич Саврей.
Библиографическая справка.
· Валерий Яковлевич Саврей родился 18.08.1956г.
· В 1985 году поступил на отделение классической филологии филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. В 1987 году продолжил учиться на кафедре истории зарубежной философии философского факультета МГУ, который окончил с отличием в 1990 году. Защитил кандидатскую диссертацию по теме "Философские основания герменевтики и экзегетики Филона, Климента и Оригена" в 1999 году. Доктор философских наук (2006), лауреат Макариевской премии (2007).
· Глубокий интерес к античной культуре и ,особенно, к философии эпохи патристики пробудило в авторе изучение трудов выдающегося русского философа и филолога-классика А.Ф.Лосева. В 1984 году произошла встреча с А.Ф.Лосевым, которая положила начало поиску в жизни автора синтеза филологии, философии, истории культуры и богословия. Этот синтез нашел свое практическое воплощение в идее создания первой в стране кафедры истории и теории мировой культуры на философском факультете МГУ в 1990 году. В 1992 году автором было предпринято создание Института мировой культуры МГУ, призванного стать центром фундаментальных исследований различных культур, и основанием для создания научных школ.
· Творческое содружество с основоположником семиотики Ю.М.Лотманом пробудило интерес к углубленному изучению проблем философской герменевтики. Осмысляя философские основания интерпретации текста, прежде всего сакрального, В.Я. Саврей пришел к осознанию необходимости всестороннего исследования Александрийской школы, воплотившей в себе синтез античной культуры и христианской мысли на основе созданного в Александрии философского символико-экзегетического метода. Итоги этого многолетнего исследования представлены в его научных монографиях.
Избранные публикации
· Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. Изд. 3-е. М, 2011.
· Учебное пособие в 3 томах. Т 1. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. Т. 2. Антиохийская школа в истории философско-богословской мысли. Т. 3. Каппадокийская школа в истории философско-богословской мысли. М., 2011.
Научная монография, часть которой я реферирую, представляет собой первое в отечественной и зарубежной истории философии фундаментальное, систематическое и обобщающее исследование, посвященное Александрийской школе. Обращение автором к теме «Александрийская школа в истории философско-богословской мысли» не случайно. Изучение взаимоотношений христианства и Античности не только не утратило своей актуальности, но и востребовано всем характером научных запросов нового времени. Тем более что самое позднее качественное философское видение эта тема получила лишь в трудах западноевропейских авторов. В России же в силу определённых причин историко-философская традиция изучения данной тематики была надолго прервана.
Тем ценнее труд автора, что им показана эволюция философско-богословской мысли на фоне грандиозной историко-культурной панорамы (с IV в. до н. э. по V в. н. э)., представляющая Александрию, как центр многонациональных традиций. Настоящий труд проливает новый свет на значение Александрийской школы и ее философско-богословского наследия как уникального явления в истории мировой философской мысли.
Александрия представляет собой целую эпоху в мировой культуре. Она стала одним из тех важнейших центров, где произошло столкновение мира Античности и мира христианства, что привело к возникновению новой мировоззренческой парадигмы, определившей вектор развития европейской философии на много веков вперед. Молодая христианская религия для того, чтобы объяснить свои истины образованной части языческого общества нуждалась в рациональных аргументах, которые она смогла почерпнуть из лучших образцов античной философии. С другой стороны, начавшаяся было затухать философская мысль позднего эллинизма, получила совершенно новый смысл в результате проникновения христианского учения в культурно-социальную жизнь тогдашнего общества.
Античная цивилизация явила миру немало великих философов, таких как Сократ, Гераклит, Анаксагор и др., которые, одним лишь путем логических рассуждений пришли к идеи Бога. Более того, эти люди смогли постичь Божество настолько, насколько это, быть может, вообще возможно человеческими силами. Путем рассуждения они дошли до мысли о том, что существование вселенной не случайно и есть какое-то Высшее Существо давшее начало всему сущему. Но Высший Разум (Логос, Нус) был трансцендентен человеку. Даже если Он и создал этот мир, то судьба простых смертных Его не интересовала. Осознав эту громадную пропость между собой и Богом, античный человек пришел в уныние. Радость находки сменилась скептицизмом в отношении возможности получить точнее знание об истине и Боге.
