Тема 13. Террористические и экстремистские организации, запрещенные на территории Республики Казахстан.
«Аль-Каеда», «Исламское движение Восточного Туркестана», «Братья-мусульмане», и.т.д.
Террористические и экстремистские организации, запрещенные на территории Республики Казахстан. В настоящее время в Казахстане решением суда запрещена деятельность следующих международных организаций:
- «Аль-Каеда»;
- «Исламское движение Восточного Туркестана»;
- «Исламское движение Узбекистана»;
- «Курдский народный конгресс»;
- «Асбат аль-Ансар»;
- «Братья-мусульмане»;
- «Движение «Талибан»;
- «Боз гурд»;
- «Жамаат моджахедов Центральной Азии»;
- «Лашкар-и-Тайба»;
- «Общество социальных реформ»;
- «Аум Синрикё»;
- «Организация освобождения Восточного Туркестана»;
- «Исламская партия Туркестана».
Наряду с этим запрещена деятельность признанной экстремистской организации «Хизб-ут-Тахрир».
Также 26 февраля 2013 года по заявлению прокуратуры Астаны Сарыаркинским районным судом столицы вынесено решение о признании международной организации «Таблиги Джамаат» экстремистской и запрещении ее деятельности на территории Республики Казахстан.
Ниже приведена краткая информация о деятельности этих организаций.
1. «Аль-Каеда» – наиболее одиозная и разветвленная террористическая организация, обладающая значительными материальными и финансовыми средствами и возможностями. Организация основана международным террористом Усамой бен Ладеном в 1990 г. с целью объединения и поддержки моджахедов, которые боролись против советского военного присутствия в Афганистане. Наряду с созданным костяком террористической организации, «аль-Каеда» комплектовала и обучала боевиков из числа мусульман-суннитов для участия в вооруженных конфликтах в различных горячих точках мира.
С 1996 г. Усама Бен Ладен объявил священную войну (джихад) против США, Израиля и их союзников. На счету «аль-Каеды» крупнейшие террористические акты, в том числе взрывы в американских посольствах в Кении и Танзании в 1998 г., атака на американский эсминец «Коул» в октябре 2000 г., а также теракты 11 сентября 2001 г. в США.
2. «Исламское движение Восточного Туркестана» (ИДВТ) – террористическая организация, выступающая за создание независимого государства Восточный Туркестан на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Реализация поставленных целей основывалась на идее вооруженного джихада против «неверных». Поддерживает тесные связи с движением «Талибан» и «аль-Каедой». Во время контртеррористической операции США и их союзников в Афганистане в 2001 г. боевики ИДВТ воевали на стороне талибов и «аль-Каеды».
3. «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ) было создано в 1992 г. Тахиром Юлдашевым. Основные цели ИДУ сводятся к свержению конституционной власти в Республике Узбекистан и построению так называемого исламского государства. Моджахеды ИДУ участвовали в боевых действиях во время гражданской войны в Таджикистане и на стороне талибов в Афганистане. В феврале 1999 г. боевики ИДУ осуществили серию взрывов в Ташкенте, в результате которых погибло около 20 человек. В 1999 и 2000 гг. боевики ИДУ дважды предпринимали масштабные вооруженные акции по вторжению в Кыргызстан и Узбекистан. Многие члены ИДУ пытались укрыться от правосудия на территории Казахстана.
4. «Курдский народный конгресс» (ранее «Рабочая партия Курдистана») образован в 1978 г. с целью создания путем вооруженной борьбы независимого курдского государства на юго-востоке Турции. Реализация поставленных задач включает в себя организацию и проведение террористических акций как внутри Турции, так и за пределами страны в отношении ее представительств и граждан. Лидером организации является Абдулла Оджалан, задержанный в 1998 г. в Кении, и выданный Турции. С начала 1999 г. он содержится в заключении.
«Курдский народный конгресс» ориентируется преимущественно на партизанскую тактику ведения боевых действий, но при этом использует и террористическую тактику. С 1994 г. «Конгресс» организовал серию терактов против туристической инфраструктуры страны, в том числе и на курортах Средиземноморского побережья, а также в пассажирских поездах, паромах и общественном транспорте по всей стране. С 1996 г. проводятся теракты с участием смертников.
5. «Асбат аль-Ансар» – террористическая организация, созданная в 1985 г. шейхом Хишамом Шрейди. Штаб-квартира расположена в палестинском лагере Айн-аль-Хыльва в Ливане. По инициативе Усамы бен Ладена на территории данного лагеря осуществлялась подготовка боевиков для последующей отправки их в горячие точки мира. Основными врагами «Асбат аль-Ансар» провозгласила США, Израиль, а также государства Западной Европы и Россию.
6. «Братья-мусульмане» – транснациональная террористическая организация. Основана в 1928 г. в Египте. Целью «Братьев-мусульман» провозглашены исламизация общества, устранение неисламских правительств и установление исламского правления во всемирном масштабе путем создания исламского халифата. Организационные основы деятельности сочетают принципы суфийского ордена, политической партии и конспиративной военизированной структуры, использующих в своей деятельности террористические методы.
В 40-50-е гг. ХХ в. членами организации проведена серия политических убийств в Египте, в 1954 г. совершено покушение на премьер-министра этой страны (впоследствии президента) Г.А. Насера. В 1981 г. членами группировки организовано убийство президента Египта А. Садата, подписавшего мирное соглашение с Израилем. В 1980-х гг. «Братья-мусульмане» активно выступили в поддержку действовавших в Афганистане экстремистских группировок. Члены организации участвовали в подготовке террористов для многих горячих точек.
7. Движение «Талибан» – религиозно-политическая организация, действующая преимущественно в Афганистане. Движение создано в начале 1980-х гг. на территории Пакистана из числа детей афганских беженцев, проходивших обучение в мусульманских школах – медресе. Военно-политическим лидером «Талибана» является мулла Мухаммад Омар.
Движение, начавшее в 1994 г. вооруженную борьбу за власть в Афганистане, уже через два года контролировало большую часть территории этой страны. Тесно связано с «аль-Каедой» и другими международными террористическими организациями. До событий 11 сентября 2001 г. в Афганистане действовало около 80 лагерей «аль-Каеды» по подготовке террористов. В результате военной операции США движение «Талибан» было отстранено от власти в Афганистане. В настоящее время талибы совместно с «аль-Каедой» осуществляют многочисленные террористические акты против сил международной коалиции, подразделений афганской армии и полиции.
