Взаимосвязь религиозных направлений с хозяйственной деятельностью

курсовая работа

Введение

Влияние религии на становление и развитие капитализма немало важная тема в экономической теории. Для того чтобы понять всю сущность капитализма, необходимо знать историю его происхождения и совершенствования. Но причем здесь религия? Во времена зарождения наук, теорий и институтов, многие мыслители опирались на религиозные взгляды, которые отражали ценности и нормы определенных групп людей, и влияли на их мировоззрение и поведение в жизни. Тем самым в изучении каких-либо систем появлялись разнообразные подходы, которые отражали различные мнения по поводу объектов изучения.

Целью работы стало выявление взаимосвязи религиозных направлений (наиболее яркий из них - протестантство) с хозяйственной деятельностью, а также понимание о том, как влияют те или иные религиозные установки на развитие капитализма.

В соответствии с целью курсовой работы необходимо проанализировать произведение немецкого социолога и экономиста Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» и определить взаимосвязь протестантизма и капитализма.

Макс Вебер (1884 - 1920) - немецкий социолог, историк, экономист и юрист. Одной из основных его работ считается "Протестантская этика и дух капитализма", в продолжение которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма.

В своем труде Вебер объяснил, что причина возникновения капитализма лежит не только в накоплении капитала, но и в рациональном подходе. Наиболее важные факторы, присущие капитализму, такие как организованные потоки инвестиций и дисциплинированная рабочая сила, сильно выражены в протестантских нациях.

Большое впечатление на М. Вебера произвели работы Б. Франклина, в которых он видел признаки существования «капиталистического духа». В высказываниях Франклина Вебер видел не просто советы, а особую этику, призыв к рациональности и опытности в делах.

Также особое внимание стоит уделить понятию «призвание», в котором находит свое выражение центральный догмат всех протестантских исповеданий.

Кто и как критиковал теорию Макса Вебера? Протестантская этика и дух капитализма. Критика теории М. Вебера - http://bhoga.ru/article/31/protestantskaya-etika-i-dukh-kapitalizma-kritika-teorii-m-vebera

Тони Диксон и Хью МакЛекан: «В поисках духа капитализма: Неправильная интерпретация Вебером слов Франклина». В данной статье они утверждают о том, что Вебер использовал слова Франклина так, как посчитал нужным для своей теории, отображая в них некий «дух капитализма» и особую этику. По их мнению слова Франклина - всего лишь набор благоразумных советов. Но саму теорию Вебера они не отвергают.

Р. Тоуни - самый известный критик Вебера. Он соглашается с Максом в том, что капитализм и протестантизм связаны, но эту связь видит с точностью до наоборот. Тоуни в его работе от 1926 года «Религия и становление капитализма» утверждает, что протестантизм заимствовал у капитализма приемлемость к риску, стремление делать прибыль. Протестантизм был революционным по отношению к традиционализму по своему отношению к жизни и бизнесу. Поэтому Тоуни резонно предположил, что рациональность, присущая капитализму, стала принципом протестантизма, так как она диаметрально противоположна по своей сути каталитическому традиционализму. Первые протестантские лидеры быстро сообразили, что трудолюбие и рациональная организация труда, присущая капитализму, очень хорошо вписываются в концепцию жизни в услужении Богу. Тоуни говорит об этой взаимосвязи следующими словами: «Протестантская этика с ее призывами к усердной работе, бережливости и подобным вещам привела к росту капитализма, но в то же время протестантизм сам подвергся влиянию со стороны капиталистического общества».

Амиторе Фанфари, римский экономист и историк, также критикует Вебера, но несколько с другой точки зрения. В своей работе «Католицизм, протестантизм и капитализм» он выражает свое несогласие относительно роли, которую сыграл протестантизм для развития капиталистического духа. Он говорит, что капитализм проник в Европу более чем за столетия до протестантской революции. В течение века до нее наблюдался постоянный рост рабочей силы. И не просто отдельные индивидуумы, а целые социальные группы, вдохновленные новым духом, боролись за проникновение капитализма в те места, куда он еще не успел проникнуть.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная тема имеет высокую степень изученности. Для раскрытия темы сделаем подробный анализ работы М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».

Делись добром ;)