logo
Европейское средневековое сектантство и его языческие корни

2. Древние секты

сектантство ересь церковь христианство

Далее следует, как нам кажется, кратко рассмотреть многообразие европейских сект.

Из сект древней церкви примечательны: 1) секты, отставшие от религиозной эволюции, совершившейся в христианстве: таковы последователи Иоанна Крестителя, не примкнувшие к Христу; с ними часто ставят в связь имеробаптистов (ежедневно крестящих) Евсевий Памфил, "Церковная История", 4, 22 и гностиков-иоаннитов. Возможно, что они тождественны с еще существующими в Персии мандейцами. Сюда же относятся секты самаританских мессий, пытавшихся конкурировать с христианством: досифеане, симониане, менандриане. 2) Иудействующие христианские секты первах времен: назаряне (I - VI в.), евиониты, евиониты-гностики (с конца II в.). 3) Язычествующие секты I - III вв. Они чрезвычайно многочисленны и известны под общим именем сект гностических (см. Гностицизм). Из них ближе всего к католичеству стояли маркиониты (II - VII в.), дальше всего - манихеи, исповедовавшие, собственно говоря, особую религию, связанную с христианством не теснее, чем, напр., ислам; но манихейство помещается в перечнях христианских сект, так как в своих позднейших фазисах оно было образующим элементом в целом ряде сект чисто христианских, например: павликиане (VII - XII в.), богомилы (XI - XV в.), по-видимому - также русские стригольники и некоторые жидовствующие (XV - XVI в.), на Западе кафары и альбигойцы. 4) Секты энтузиастические, из которых замечательны катафриги, или монтанисты (II - III в., дожили до VIII-го). 5) Несколько сект возникло в древней церкви на почве ригористической моральной тенденции, не удовлетворявшейся допущенным в католичестве минимумом моральных требований и его покаянной дисциплиной. Этой тенденцией отмечены уже некоторые гностические секты, а также монтанизм; в эпоху систематических кровавых гонений на христиан (с середины III в.) тенденция выразилась в том принципе, что христианин, выказавший слабость при гонении, не должен быть вновь принимаем в общение верующих, так как простить его может только Бог. Таковы новациане (в Риме, с середины III в.), мелетиане (в Александрии, начале IV в.; их не должно смешивать с антиохийскими мелетианами второй половины IV в., возникшими на почве арианских споров) и донатисты (в Африке, с начала IV - VII в.). 6) О сектах догматического характера IV - VII в. см. Ариане, Аполлинарий младший, Константинопольские соборы (Македониане), Несториане, Монофизитство, Ориген, Монофелитство, Марониты. Вне прямой деятельности вселенских соборов стоят пелагиане и полупелагиане (семипелагиане) - возникшие на почве вопроса о первородном грехе, благодати и свободе; авдиане и апостолики (в Месопотамии и Малой Азии) - искавшие возврата к христианству I - III в. и нападавшие на примирение церкви с языческими государственными формами; aнтидикoмapиaниты (из Аравии) и аэриане (в Армении) - восстававшие против почитания святых и Богоматери, постов и епископской власти. Против философской формулировки вероучения, составлявшей главный предмет деятельности вселенских соборов, восставали в IV в. реториане ("все еретики в своем смысле правы; православие состоит в верности своему убеждению"), в V - VII вв. - гносимахи ("Бог хочет от христианина только добрых дел; поэтому стремление к теоретическому богопознанию бесплодно и ненужно"). 7) В среде монашества, уклонившегося от католической идеи аскетизма, развилось несколько мистических сект, напр. мессалиане, или евхиты (вечномолящиеся), впоследствии с примесью дуалистических учений. Конкретные исследования современных религиозных верований (методика, организация, результаты), М., 1967