Католицизм.
Католици́зм или католи́чество (лат. catholicismus) (от греч. καθολικός — «всеобщий», буквально «по-всему» или «согласно всему»; впервые по отношению к церкви термин «ἡ Καθολικὴ Εκκλησία» применён около 110 г. в письме святого Игнатия к жителям Смирны и закреплён в Никейском символе веры) — крупнейшая по численности приверженцев (более 1, 13 млрд по состоянию на конец 2008 г.) ветвь христианства, сформировалась в I тысячелетии н. э. на территории Западной Римской империи. В историографии Раскол с восточной христианской церковью, за которой закрепилось название православной, относят к 1054 году. Однако, разрывы евхаристического общения Константинопольской и Римской кафедр происходили неоднократно начиная с середины I тыс. н. э., но все они были преодолены. Видимым главой Католической Церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме.
В Католической церкви существуют несколько обрядов: латинский обряд, другие западные обряды и восточные литургические обряды.
История:
Современная Католическая церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола 1054 года как свою историю.
Согласно доктрине Католической церкви, Католическая (Вселенская Церковь) была «возвещена в прообразах уже от начала мира, дивно предуготована в истории Израильского народа и в Ветхом Завете и основана в последние времена, явилась через излияние Святого Духа и обретёт славное завершение в конце веков». [1] Так же, как Ева была сотворена из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронзённого сердца Христа, умершего на Кресте [2].
Вероучение Церкви, по убеждению её приверженцев, восходит к апостольским временам (I век).
Католическая церковь — крупнейшая (по числу верующих) ветвь христианства. По данным на 2004 год, в мире насчитывалось 1,086 млрд католиков.
Католицизм является основной религией во многих европейских странах (Франция, Италия, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия, Мальта и др.). Всего в 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии — половину.
В Западном полушарии католицизм распространён во всей Южной и Центральной Америке, в Мексике, на Кубе, в Канаде и США.
В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе, большое число католиков есть во Вьетнаме,Южной Корее и Китае («Китайская патриотическая католическая ассоциация»).
На Ближнем Востоке много католиков в Ливане.
В Африке проживают по разным оценкам от 110 до 175 миллионов католиков [3].
До 1917 года в Российской империи, по официальным сведениям, проживало более 10 млн католиков (в основном в Царстве Польском). Согласно переписи населения 1897 года общее число римокатоликов составляло 11 миллионов 468 тысяч человек[4]. В современной России (2005) существует около 300 приходов Римско-католической церкви. Оценки общего числа католиков в России разнятся от 200 тысяч до полутора миллионов человек. Справочник catholic-hierarchy приводит цифру в 785 тысяч[5]
Грекокатолицизм (или католицизм византийского обряда) распространён среди албанцев, белорусов, словаков, венгров, румын, украинцев, закарпатских русинов и мелькитов Сирии, Ливана и США; а также отчасти среди греков, болгар, хорватов и русских. Католики других восточных обрядов проживают в Индии, на Ближнем Востоке, Египте, Эфиопии, Эритрее, Ираке и в диаспоре.
Доктрина:
Вероучение базируется на Библии и Священном Предании, которое включает в себя постановления Вселенских Соборов. Базовые положения вероучения изложены в Катехизисе Католической Церкви, каноническое право систематизировано и изложено в Кодексе канонического права.
В Католической церкви существует семь таинств:
-крещение,
-брак
-миропомазание (конфирмация)
-евхаристия
-исповедь
-елеосвящение
-священство.
Вероучение Католической Церкви имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:
догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Её телесном вознесении;
учение о чистилище;
широкое почитание Девы Марии (hyperdulia) ;
почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу (latria), и почитанием святых (dulia);
утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра;
централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями), в отличие от автокефальности (автономии) православных поместных церквей; утверждение монархического главенства Римского епископа над Церковью как преемника апостола Петра;
безошибочность учительства папы римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого ex cathedra (см. Догмат о папской безошибочности);
нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака.
