logo
Заупокойный культ Древнего Египта

1.2 Потусторонний мир

Имея в большом количестве письменные источники, можно легко изучить представления египтян о потустороннем мире. Так как тела умерших при погребении лежали лицом к западу, можно полагать, что загробный мир в те давние времена представлялся на западе. Это мнение полностью подтверждается письменными источниками. Слово иминти как раз и означало «запад», т.е. «потусторонний мир». Наиболее распространенно считалось, что загробный мир находится на западе.

Можно просмотреть все эти представления в хронологической последовательности. Например, можно начать с «Текстов пирамид». В них отражается представление египтян о фараоне. Более всего нам интересно будет поговорить о жизни умершего вне гробницы. В основном в «Текстах пирамид» упоминается восток, а не запад. Именно на востоке утром появляется гелиопольский бог. В Гелиополе происходило становление солнечного культа, а так как в «Текстах пирамид» в основном говорится о гелиопольских верованиях, то совсем не удивительно, что царство мертвых находилось именно на востоке. А речь идет именно о полубоге, который стремился в общество бога Ра. В одном из магических текстов говорится: «Для тебя открыты врата неба, ты ступаешь, как сам бог Хор, как лежащий шакал, скрывший свой образ от врагов, ибо среди людей нет зачавшего тебя отца, ибо среди людей нет зачавшей тебя матери» (Pyr., § 309, 1774). Все происходило в восточной части неба. Фараону легко было туда попасть, он же полубог. Фараон мог в образе гуся, луня (священных птиц) пересечь пространство к востоку. О полете фараона говорится: «Летит летящий. Он улетает от вас, люди, ибо он не принадлежит земле, он принадлежит небу.» (Pyr., § 890/891).

Важным моментом в представлениях древних египтян было плавание по небу в восточную часть. Небо считалось как водная гладь, которую необходимо было преодолеть повелителю Египта. А для этого ему было нужно судно, при чем реальное (недалеко от заупокойных храмов фараонов Хуфу и Хафра погребены суда натуральной величины).

Умершего фараона перевозить мог только особый перевозчик. Перед тем как отправиться, перевозчик задавал магические вопросы пассажиру, а тот будто отвечал. Царь умерший был в экипаже ладьи бога Ра. Ему дают весло, а он сопровождает бога в плавании (Pyr., § 922-923). Царь после смерти - сам великий бог или приближенный. Большую опасность для умершего царя представляли змеи, в «Текстах пирамид» много различных заклинаний для ограждения от них.

«Тексты пирамид» должны были гарантировать царю вечную жизнь среди богов. Ну а простые смертные могли лишь рассчитывать на продолжение в загробном мире тех же условий, в которых они находились и в земной жизни. На стенах гробниц изображены они в земной обстановке, среди семьи, во время охоты и т.д. Тексты показывают указания на карьеру умершего. Этим наука обязана верованию египтян в магию. Но для родных постоянные жертвы были очень убыточными. Магия научила их делать искусственные дары из дерева (хлеб, животные). Изображение жертвы на плите могильной было действительным, если рядом с ним написана магическая формула. Это дало возможность живым быть очень щедрыми для своих покойных родственников. Они в надписях могли им принести хоть множество гусей, быков и т.д. Важным было прочтение заупокойной магической формулы. В которой упоминалось имя погибшего. Чтением этой формулы он заставлял богов представлять то, что требовалось. Такими были представления о загробной жизни вельмож.

Итак, чиновника после смерти ждало общество богов, простые же люди рассчитывали лишь на продолжение жизни, но в тех же самых условиях. Это отражало социальное неравенство людей. Существование в потустороннем мире обеспечивалось только верой в магию.

Культ Осириса медленно распространяется с севера на юг. Осирис приобретает статус общеегипетского бога-царя загробного мира. В представлении египтян он даже вытеснил Анубиса, Сокара и других богов потустороннего мира.

Во времена Среднего царства развивается заупокойная магическая литература - «Тексты саркофагов». Они начертаны на каменных гробах. Это очень богатый материал для изучения истории египтян о загробной жизни.

В «Текстах пирамид» рассказывается, что каждый покойник отождествляется с Осирисом (царем загробного мира) и благодаря этому обретает полновластное бытие в загробном мире. «Теперь все люди по смерти делались Осирисами „правогласными“, т.е. правильно произносящими магические формулы против загробных опасностей». Поэтому все хотели быть погребены в Абидосе (там будто бы был похоронен сам Осирис). Таким образом получается, что в эту эпоху Среднего царства защитником умершего считается Осирис, а не бог Ра.

Главной сущностью египтян о загробной жизни является то, что египтянин представляет ее как оптимальный вариант земной жизни. Покойному нужно жилище, еда, вода, одежда, он может покидать свою гробницу и возвращаться, может жить так, как хочет. В «Текстах саркофагов» есть глава, где описывается египетский рай - «поле камыша», в котором труд земледельческий награждался урожаем. Получается, что «поле камыша» - это нечто рая для крестьянина, лучшее вознаграждение за земной труд в потусторонней жизни. Но необходимость трудиться и в загробном мире пугала умершего. Магия здесь тоже пришла на помощь религии. Были изобретены ушебти - маленькие статуэтки людей, которые находились в погребениях. Это изображения людей, которые в силу магии могли оживать и производить в загробной жизни ту работу, которой занимался человек в земной жизни.

Ушебти во все исторические периоды Египта сохраняют значение только как магические фигурки, выполняющие ненавистные египтянам повинности для царя загробного мира -- Осириса. Над ними совершался обряд превращения в живое лицо в погребальне. Жрец произносил заклятие над фигурками, содержание которого известно из «Книги мертвых».

Кроме того что представления о потустороннем мире связано с востоком, также оно связано и с западом. Он отождествлялся с некрополями, которые располагались на западе

Так как загробная жизнь была продолжением земной и покойный считался как реально существующий, живые люди хотели иногда установить контакт с умершим с помощью писем. Эти письма дошли до нас в маленьком количестве и переведены были египтологами К.Зете и А.Гардинером. Эти письма были написаны иератическим характером. Письмо всегда оставлялось там, где лежали его дары. Ведь он мог пользоваться этими дарами, то соответственно мог и читать эти письма. Письма писались на папирусе, на сосудах с пищей, в них были просьбы живых к умершему. Считалось, что болезни живых могли исходить от козней умерших. Это и было самой главной причиной возникновения писем.