logo
Различные течения в исламе

Хариджизм

Хариджизм (от араб. «хаваридж» — вышедший, отделившийся) — религиозно-политическое движение в исламе. Хариджизм возник в результате выхода против правителя Усмана который был подстроен иудеем Абдуллой ибн Саба. В 656 году произошла так называемое Верблюжье сражение между Али и Муавией, за то чтобы первый немедленно выдал убийц Османа.[24]. Али согласился на третейский суд, однако часть сражавшихся, не признавая суда людей, заявила, что судить вправе только Бог, и 12 тысяч наиболее благочестивых его сторонников удалилась в деревню Харура в окрестностях города Куфы (поэтому вначале их называли харуритами).В религиозном отношении хариджиты выступают за полную чистоту ислама и строгое следование традициям и обрядам. Они признают только двух халифов — Абу Бакра и Омара[25]. Не признавая третейского суда, хариджиты единственным путем решения конфликтов считают вооруженную борьбу. Хариджиты отрицают подлинность XII суры Корана Йусуф (Иосиф). Они осуждали всякую роскошь, запрещали музыку, игры, табак, алкогольные напитки; отступники, совершившие смертный грех, должны быть уничтожены[26]. Хариджиты выступили с учением о верховенстве мусульманской общины. Согласно их учению, халиф получал власть от общины путём выборов. Хариджиты проявляли фанатическую нетерпимость ко всем инакомыслящим, в том числе прибегали к террору, насилию и убийствам. От рук хариджитов в 661 году был убит имам Али и совершенно неудачное покушение на Муавию. До X века они подняли десятки восстаний против Халифата и образовали в Северной Африке государство с династией Рустамидов.В конце VII века в результате раскола среди Хариджитов формируется несколько течений: мухаккимиты, азракиты, надждиты, байхаситы, аджрадиты, са’алабиты, ибадиты (абадиты), суфриты и др. Численность хариджитов на конец XX века — по разным оценкам от 1 до 3 миллионов человек (0,1 % всех мусульман). В оснвовном Хариджизм господствует в Омане, но также они проживают на территории Алжира, Ливии, Туниса и Занзибара. В настоящее время хариджизм представлен группой ибадитов, утратившей активную нетерпимость к иноверцам[27].

Ибадиты

Ибадиты (абадиты) — одна из исламских сект, образовавшихся в результате распада секты Хариджитов. Секта выделилась в 685 г. в Басре. Основана Джабиром ибн Зайдом. Название секты исходит от имени одного из ее первых лидеров — Абдаллы ибн Ибада[28]. Занимали сравнительно мирные и умеренные позиции, отказавшись от вооруженной борьбы и восстаний, что позволило им занимать видное место в политической системе халифата. Создали в Северной Африке ряд государств — имаматов[29].

Азракиты

Азракиты — одна из исламских сект, образовавшихся в результате распада секты Хариджитов. Возникла в 80-е годы VII в. во время восстания Нафи ибн аль-Азрака в Ираке против Омейядов. Считали своим религиозным долгом постоянную вооруженную борьбу не только с неверными, но и с мусульманами, не разделявшими хариджитских взглядов. В IX в. секта прекратила свое существование, после подавления восстания, поднятого азракитом Али ибн Мухаммадом в 869 году в Южном Ираке и Хузистане[30][31].

Суфриты

Суфриты — одна из исламских сект, образовавшихся в результате распада секты Хариджитов. Секта выделилась во второй половине VII в. в Басре. Основатель секты — Зийяд ибн аль-Асфар. Занимали среднюю позицию между ибадитами и азракитами. Они считали допустимым временное прекращение священной войны, осуждали убийство детей неверных[32][33]

Ахмадия

Ахмадия - секта, большинство сторонников которой находится в Пакистане, Индии, Бангладеш и Индонезии. Отличий от суннизма очень мало, но два из них существенны: во-первых, сторонники Ахмадии не признают необходимость священной войны против верующих других религий, толкуя джихад в очень узком смысле. Во-вторых, они считают, что Аллах может посылать пророков (расуль) и после Мухаммада.