В свете вышесказанного становится понятным, насколько революционным была идея христианства о том, что Слово (логос) стало плотью. Огромная пропасть, разделявшая Бога и человека, была преодолена воплощением Слова Божьего (Иисус Христос
По справедливому замечанию Х.-Г.Гадамера, «Если Слово стало плотью... то это значит, что логос освобождается наконец от своего спиритуалистического характера, означавшего вместе с тем и его космическую потенциальность. Единственность, неповторимость акта искупления ведет к включению исторического в сферу европейской мысли, освобождая одновременно феномен языка из его погруженности в идеальность смысла и позволяя ему сделаться объектом философского размышления. В противоположность греческому логосу Слово становится теперь чистым событием». Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской геменевтики. М. 1988. С. 486-487.
Связанным новым отношением к слову, древним богословам пришлось озвучивать многие положения при помощи философского языка. Тем уникальнее положение Александрийской школы среди самых ранних из высших христианских школ, что действительно почерпнув многие конструктивные идеи в трудах дохристианских философов, тем не менее она их препарировала и подвергла критике их воззрения.
Искаженное представление о характере генезиса христианских идей ведёт к критике метода Александрийской школы, но, по словам выдающегося историка христианской мысли Прессансе , «её метод был надолго забыт, но её развитие не было напрасным. Александрийская школа посвятила себя прежде всего защите христианства. Она выполняла эту миссию перед судом высшей культуры, и выполняла успешно». Pressense E. The Early Years of Christianity. Vol. 3: Heresy and Christian Doctrine. New York, 1879. P.255
К сожалению, Александрийская школа (в том числе и её христианский период) долгое время оставались плохо изученными. Это происходило по следующим двум причинам:
Во-первых, это связано с тем, что самому понятию «Александрийская школа» очень сложно дать определение. Различные исследователи прошлого вкладывали в понятие «Александрийская школа» различный смысл.
Во-вторых, долгое время философия Александрийской школы воспринималась как несущественная прибавка к богословию и библейской экзегезе. А в двадцатом веке называть «Александрийской школой» именно христианский Дидаскалион стало прочной традицией.
Однако такой подход не позволял выявить уникальные особенности учения Александрийской школы и определить ее место в истории философской и богословской мысли. В рационалистическую эпоху Просвещения александрийцы со своими аллегорическими интерпретациями Библии не пользовались большим спросом в научном мире. Лишь в 19 веке, когда религиозная мысль перешла в контрнаступление против воинствующего секуляризма, произошло открытие александрийской теологии - особенно в лице Климента и Оригена.Эти процессы связаны с именами таких выдающихся ученых, как Маттер, Симон, Вашро, , аббат Прат, Прессансе, Винченци и др. Свой вклад на данном этапе внесла и русская церковно-историческая наука в лице архиеп. Филарета (Гумилевского), свящ. Василия Дмитревского, проф. А.П.Дьяконова, В.В.Болотова, И.В.Попова, Н.И.Сагарды и др.
Параграф, который я буду реферировать, описывает становление Александрийской школы на её заключительном этапе - христианском периоде. Параграф имеет вводный характер (как и вся первая глава). Автор приводит лишь краткую историческую справку. Он знакомит нас с участниками исторического процесса, не разбирая подробно их учение. Это он делает далее в своей монографии.
Параграф разделен на девять пунктов. Я для удобства решил разделить их на три связанные по смыслу части. Первая часть - Христианский период Александрийской школы до Оригена, которая в свою очередь делится на несколько подпунктов. Вторая часть посвящена деятельности Оригена, а третья его преемникам и критическому переосмыслению его идей.
Yandex.RTB R-A-252273-3