8. «Боз гурд» («Серые волки») – турецкая военизированная организация националистического толка. Базовая идейная концепция – создание единого государства тюркских народов. В существующем виде организация сформирована в 1965-1970 гг. полковником Альпарсланом Тюркешем. На счету организации убийства политических и профсоюзных деятелей, ученых, журналистов, подрывы бомб в общественных местах и городском транспорте. В мае 1977 г. в Стамбуле террористы «Боз гурд» расстреляли мирную демонстрацию, в результате погибло 40 человек. В декабре 1978 г. группа боевиков организации напала на религиозную процессию в городе Кахранмашаре, в результате 101 человек был убит и более тысячи ранены. Один из членов «Бог гурд» Али Агджа в 1981 г. совершил покушение на главу Католической церкви Иоанна Павла II, в результате понтифик был тяжело ранен.
9. «Жамаат моджахедов Центральной Азии» – террористическая группировка, тесно связанная с «Исламским движением Узбекистана» и международной организацией «аль-Каеда». Цели «Жамаата» сводятся к проведению террористических акций на территории Узбекистана и свержению конституционного строя страны. Наряду с этим определены задачи по борьбе с «врагами» ислама, к которым причисляются США, Израиль и их союзники.
В 2004 г. органами КНБ РК на территории Казахстана была выявлена и ликвидирована террористическая группа, являвшаяся структурным звеном «Жамаата моджахедов Центральной Азии». Арестованы и впоследствии осуждены ее руководитель и 14 человек, входящих в боевую ячейку. Установлено, что во второй половине 2002 г. по заданию руководства «аль-Каеды» и «Талибана» эмиссары организации проникли в Узбекистан и Казахстан. В течение двух лет они завербовали около 50 узбекских и до 20 казахстанских граждан. Некоторые из них переправлялись для дальнейшей подготовки в лагеря «аль-Каеды». Отдельные члены «Жамаата», в том числе граждане Казахстана, участвовали в подготовке и осуществлении терактов на территории Узбекистана в конце марта – начале апреля и июле 2004 г.
10. «Лашкар-и-Тайба» – базирующаяся в Пакистане военизированная террористическая группировка. Создана профессором Хафиз Мухаммад Саидом в 1980 г. с целью военной поддержки афганских моджахедов.
В настоящее время группировка официально объявила джихад США и Израилю, ведет боевые действия против индийской армии в Кашмире. В декабре 2001 г. 6 боевиков «Лашкар-и-Тайба» совершили нападение на здание парламента Индии в Дели. В результате атаки погибли 12 человек и более 20 получили ранения. В ноябре 2008 г. террористы группировки организовали масштабную атаку на индийский город Мумбай, захватив несколько крупных отелей. Жертвами вылазки стали 166 человек.
11. «Общество социальных реформ» базируется в Кувейте. Под видом неправительственной благотворительной организации выступает за реализацию целей террористической организации «Братья-мусульмане» по устранению немусульманских правительств и установлению исламского правления во всемирном масштабе путем создания так называемого исламского халифата. «Общество» активно участвовало в финансировании актов терроризма на Северном Кавказе.
12. «Аум Синрикё» (АЛЕФ) – японская религиозная секта, основанная в 80-е гг. ХХ в. Основатель организации Сёко Асахара разработал своеобразную версию буддизма, отличавшуюся упрощенными методами культовой практики (используются практикуемые в йоге упражнения, медитации и т.д.). В «Аум Синрикё» поддерживался культ основателя секты, в июне 1994 г. объявившего себя святым императором. В секту вербовались состоятельные люди, которые могли пожертвовать значительные средства, но сами они, как правило, оставались на периферии организации.
Асахара проповедовал приближение конца света, назначавшегося на 2000 г. В Японии секта сумела привлечь тысячи фанатичных последователей и создать экономически мощное «государство в государстве». За пределами Японии наибольшее количество последователей «Аум Синрикё» было в России, где глава секты в начале 1990-х гг. встречался с ведущими политическими деятелями. В эфире нескольких крупных радиостанций и телекомпаний шла пропаганда деятельности организации. Большую часть адептов среди россиян составили люди, увлекавшиеся йогой и медитацией.
Печальную славу «Аум Синрикё» обрела после того, как стало известно о ее причастности к террористической атаке в Токио. Выяснилось, что Асахара планировал захватить власть сначала в Японии, а затем во всем мире. Структура организации включала «министерства» и «секретариат», которые должны были стать основой будущего государства.
В «Аум Синрикё» вербовались молодые талантливые ученые и политики. Асахара создал несколько лабораторий по производству химического и бактериологического оружия, а также наркотиков. В планах организации была масштабная акция по уничтожению людей. Однако в начале 1995 г. полиция заподозрила секту в совершении убийств. Чтобы отвлечь внимание, Асахара 23 марта 1995 г. осуществил химическую атаку в токийском метро (погибло 12 человек, несколько тысяч получили отравление). Полицейское расследование показало, что атаку организовала организация Асахары. Вскоре решением правительства Японии деятельность «Аум Синрикё» была прекращена.
Известно, что многие последователи организации ушли в подполье. Деятельностью «Аум Синрикё» заинтересовались и правоохранительные органы других стран. По всему миру были закрыты представительства секты, хотя на неформальном уровне во многих странах остаются группы приверженцы идей Сёко Асахары. В Казахстане деятельность этой организации запрещена, однако известно, что предпринимались попытки создать ее филиал.
13. «Организация освобождения Восточного Туркестана» создана в 1994 г. Выступает за образование самостоятельного государства на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая и проведение в этих целях вооруженной борьбы против китайских властей. Власти Китая обвиняют организацию в причастности к ряду терактов на территории Синьцзяна.
14. «Исламская партия Туркестана» (ИПТ) создана в 2004-2005 гг. в Пакистане в результате реформирования террористической организации «Исламское движение Восточного Туркестана». Тесно связана с «аль-Каедой», участвуя в так называемом «глобальном джихаде». Основной целью ставит создание на территориях Центральной Азии и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая исламского государства.
15. «Хизб-ут-Тахрир» («Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами», Ислам-ская партия освобождения) – международная экстремистская религиозно-политическая организация. Партия основана в 1953 г. в Сирии на базе палестинского отделения организации «Братья-мусульмане».
Первоначально партия ставила перед собой задачу борьбы с сионизмом и освобождение Палестины. С увеличением числа членов «Хизб-ут-Тахрир» ее руководство пришло к идее образования всемирного мусульманского государства в форме халифата. Идеи партии получили распространение в более чем 40 странах, в основном исламских, в большинстве из которых она официально запрещена.