Структура:
Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной властью в Католической церкви обладает папа римский.[6] Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов. Административный аппарат Церкви называется Римская курия, в состав которой входят конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра папы вместе с курией формируют Святой Престол, располагающийся в независимом государстве Ватикан. Святой Престол является объектом международного права.
Всемирная Католическая Церковь состоит из Церкви латинского обряда и Восточнокатолических церквей, которые исповедуют один из восточных литургических обрядов и имеют статус «sui iuris» (своего права). На практике это выражается в том, что эти церкви, оставаясь в общении с Папой и полностью разделяя католическую догматику, имеют собственную иерархическую структуру и собственное каноническое право. Крупнейшие Восточнокатолические церкви возглавляет Патриарх или верховный архиепископ. Восточные Патриархи и верховные архиепископы приравнены к кардиналам-епископам латинского обряда и занимают в католической иерархии место сразу же за папой.
Основной отдельной территориальной единицей является епархия, возглавляемая епископом. Некоторые важные епархии исторически носят название архиепархий. К епархиям приравнены другие разновидности территориальных единиц:
апостольский викариат
апостольская префектура
апостольская администратура
военный ординариат
территориальная прелатура
территориальное аббатство
В восточнокатолических церквях существуют, кроме того, экзархаты.
Несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Центр митрополии обязательно совпадает с центром архиепархии, таким образом митрополит в Католической церкви обязательно является архиепископом. В некоторых странах (Италия, США и др.) митрополии объединены в церковные регионы. Епископы большинства стран объединены в конференцию епископов, обладающую большими полномочиями в организации церковной жизни страны.
Епархии состоят из приходов, которые возглавляют приходские настоятели, подчинённые епископу. Настоятелю в приходе могут помогать другие священники, называемые викарными. Иногда рядом расположенные приходы объединяются в деканаты.
Особую роль в католической церкви играют так называемые институты посвящённой Богу жизни, то есть монашеские ордена и конгрегации; а также общества апостольской жизни. Институты посвящённой жизни имеют собственные уставы (утверждаемые папой), их территориальная организация не всегда соотносится с церковным епархиальным устройством. Местные единицы монашеских орденов и конгрегаций иногда подчиняются местным епархиальным епископам, а иногда непосредственно папе. Ряд орденов и конгрегаций имеют единоличного главу (Генерал ордена, генеральный настоятель) и чёткую иерархическую структуру; другие представляют собой объединение полностью автономных общин.
Раскольники в католич.:
Старокатолики откололись от Католической церкви вследствие неприятия некоторых решений Первого, и, как следствие, — Второго Ватиканского собора. Старокатолики придерживаются традиционного католического предания, и сохраняют в своей среде многие основополагающие черты средневековой католической обрядности. Кроме того, ещё существует большое число маргинальных группировок, называющих себя католиками, но непризнаваемых в качестве таковых Святым Престолом. Многие такие группы доктринально стоят на консервативной христианско-фундаменталистской платформе, фактически представляют собой свою собственную организационную автономию и доктринально являются тем или иным вариантом православия или протестантизма.
- Ответы на вопросы по « Направления в индуизме Вайшнавизм Шиваизм Шактизм Смартизм Религиоведению»
- Происхождение и ранние формы религии
- Структура и функции религии.
- Наука и религия: диалог мировоззрений.
- Традиционные религии Индии, Китая и Японии.
- Верования др. Славян.
- Зороастризм.
- Буддизм.
- Основы учения Иисуса Христа.
- Учение Иисуса Христа Основные особенности
- Спасение
- Личное благочестие
- Эсхатология
- Учение Иисуса и христианство
- Православие.
- Канонические устройство и нормы
- Православная Церковь
- Поместные автокефальные Церкви
- Старообрядческие церкви
- История Русской православной церкви.
- «Раскол» в русском православии.
- Основные праздники и посты в русском православии.
- Католицизм.
- Протестантизм.
- Иудаизм.
- Основные тенденции эволюции религии. Процесс секуляризации.
- Новые религиозные движения в современном мире.
- Государство и церковь.
- Межконфессиональные отношения в современной России.