1.1 Особенности изображения буржуазного общества в романе
В романе перед читателем проходят люди разных социальных кругов – буржуазные дельцы, аристократы, чиновники, члены парламента, помещики, биржевые маклеры, военные, дипломаты, учителя, гувернантки, экономки, лакеи. Все они живут по законам «Ярмарки», где продается и все покупается, где достоинство человека определяется величиной его капитала, всем правит успех и богатство, где «титул и карета четверней – игрушки более дорогие, чем счастье». Ярмарка тщеславия определяется в романе как «место суетное, злонравное, сумасбродное, полное всяческих надувательств, фальши и притворства».
Теккереем создана целая галерея образов аристократов. Это многочисленные члены семейства Кроули: помещик Питт Кроули, невежественный и грубый, его сыновья и его брат – Бьют Кроули, обладательница огромного состояния престарелая мисс Кроули, в ожидании наследства которой грызутся ее родственники. Ради денег каждый из Кроули готов перегрызть горло своему конкуренту. Корыстные интересы и низменные страсти делают близких людей врагами.
Колоритна фигура сэра Пита Кроули – «философа с пристрастием к тому, что называется низменными сторонами жизни». Сэр Питт жесток и жаден; он не умет грамотно писать и никогда не стремился чего-либо читать; однако он «весьма щепетильно охраняет свое достоинство и редко выезжает иначе как на четверке цугом». «…Вряд ли нашелся бы другой такой хитрый, низкий, себялюбивый, вздорный и малопорядочный старик. Багровая лапа Питта Кроули готова была полезть в любой карман, только не в его собственный».
В ряду аристократических снобов находится маркиз Стайн. Этот умудренный жизненным опытом престарелый вельможа, циничный и умный, являет собой образец развращенного до мозга костей богача. Это человек с темным прошлым и воровскими замашками. Но он сумел приобрести себе титул и огромное состояние, женился на знатной аристократке и считается столпом общества. Размеры состояния маркиза Стайна соответствуют степени его подлости.
На примере судеб Эмилии, принадлежащей к буржуазным кругам, и Ребекки, стремящейся приобщиться к аристократическим сферам, - Теккерей создает широкую панораму английской жизни, показывает обусловленность характеров героев их окружением, раскрывает связь частных судеб с жизнью социально-общественной. «На Ярмарке Тщеславия люди, естественно, льнут к богачам», - этим и объясняются отношения героев. Разоряется и оскудевает семья биржевого маклера Седли, процветает коммерсант Осборн. Разорение Седли заставляет его родственника Осборна отвернуться от него. Выброшенной за борт жизни оказывается и лишившаяся состояния несчастная Эмилия. Лишь получив наследство, она может вновь обрести место в мире буржуазных снобов. (Касательно женских персонажей Эмилии и Ребекки Теккереем рассмотрена также тема семейного счастья, что будет развернуто далее в реферате.)
Как показано выше, Теккереем в романе создан обобщенный образ буржуазного общества, реалистический символ мира, основанного на несправедливости. Теккерей уловил связь между людьми современного ему общества, основанную на «бессердечном чистогане», на магической власти денег, он выступил обличителем и критиком этого общества, его лицемерной морали. Общество в целом охвачено национальной болезнью – снобизмом: каждый, кто не пробился наверх, мечтает о месте рядом с сильными мира сего.
Недаром первоначальное название романа Теккерей полагал как «Карандашные зарисовки английского общества»1. Уже была готова значительная часть рукописи, когда Теккерею пришла идея, заставившая первоначальное название потесниться и стать подзаголовком. То было самое настоящее вдохновение. В своем романе Теккерей осуществил грандиозный план и создал произведение, которое, как он надеялся, «возьмет глупую публику за живое». Писательница Ш. Бронте, современница Теккерея, писала про него, «что он более других способен возродить наше общество и восстановить пошатнувшийся миропорядок; потому, что ни один критик до сих пор не нашел для него правильных слов и верных сравнений»2.
- 1. Многоплановость романа у. Теккерея «Ярмарка тщеславия»
- 1.1 Особенности изображения буржуазного общества в романе
- 1.2 Панорама жизни в романе
- 1.3 Философская линия и художественный историзм в романе
- 2. Особенности художественных приемов Теккерея
- 2.1 Образ автора в системе образов и сатира в романе
- 2.2 Роман без героя
- 2.3 Композиция «Ярмарки тщеславия»
- 2.4 Писатель-художник Теккерей
- Заключение
- Список литературы