Программными целями «Хизб-ут-Тахрир» являются изменение светского конституционного строя различных государств мира, ликвидация их независимости, отказ от демократических ценностей. Активисты группировки активно распространяют листовки, призывающие к свержению существующего строя и разжиганию межконфессиональной и межэтнической вражды.
16. «Таблиги джамагат» является одним из деструктивных религиозных организаций. По мнению большинства экспертов, идеология данной организации схожа в радикальности с ваххабизмом, а именно не приемлет нововведений или инакомыслия в вере.
Делая акцент на очищении ислама от вредных влияний, движение категорически отрицает право на существование не только иных религий, но и других течений ислама, предрекает неизбежное и жестокое столкновение между вероучениями. Формально «Таблиги джамагат» призывает своих адептов только к преданности Аллаху, соблюдению подобающих форм отправления молитвы, уважению к единоверцам и проповедованию исламских ценностей. Но в то же время постулаты «Таблиги джамагат» содержат пропаганду исключительности и превосходства граждан по признаку их принадлежности к исламской вере. Внедрение таких идей в массовое сознание способствует отторжению их носителей от идей толерантного отношения к представителям других религий, а главное - от соблюдения светских законов и устоев, в том числе традиций общества.
За последние три десятилетия склонность таблигитов к отторжению представителей других религий стало движущей силой религиозного радикализма, экстремизма и даже терроризма в мире.
По сути, сподвижники «Таблиги джамагат», осознанно или неосознанно, проповедуют версию ислама, почти неотличимую от идеологии джихадистов, исповедуемой всеми террористами.
Для большинства молодых мусульман первым шагом на пути к радикализации их религиозного сознания становится присоединение к «Таблиги джамагат». Так, по оценкам французких изданий, до 80 процентов исламистских экстремистов вышли из рядов их организации.
«Таблиги джамагат» свойственна закрытость. Его центры находятся за рубежом – в Индии, Пакистане и Бангладеш, их программа и установки известны только узкому кругу лидеров движения. Данный подход противоречит традициям ислама, который не приемлет закрытости и слепого подчинения.
Анализ основной книги таблигов «Фазаиль амали» показывает, что в идейных основах движения заложено подавление воли адептов, ограничение их трудовой и интеллектуальной деятельности.
В книге большое внимание уделяется безграничному служению религии, даже в ущерб заботам о заработке на нужды семьи. Согласно идеологии «Таблиги джамагат», рабочее время, потраченное на обеспечение семьи, не соответствует целям религии.
Члены «Таблиги джамагат» подчиняют свою жизнь движению. От активистов «Таблиги джамагат» требуется посвятить сорок дней в году, три дня в месяц, две вторые половины дня в неделю и два часа каждый день работе на организацию.
За все годы существования в Казахстане общины «Таблиги джамагат» официально никогда не имели регистрации. Фактически всегда действовали нелегально. А после вступления в силу Закона от 2011 года «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» их деятельность вовсе незаконна. Ежегодно десятки таблигитов привлекаются к административным наказаниям.
Таким образом, «Таблиги джамагат» несомненно, представляет опасность для общества, имеет деструктивный характер, поскольку способствует расслоению общества по признаку религиозной принадлежности, игнорированию ее представителями конституционных прав и обязанностей.
Тема 14. Религия и молодежь. Процесс глобализации и влияние религиозных групп на сознание молодежи. Основные принципы и методы деятельности деструктивных культов и организаций. Методы деятельности деструктивных организаций и течений.
Процесс глобализации и влияние религиозных групп на сознание молодежи На сегодняшний день молодежь независимого Казахстана живет в условиях, когда негативное отношение к религии, воспитываемое в советское время, ушло в прошлое. Идет процесс возрождения духовной жизни и усиления активности представителей конфессий по привлечению молодежи к вере.
Внимание молодежи к вопросам религии объясняется не только стремлением определиться с выбором веры и мировоззрения, но и закономерным интересом к традиционным ценностям в условиях общего возрождения культуры.
Взаимодействие государства, общества и религиозных объединений в возрождении культурных ценностей, воспитании молодого поколения на основе сложившихся традиционных моральных и нравственных устоев, в духе патриотизма, представляется в настоящее время важным направлением деятельности. Современные исследования свидетельствуют, что число верующих среди молодежи выросло.
Здесь необходимо отметить, что не существует абстрактной религии – она представлена множеством конкретных конфессий и деноминаций. Анализ свидетельствует, что большинство верующих, в том числе и молодежь, предпочтение отдают традиционным для республики конфессиям. Это обусловлено тем, что в современном Казахстане общественно – политическая деятельность представителей традиционных религий связана с сохранением этнического самосознания, традиций и ценностей, населяющих республику народов.
При этом необходимо учитывать и то, что в процессе исторического развития Казахстан обрёл облик культурно – этнического образования, в котором синтезированы славянские и тюркские, православные и мусульманские начала. Каждая из этих религий имеет свою этническую базу, они практически не пересекаются. Хорошие взаимоотношения между ведущими (по числу верующих) религиями Казахстана способствуют формированию и укреплению толерантности в межконфессиональных отношениях.
Следует отметить и то, что некоторые верующие, являются членами общин нетрадиционных религий. Активную деятельность осуществляют в республике зарубежные проповедники, которые, располагая значительными финансами и большим опытом миссионерской работы, нередко теснят традиционные для Казахстана религии в борьбе за влияние над верующими. Некоторую часть молодежи привлекает то, что большинство возникающих в Казахстане новообразований предлагают проекты радикального переустройства мира. В этих утопических проектах можно найти обещание не только приобщить население Казахстана к истинной вере, но и способствовать материальному процветанию, а само общество сделать гуманным и справедливым. Некоторые обращаются к нетрадиционным религиям, надеясь обрести в обстановке резких перемен стабильность, душевный покой. Их привлекает внутригрупповая атмосфера, культивируемая в ряде новых религий, подчеркнуто гуманное отношение друг к другу.
Однако необходимо учитывать и то, что, привлекая в свои объединения казахов, русских и представителей других народов, издавна живущих в Казахстане, зарубежные миссионеры тем самым отрывают их от своих духовных исторических корней, или подрывают эти корни. Результатом миссионерства практически всегда является обострение и даже разрыв семейно-родственных связей.
