Философские учения о религии
Деизм. Причина зарождения деизма: обмирщение сознания и рационализм. История и представители деизма. Сущность учения: сотворив мир, Бог предоставил ему независимое бытие по естественным законам. Антихристианская направленность деизма: отрицание Церкви, таинств, молитвенно-религиозной жизни. Внутреннее логическое противоречие деизма и его неспособность объяснить цели бытия мира, смысла человеческой жизни. Материализм как порождение деизма. Пантеизм. Разнообразие пантеистических учений: неоплатонический имманентизм, пантеизм восточных религий, Б.Спиноза, пантеистические тенденции в немецкой философии Нового времени, романтический пантеизм. Сущность пантеистических идей. Пантеизм идеалистический и натуралистический. Ложные тенденции пантеизма: умаление Бога, материализация Его и идеализация мира, наделение его чертами божественного. Теизм. Признание бытия личного Бога и утверждение возможности и необходимости Божественного Откровения и Промысла о мире. Бог одновременно трансцендентен и имманентен миру. Признание свободы воли и возможности общения человека с Богом. Религиозный характер теизма и теистичность религии. И.Кант о религии. Особенности философии Канта. Смысл аналитической критики. Гносеология Канта и проблема Богопознания. Автономизм этики Канта. Учение свв. отцов о внутреннем нравственном законе и категорический императив. Нравственное обоснование истин бытия Божия и бессмертия души. Понятие высшего блага, по Канту. Религиозные истины как постулаты практического разума. Деизм Канта. Подмена религии нравственным учением. Учение Ф.Шлейермахера о религии. Преодоления деизма и религиозного рационализма в работах Шлейермахера. Чувство как источник религиозности. Место знания и деятельности в религиозной жизни. Религия - жизнь в бесконечности целого. Чувство зависимости от всеобщего. Связь единичного и всеобщего, конечного и бесконечного. Пантеизм Шлейермахера. Попытки преодоления. Обедненно-узкий взгляд Шлейермахера на христианство. Потеря идеи личностного Бога. Субъективизация религиозной жизни. Душевность вместо истинной духовности. Принцип религиозного плюрализма. Г.Гегель о религии. Особенности его философской системы. Панлогизм как предельное выражение европейского рационализма. Триада. Три фазы и конечная цель развития Абсолютной идеи. Субъективный, объективный и абсолютный дух. Искусство, религия и философия - ступени самопознания Абсолютного духа через посредство конечного (человеческого) духа. Отношение религии и философии в системе Гегеля. Рационалистический пантеизм. Внутренние логические противоречия системы Гегеля. Искусственность построений. Ложный взгляд на религию.
- Учебно-методические материалы по Основному Богословию
- 3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
- 4. Требования к уровню усвоения содержания курса
- II. Содержание курса
- 2. Понятие о религии. Общие сведения о религии
- Происхождение религии
- Различные гипотезы о происхождении религии
- Философские учения о религии
- 3. Основные истины религии Доказательства бытия Божия.
- Откровение Божие.
- О характере первоначальной религии.
- Ветхозаветная религия
- Природа зла
- Язычество: происхождение, сущность и формы
- 4. Апологетика в современном мире Христианство и техногенная цивилизация
- Христианство и культура
- 3. Темы курсовых сочинений
- IV. Учебно-методическое обеспечение курса
- Учебники и учебные пособия
- Дополнительная литература:
- Перечень вопросов к экзамену