Особую озабоченность государственных органов вызывает вовлечение молодежи в экстремистские организации, прикрывающиеся пропагандой «чистой религии». Религиозный экстремизм можно рассматривать как угрозу политической безопасности государства. Религиозный экстремизм препятствует развитию национальной идентичности всего казахстанского общества, создает очаги религиозной нетерпимости.
Одной из причин вовлечения молодежи в ряды экстремистских религиозно-политических движений является религиозная безграмотность, неумение отличить истинную религию от ее спекулятивных политизированных организаций. Это говорит о необходимости повышения уровня знаний у молодежи об основных положениях религий. Заслон распространению религиозного экстремизма и терроризма должны поставить, в первую очередь, религиозные лидеры.
Религия в Казахстане отделена от государственной власти, поэтому государственное образование не может ставить целью формирования религиозного сознания. Вместе с тем, религия является неотъемлемым компонентом духовности народа, без знания религиозных ценностей, имеющих нравственное и культурное значение, знание народа будет неполным, ущербным. Тем более что знание мировых религий показывает общность нравственных устремлений, духовных исканий, культурных норм многих народов, населяющих наше государство.
Перед обществом стоит задача воспитания духовно богатой личности с высокими нравственными устоями, активной гражданской позицией, формирования у молодежи ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно-исторических и духовных традициях Казахстана. В решении этих вопросов важную роль могут и должны сыграть традиционные религии.
Для того, чтобы надежно обеспечить защиту молодых людей от пропаганды асоциальных взглядов, содержащихся в вероучении некоторых религиозных объединений, им необходимы религиоведческие знания.
Именно поэтому в Казахстане периодически проводятся различного рода конференции на тему духовно-нравственного воспитания и на разные религиозные темы, в которых принимают участия и священнослужители традиционных религиозных конфессий. Главная задача традиционных религий на сегодняшний день - уберечь молодежь от псевдо идей экстремизма и ксенофобии.
Основные принципы и методы деятельности деструктивных культов и организаций. Деструктивный культ – термин используемый социологами, психологами, криминалистами, публицистами по отношению к религиозным и другим группам и организациям, причинившим (причиняющим) вред обществу или своим членам (материальный, психологический или физический), а также подозреваемым в потенциальной опасности причинения такого вреда. Большая энциклопедия «Терра» рассматривает данное понятие как крайнюю форму тоталитарной секты, когда подобные секты обвиняются в доведении до самоубийства и убийствах людей.
Учёные замечают, что у членов тоталитарных сект «формируется тоталитарное мировоззрение, что приводит к преобладанию групповых интересов над личными и развитию синдрома «мы/они», разделяющего мир на два враждебных лагеря: «мы» (культисты) и все остальные люди, не принадлежащие к данному культу». Отсюда происходит преобладание групповой воли над индивидуальной, а также «внушается чувство элитарности и взгляд на мир с позиции поляризованности: культ — хороший, мир вне культа — плохой, спасения в нем нет, а значит, и нет пути назад».
В наше время, после насаждения атеизма, у многих граждан, в том числе у подростков появилась естественная тяга к познанию религии. Причем, зачастую люди выбирают нетрадиционную для своего народа веру, а различные нетрадиционные верования, псевдонаучные, псевдорелигиозные движения и оккультные школы, в сущности, являющиеся деструктивными культами.
Несмотря на различия в «учениях» и образе жизни, все деструктивные культы имеют общие признаки своей деятельности. К ним относятся: претензии на исключительную мудрость, божественность, требование беспрекословного согласия с властью лидеров и полная подчиненность им. Эта подчиненность необходима даже и в том случае, если лидер значительно меняет ранее уже существовавшую доктрину деструктивного культа или ведет аморальный образ жизни.
Для всех культов характерна вера в то, что их верование представляет абсолютную истину. Поддерживается клевета на критическое мышление, рациональную и умственную деятельность как на нечто чуждое или пагубное. Для многих культов характерным является разрыв с семьей, друзьями, прошлыми интересами, работой, учебой. Все мысли и влечения концентрируются на жизни и общих интересах культа.
Нетрадиционные религиозные движения используют различные методики контроля за сознанием и поведением культистов, создают прямую и скрытую зависимость – психологическую, физическую, финансовую, от лидеров и организации, ограничивают свободу выхода, нередко внушая страх перед выходом из секты, предупреждая о суровых или сверхъестественных карах за отступничество от секты. При этом люди держатся часто на страхе и чувстве вины, находятся в постоянном напряжении, что нередко приводит к невротическим и психическим срывам, депрессии, самоубийству.
Зоной особого внимания деструктивных культов является молодежь, которую, в силу недостаточного жизненного опыта, восприимчивости всего нового, необычного, легче завлечь в свои сети. Поэтому различного культы представляют потенциальную опасность как для наших молодых сограждан, так и всего казахстанского общества.
Деструктивные религиозные культы – это авторитарная религиозная организация любой ориентации, которая является по своей сути разрушительной к духовному, психологическому и физическому состоянию личности. Культы практикуют скрытое психологическое насилие, выражающееся в незаконном контроле над сознанием поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия. Отдельное лицо (лидер) или группа лиц в своих узкоэгоистических целях целенаправленно формируют и поддерживают состояние неестественной зависимости и покорности у лиц, впервые попавших в организацию.
Одними из наиболее распространенных основных предпосылок попадания молодежи в деструктивные культы являются:
– происхождение из так называемых «неблагополучных» семей;
– психологические кризисы подросткового переходного периода;
– чувство страха и неуверенности перед трудностями современной жизни;
– неопределенность в завтрашнем дне;
– закомплексованность и вытекающие из него проблемы в общении с окружающими.
Любой культ – это организация, руководство которой хочет получить неограниченную власть, влияние и деньги. В погоне за этим могут применяться всякого рода маски – философские, религиозные, психологические. Могут прикрываться благотворительным комитетом, университетом, курсами английского языка или психологическим тренингом. Культы бывают сатанистские, языческие, новоиндуистские, оккультномистические. Объединяет их одно: прикрываясь словами о добре и правде, они разъединяют людей. Те, кто с ними, – свои, хорошие, кто не с ними – плохие, враги.
Цель у всех культов одна – завербовать как можно больше граждан под свои «знамена». А содержание религиозного обмана – всяческие обещания сделать жизнь счастливой. И, как правило, обещания небескорыстны. Потому как основой счастья может стать полное отречение от своего имущества, в их пользу.
Террористические группировки, экстремистские организации, мафиозные сообщества, как и деструктивные культы, эти объединения предлагают чувство общности, структурированность и значимость по чрезвычайно высокой цене: очень часто нужно безоговорочно отказаться от себя.
К новым религиозным движениям (нетрадиционным религиям) обычно относят религии, возникшие сравнительно недавно (в XIX или ХХ вв.); не связанные четко с определенной этнической группой. Их вероучение, как правило, не имеет глубоких связей с историей и культурой государства или отдельных этносов. Новые религиозные движения часто называют нетрадиционными или альтернативными религиями.
Рассматривая причины распространения новых религиозных движений, исследователи связывают их с отдельными политическими, социальными и мировоззренческими процессами. К ним в первую очередь относят глобальные проблемы человечества, которые стали источником негативных настроений: утраты гуманистических принципов, бесперспективности жизни, вызывающих ощущения общего кризиса общества. Новые религии, как религия в целом, выполняют иллюзорно–компенсаторную, мировоззренческую, регулятивную, интегрирующую, коммуникативную функции. Нередко нетрадиционные религии стремятся в иллюзорной форме компенсировать потребность в контактах, общении, духовной близости через специфический образ жизни, изолирующей человека от всего многообразия социальных связей. Некоторые из них сознательно противопоставляют себя государству и обществу, как и позициям доминирующих в обществе религиозных общин. Главным инструментом их распространения является активная миссионерская деятельность. Подавляющее большинство нетрадиционных религий стремятся охватить молодежь. Именно молодежь является той социальной группой, среди которой ведется основная миссионерская работа по поиску новых членов. В нетрадиционных религиях молодежь привлекает своеобразная романтика, система тайных инициаций, экзотичность, экстравагантность.
Методы деятельности деструктивных организаций и течений. Деструктивная религиозная организация – это жесткая иерархическая структура, представляющая собой угрозу основополагающим правам и интересам личности, общества и государства, а также противоправные деяния членов этой организации, совершающиеся по религиозным мотивам.
Методы, которыми пользуются руководители деструктивных культов:
– изменение образа жизни, идеалов, поведения, интересов, привычек, облика, склонностей, речи;
– утрата интереса к привычному кругу общения, семье, друзьям, профессии, форме отдыха;
– увлечение религиозной тематикой;
– выражение неуважения к патриотизму, родной культуре, традициям, памяти предков, авторитету старших;
– настойчивые повторения явно чужих и необычных мыслей, цитат, апелляция к неким авторитетам;
– частое и необъяснимое отсутствие дома;
– путешествие по стране и за границу;
– чрезмерное количество телефонных звонков и писем;
– резкое изменение состава домашней библиотеки;
– изменение режима питания;
– замкнутость в себе или открытая сильная экзальтация ради каких–либо дел;
– значительные денежные потребности: займы в банках, поборы у родственников и друзей, долги;
– проявление интереса к праву на собственность в части недвижимости, драгоценностей и иного имущества.
В деструктивных религиозных организациях наблюдается информационный контроль. Под этим мы имеем в виду:
• отсечение внешних по отношению к культам источников информации или клевета на них;
• разрушение связей с людьми за пределами группы;
• «бомбардировка» вербуемых культовой литературой, записями и лекциями, нацеленными на идеологическую обработку;
• объявление определенной информации о культе «секретной» (например, кто является лидером; какие жертвы, изменения в стиле жизни и финансовые обязательства требуются от культистов; на что уходят деньги);
• призывы к намеренному искажению этой информации («Мы собираем деньги для детей, лишенных благоприятных условий») и открытой лжи («Никто из наших последователей не дает деньги лидеру», «Мы не считаем, что наш гуру – Бог»).
Результаты: Информационный контроль мешает информированному принятию решений и таким образом предотвращает критическую оценку культа.
В деструктивных религиозных организациях наблюдается манипуляция языком. Это может быть осуществлено путем приписывания новых и дополнительных значений обычным словам. Дополнительная тактика включает: использование особенного словарного запаса (например, искусственные слова и фразы). Введение так называемого «новояза», введение иностранного языка(–ов) в разговор и пение; ограничение выражения личных мыслей и чувств о своем прошлом и будущем.
Результаты: Будущие адепты чувствуют себя посвященными в исключительный язык, словарный запас и новое знание. Они начинают ощущать себя более удобно, общаясь с членами РО, и, в конце концов, как только этот язык становится частью их повседневной речи, чувствуют себя заторможенно в общении с людьми вне культа, которые явно не могут этого понять. Это вносит свой вклад в поляризованный менталитет «мы–они», причем потенциальные новообращенные начинают больше отождествлять себя с культом и меньше – с некультовым миром.
В деструктивных религиозных организациях наблюдается отучивание от критического, рационального мышления. Например, многие культы отделываются от сомнений, критики и вопросов утверждениями типа «Все станет ясно со временем» или угрозами типа «В корне всякого сомнения Сатана», увещеваниями вроде «Если ты хочешь узнать Бога, ты должен выйти за пределы рациональности».
Результаты: испытание чувства вины из–за сомнений, вопросов или использования своих интеллектуальных способностей для оценки культа. Многие даже начинают рассматривать свой разум как нарушитель спокойствия, генератор ядовитых сомнений, оружие Сатаны и тому подобное.
В деструктивных религиозных организациях практикуется обучение методикам, вызывающим транс. Оно может включать в себя: медитацию, монотонное пение, говорение на языках (глоссолалия, то есть произнесение бессвязных и бессмысленных звукосочетаний в состоянии индивидуального или группового экстаза), самогипноз, создание ярких мысленных образов (визуализация) и контролируемые дыхательные упражнения (приводящие к обеднению или перенасыщению крови кислородом и изменяющие процесс мозговой деятельности).
Результаты: Эти методики, особенно если они раскрываются перед новообращенным в ходе напряженных особых церемоний посвящения, часто заставляют вербуемых чувствовать себя причастными к особенным и/или божественным силам. Стимуляция трансов приводит к подавлению сомнений и возрастанию внушаемости, способствует дальнейшей идеологической обработке. У некоторых особенно уязвимых людей применение подобных методик может привести к психическим нарушениям, срывам.
В деструктивных религиозных организациях практикуются исповедальные сессии, во время которых принуждают выдавать крайне личную информацию о прошлых и настоящих проступках и грехах, реальных или воображаемых.
Результаты: Вербуемые, которые открывают такую информацию, могут испытывать начальное чувство вины и стыда, а затем ощущение облегчения после признания. Они могут даже стать зависимыми от этой самоопорочивающей деятельности как от способа облегчения чувства вины. Однако те, кто хочет покинуть культ, часто боятся, что культ может воспользоваться раскрытой ими информацией, чтобы шантажировать или клеветать на них.
В деструктивных религиозных организациях практикуется групповое давление. То есть используется позитивное подкрепление (одобрение, проявление привязанности или повышение статуса культиста), когда он соглашается с целями группы, и удаление подобных форм подкрепления, даже наказание, когда кто–то говорит или действует вопреки культовым предписаниям.
Результат: Люди могут поддаться групповому давлению, несмотря на устойчивые убеждения, противоречащие культовым верованиям и практике.
Тема 15. Инициативы Республики Казахстан в сфере диалога религий. Инициативы Президента Казахстана в области установления мира и межконфессионального согласия. Съезды лидеров мировых и традиционных религий.
Инициативы Президента Казахстана в области установления мира и межконфессионального согласия. Казахстан вносит значительный вклад в дело укрепления всеобщего мира и стабильности. За годы независимости наше государство выдвинуло ряд инициатив, направленных на укрепление мира и стабильности в регионе.
В ноябре 2002 г. Президент Н.А. Назарбаев, выступая на IX Сессии Ассамблеи народа Казахстана, призвал все конфессии принять Евразийскую хартию межконфессионального мира и согласия.
По инициативе Главы государства 13 февраля 2003 г. в Алматы состоялась Международная конференция мира и согласия, в которой приняли участие официальные представители пяти государств, мусульманской, христианской, иудейской и других конфессий. Идею проведения конференции поддержали Папа Римский Иоанн Павел II, главы мировых конфессий, представители общественных и религиозных организаций из многих стран мира. В адрес участников и гостей конференции поступили приветственные телеграммы от руководителей США, Израиля, Украины и других государств.
По итогам форума была принята Декларация мира и стабильности. В этом документе сказано, что «религии должны стать связующим элементом в диалоге цивилизаций», а «мир и процветание людей является конечной целью для всех религий и культур мира». Участники конференции подчеркнули, что терроризм и экстремизм не имеют ничего общего с исламской цивилизацией, принесшей в мир вечные ценности добра.
В целом инициативы Казахстана, направленные на укрепление мира и согласия, имеют большое значение для поддержания мира и стабильности в Центральной Азии, на Евразийском континенте и во всем мире. Опыт нашей страны по взаимодействию различных конфессий изучают международные организации и зарубежные партнеры, в том числе ООН, ЮНЕСКО и ОБСЕ. На международной арене Казахстан воспринимается как территория мира, площадка для диалога и сближения культур и религий.
Идеи толерантности, мира, сотрудничества культур, религий и цивилизаций стали лейтмотивом крупнейших внешнеполитических инициатив Республики Казахстан. Свидетельством высокого доверия мирового сообщества политике Президента Н.А. Назарбаева стало то, что Казахстану было доверено возглавлять крупнейшие международные организации Европы и мусульманского мира.
В 2010 г. Казахстан возглавил Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Девизом председательства нашей страны в ОБСЕ стали четыре Т: Trust (доверие), Tradition (традиции), Transparency (транспарентность) и Tolerance (толерантность). Толерантность – четвертый компонент в этой схеме – отражает значимость укрепления диалога между культурами, религиями и цивилизациями.
Как подчеркнул Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в статье «Судьба и перспективы ОБСЕ», «Казахстан, как многонациональное и поликонфессиональное государство, приверженное идеям межкультурного и межцивилизационного диалога, намерен использовать достаточно мощный потенциал организации для эффективного преодоления национализма, религиозной нетерпимости, расизма, ксенофобии и антисемитизма». Для осуществления этих намерений необходимы тесное сотрудничество всех государств ОБСЕ, отказ от политики «двойных стандартов», сближение в понимании ценностей и законодательно-правовых норм, изучение позитивного опыта, накопленного в отдельных странах и добрая воля.
В 2011 г. Казахстан председательствовал на совещании министров иностранных дел Организации Исламского сотрудничества (ОИС). Взаимодействие с мусульманскими государствами является одним из приоритетов внешней политики РК. Со своей стороны исламский мир рассматривает Казахстан как неотъемлемую часть мусульманского сообщества.
Казахстан, являющийся полиэтническим и много-конфессиональным государством, полностью поддерживает глобальный процесс, направленный на развитие диалога между цивилизациями и религиями. Активное участие нашей страны в деятельности ОИС, наряду с другими крупными региональными и глобальными организациями, приобретает на современном этапе все большее значение.
Проведение в Астане Совета министров иностранных дел стран-членов ОИС в 2011 г. стало свидетельством высокого доверия и признания международного авторитета нашей страны со стороны мусульманского сообщества.
Во главе ОИС Казахстан предпринял усилия для включения в повестку дня организации таких насущных вопросов, как: политическое, гуманитарное и экономическое сотрудничество, борьба с терроризмом, религиозной нетерпимостью, гендерным неравенством и т.д.
Миротворческая миссия проявляется и в других внешнеполитических шагах руководства Казахстана. Наше государство и далее намерено содействовать дальнейшему расширению сотрудничества с авторитетными европейскими структурами и исламским миром. Доказательством этому стало участие представителей казахстанских делегаций в таких международных мероприятиях, как: международная конференция «Новые угрозы миру: роль человеческого измерения в борьбе с вызовами в области безопасности», проведенная международными институтами «Альянс цивилизаций» и «Дом Азии» (октябрь 2007 г., Барселона), межрелигиозная встреча за мир, организованная Обществом Святого Эдиджио (октябрь 2008 г., Неаполь), 11-й саммит «Организации Исламского сотрудничества».
Казахстан становится «мостом» между Востоком и Западом, поднимая вопросы об установлении принципа диалога религий и цивилизаций в глобальном масштабе. Сформировавшаяся в нашей стране модель межэтнического и межконфессионального согласия получила мировое признание. Принцип толерантности для Казахстана – не только норма политической культуры, это государственный принцип. Все это свидетельствует об успешности проводимой в течение 20 лет государственной политики, направленной на сохранение согласия и взаимопонимания между представителями всех этносов и конфессий, обеспечение стабильности и созидательного развития.
Съезды лидеров мировых и традиционных религий. По инициативе Президента Нурсултана Назарбаева в Астане каждые три года проходят Съезды лидеров мировых и традиционных религий. I Съезд состоялся 23-24 сентября 2003 г., II Съезд – 12-13 сентября 2006 г., III Съезд – 1-2 июля 2009 г., IV Съезд – 30-31 мая 2012 г. Участниками межрелигиозных форумов стали главы крупнейших конфессий мира, известные политики, представители международных организаций. На приглашение руководителя Казахстана откликнулись посланники ислама, православия, католицизма, протестантизма, буддизма, индуизма, конфуцианства, иудаизма и многих других религий.
Проведение в Казахстане Съездов лидеров мировых и традиционных религий – это конкретный вклад Казахстана в развитие диалога культур и цивилизаций как одного из механизмов поддержания глобальной и региональной безопасности.
Специально для проведения Съездов в Астане построили Дворец мира и согласия. Здание в форме пирамиды было возведено по проекту знаменитого британского архитектора Нормана Фостера. Дворец стал настоящим духовным центром нашей страны, здесь проводятся крупные международные форумы и конференции.
Во Дворце в настоящее время работает Международный центр культур и религий – организация, участвующая в осуществлении диалога цивилизаций. Перед Центром поставлена задача расширять диалог представителей разных культур и религий, привлекая к нему представителей светских и религиозных СМИ и молодежных объединений, научной и творческой интеллигенции. Как сказал Глава государства в своем выступлении на III Съезде лидеров мировых и традиционных религий, «Центр должен стать интеллектуальной лабораторией мира, согласия и справедливости».
Основной целью Центра является пропаганда уникального опыта нашего государства по укреплению межконфессионального согласия и единства народа на международном уровне. К первичным задачам Центра также относятся развитие международных связей со станами ближнего и дальнего зарубежья, а также изучение и использование опыта других стран, содействие повышению культурного и духовного уровня населения страны.
Центр налаживает контакты с учеными стран ближнего и дальнего зарубежья, что подразумевает развитие международного сотрудничества в целях предотвращения угроз религиозного экстремизма и терроризма. Деятельность Центра в этом направлении будет способствовать продвижению на новый уровень роли Казахстана как одного из международных центров межкультурного и межконфессионального диалога.
В основе работы Международного центра культур и религий лежат базовые принципы дальнейшего укрепления культурной, религиозной и цивилизационной идентичности, а также всемерного развития диалога религий. В связи с этим возникает необходимость обобщения имеющегося опыта, глубокого и всестороннего научного анализа многогранных проявлений феномена религии в современном мире. Мы должны не только сохранить богатый опыт мирного сосуществования различных культур и религий, но и передать нашим будущим поколениям традиции и уважение толерантности.
Идея межконфессионального диалога за эти годы получила широкую поддержку и развитие. Если в 2003 г. на I Съезд прибыли 17 делегаций, то в 2006 г. участниками форума стали 43 делегации из 20 стран, а в 2012 г. – уже 85 делегаций из 40 стран мира.
Расширяется круг влиятельных международных институтов, представленных на форуме. В их числе Организация Объединенных Наций (ООН), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация ООН по вопросам культуры (ЮНЕСКО), «Организация Исламского сотрудничества» (ОИС). Также к участию в работе Съезда присоединяются представители все новых религиозных конфессий (на III Съезд впервые прибыли представители синтоизма, даосизма, зороастризма), появляются представители духовенства из новых стран (Польша, Индонезия, Пакистан, Палестина).
Форум объединил усилия не только религиозных деятелей разных стран и международных политических объединений, но и различных инициатив по межконфессиональному диалогу. В работе III Съезда приняли участие такие организации, как Всемирная конференция религий за мир, Дом Азии, Альянс цивилизаций.
В 2009 г. впервые в истории проведения Съездов в числе его делегатов оказалась женщина – президент американской межцерковной организации Бернис Джексон.
Обустройство мирного общежития всех вер и народов стало главной темой форумов духовных лидеров в Казахстане. Открытые встречи глав религий должны показать всем людям, что у экстремизма и терроризма нет религиозных оснований. Вероучения мировых религий отвергают фанатизм, насилие и нетерпимость, а те, кто прикрываются в своей античеловеческой деятельности религиозными лозунгами, совершают преступление против религии.
Задача диалога цивилизаций в лице их духовных лидеров состоит в том, чтобы определить те базовые принципы и ценности, которые являются общечеловеческими и связывают все гуманистические религии. Истинная духовность отвергает насилие как метод решения проблем, не приемлет жестокости и вражды, терроризма и экстремизма. В этом плане опыт Казахстана уникален и показателен. Здесь не только в последние десятилетия, но уже много веков и тысячелетий мирно сосуществуют и взаимодействуют разные конфессии и религиозные течения, и совершенно не случайно, что местом проведения съездов лидеров мировых и традиционных религий стала столица нашей страны – Астана.
Президент Нурсултан Назарбаев в своем выступлении на II Съезде лидеров мировых и традиционных религий выделил следующие принципы понимания, которые могли бы стать основой диалога:
Во-первых, непредвзятость, отказ от сложившихся веками стереотипов взаимного восприятия. Нет необходимости вступать в диалог, не отказавшись от негативных стереотипов.
Во-вторых, сознательный отказ от вторжения в чужие сакральные сферы. То, что свято для одного, не может быть предметом юмора или насмешек для другого.
В-третьих, совместный ответ мировых и традиционных религий на новые, нестандартные угрозы. Одной из таких угроз, по мнению Президента, является разрыв с тысячелетними духовными традициями, носителями которых являются мировые религии.
Участники форумов стремятся найти ответы на самые сложные вопросы современности. Это отражается в том, что расширяется тематика диалога, увеличивается количество секций и содержание обсуждаемых на них вопросов. Так, в 2009 г. дебаты велись в рамках трех секций:
1. Моральные и духовные ценности, мировая этика.
2. Диалог и сотрудничество.
3. Солидарность, особенно в период кризисов.
Доброй традицией Съездов стало приглашение видных политических деятелей, глав государств и правительств, министров и парламентариев из многих стран. Гостями форума в разные годы были бывший премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммад, президент Израиля Шимон Перес, министр иностранных дел Испании Мигель Анхель Моратинос.
Знаменательным событием 2012 года стало проведение в столице Казахстана Астане IV Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Форум прошел под общей тематикой: «Мир и согласие как выбор человечества».
В канун открытия Съезда состоялось знаменательное для всех представителей религий событие – Первое заседание Совета религиозных лидеров, на котором приняли участие и выступили Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который впервые принял участие в работе Астанинского форума.
Итог – создание Совета религиозных лидеров, придавшее особую атмосферу и торжественность всей последующей работе Четвертого межрелигиозного саммита.
Важно подчеркнуть, что в работе Четвертого Съезда приняли участие 85 делегаций из 40 стран мира, это – представители христианства, ислама, иудаизма, буддизма, даосизма, синтоизма, индуизма, зороастризма, и почетные гости – представители государств, общественных и международных организаций.
Если обратиться к выступлениям участников Четвертого Съезда можно констатировать то, что религиозные лидеры были единодушны в своих оценках роли и миссии Казахстана в международном пространстве как одной из мощных, развитых и преуспевающих государств мира.
Выступления и дискуссии живо и интересно прошли на четырех секционных площадках Съезда, тематическая направленность которых была определена еще участниками предыдущего Третьего Съезда в 2009 году.
Работа секционных заседаний Четвертого Съезда была построена по таким четырем тематическим блокам, как: «Роль религиозных лидеров в достижении устойчивого развития», «Религия и мультикультурализм», «Религия и женщина: духовные ценности и современные вызовы», «Религия и молодежь».
Большую поддержку получили инициативы Съезда по созданию Совета религиозных лидеров, по улучшению религиозной ситуации в стране и в мире в целом.
Так, в рамках IV Съезда состоялось Первое заседание Совета религиозных лидеров.
В состав Совета вошли представители 14 религий мира.
Одной из важных инициатив IV Съезда стало создание Интернет-ресурса как части общего электронного портала G-Global, посвященного вопросам формирования и укрепления глобальной толерантности и доверия.
Сегодня с уверенностью можно говорить о том, что Съезд стал эффективным инструментом установления контактов между религиями и конфессиями. Так, например, в одном из интервью епископ Армянской апостольской церкви Маркос Ованесян отметил, что «благодаря контактам в рамках Съезда Армению посетили главный ашкеназийский раввин Израиля Йона Мецгер и главный муфтий Сирии шейх Ахмад Бадер Ассун».
Организация Съездов лидеров мировых и традиционных религий в Казахстане стала очередным шагом на пути к мирному диалогу и конструктивному сотрудничеству между религиями. Мировые центры духовности уже осознали необходимость преодоления мифа о неизбежности столкновений цивилизаций. Каждая попытка объединения созидательных усилий религиозных деятелей делает огромный вклад в преодоление глобальной напряженности.
Съезд лидеров мировых и традиционных религий имеет ряд отличительных особенностей по сравнению с другими формами межконфессионального диалога. Уникальность форума в Астане заключается в том, что инициатива его проведения впервые исходит не от глав конфессий, а от руководителя светского государства – Президента Нурсултана Назарбаева.
Это означает, что форумы будут служить не целям какой-либо одной религии, а создадут возможность масштабного межрелигиозного диалога, в рамках которого обсуждаются самые острые общечеловеческие проблемы.
Духовные лидеры получили в Астане возможность обсудить, каким образом духовный и нравственный потенциал мировых религий может быть использован для решения международных конфликтов, противодействия глобальным угрозам, преодоления вражды и нетерпимости.
Важной особенностью съездов стало то, что в их работе, кроме представителей всех крупнейших конфессий мира, принимают участие видные политики, главы государств и влиятельных международных организаций. Это позволяет принимать действенные решения, которые напрямую могут повлиять на укрепление безопасности в мире, сближение культур и цивилизаций.
Казахстан, расположенный на стыке Азии и Европы, не случайно стал местом диалога. Наша республика, в которой проживают представители многих этносов и религий, обладает богатым опытом их тесного взаимодействия и поэтому заслужила право быть местом плодотворного диалога конфессий и цивилизаций. Проведение съездов позволило Казахстану стать площадкой мирного межцивилизационного диалога. В Астану духовные лидеры и политики приезжают, чтобы попытаться найти взаимоприемлемое решение самых острых проблем мирового развития.
- Религиоведение
- «Религиоведение»
- Содержание
- Введение
- 1. Данные о преподавателе:
- 2. Данные о дисциплине:
- Примерное распределение учебного времени
- 3. Пререквизиты курса
- 4. Постреквизиты курса
- 5. Описание курса
- 6. Содержание курса
- 6.1 Перечень лекционных занятий
- 6.2 Перечень практических занятий
- 7. График выполнения и сдачи заданий срс по дисциплине
- 8.Список литературы
- 9. Политика курса
- 10. Информации по оценке знаний
- 11. Политика выставления оценок
- Примерная схема оценки знаний студентов
- Тема 2. Религия как духовная культура и социальный институт.
- Тема 3. Происхождение религии и ее ранние формы.
- Тема 4. Мифология как сложное культурное явление.
- Тема 5. Национальные религии.
- Тема 6. Буддизм.
- Тема 7. Христианство.
- Тема8. Ислам.
- Тема 9. Православие и ислам в Казахстане.
- Тема 10. Католицизм и протестантизм.
- Тема 11. Новые религиозные движения. Особенности новых (нетрадиционных) религиозных движений. Классификация нетрадиционных религий. Деструктивные культы.
- Тема 12. Проблема религиозного экстремизма и терроризма в современном мире. Причины распространения экстремизма. Экстремизм и религия. Как можно противостоять экстремизму?
- Тема 13. Террористические и экстремистские организации, запрещенные на территории Республики Казахстан.
- Материалы к семинарским занятиям
- Тема 1. Политика рк в сфере религии. Законодательство о религии.
- Литература:
- Тема 2. Религия как духовная культура и социальный институт.
- Литература:
- Тема 3. Происхождение религии и ее ранние формы.
- Литература:
- Тема 4. Мифология как сложное культурное явление.
- Литература:
- Тема 5. Национальные религии.
- Литература:
- Тема 6. Буддизм.
- Литература:
- Тема 7. Христианство.
- Литература:
- Тема 8. Ислам.
- Литература:
- Тема 9. Православие и ислам в Казахстане.
- Литература:
- Тема 10. Католицизм и протестантизм.
- Литература:
- Тема 11. Новые религиозные движения.
- Литература:
- Тема 12. Проблема религиозного экстремизма и терроризма в современном мире.
- Литература:
- Тема 13. Террористические и экстремистские организации, запрещенные на территории Республики Казахстан.
- Материалы к срсп
- Тема 6. Буддизм.
- Тема 10. Католицизм и протестантизм.
- Тема 6. Буддизм.
- Тема 7. Христианство.
- Тема 8. Ислам.
- Тема 9. Православие и ислам в Казахстане.
- Тема 11. Новые религиозные движения.
- Тема 10. Католицизм и протестантизм.