Взаимосвязь религиозных направлений с хозяйственной деятельностью

курсовая работа

2.1 Традиционный и современный капитализм

Капитализм -- это система общественного производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.

Стремление к большей наживе, к получению огромной прибыли никак не связано с капитализмом. Капитализм должен походить на укрощение такого стремления. Капитализм - стремление к наживе в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к рентабельности.

«Современный капиталистический хозяйственный строй - это чудовищный космос, в который каждый отдельный человек ввергнут с момента своего рождения и границы которого остаются, во всяком случае, для него как отдельного индивида, раз навсегда данными и неизменными… Капитализм, достигший господства в современной хозяйственной жизни, воспитывает и создает необходимых ему хозяйственных субъектов - предпринимателей и рабочих - посредством экономического отбора». М. Вебер «Протестантская этика и дух капитализма», ч.1, параграф 2 «Дух» капитализма, стр. 11-12

- http://www.bookmate.com/r#d=gnutiydu

М. Вебер, определяя сущность капитализма, углубляется в историю его развития. Ведь именно благодаря истории он укрепился, пережив недовольства многих народов.

Первым, с чем пришлось столкнуться капитализму, был традиционализм.

Традиционализм -- тип консервативного политического сознания, выступающего в защиту сильной власти и государства, как средства обеспечения закона и порядка, сохранения традиций и национального начала. Традиционализм реализуется в двух формах: консерватизм и архаизм. Консерватор обращается к тому, что фактически сохранилось, что может быть сохранено и упрочено. Архаист же противопоставляет «актуальным ценностям» ценности древние, пробует отыскать в настоящем факты, которые подтверждали бы непрерывную актуальность идеализируемого им «когда-то». В целом, традиционализм направлен не в идеализированное будущее, чтобы его мерками оценивать настоящее, а в идеализированное прошлое, чтобы настоящее осталось неизменным. Мироощущение традиционалистов -- это не утопия, а ностальгия. Отказ от традиционных ценностей рассматривается ими как главная причина всех негативных явлений в современном обществе. Поборники традиционализма любят взывать к «славному прошлому», «добрым старым временам», к «великим теням», легендарно-мифологические представления, о которых отложились в общественном сознании. Традиционализм - http://www.politike.ru/dictionary/825/word/tradicionalizm

Что касается заработка, то основное положение традиционализма гласит: «Человек по своей природе не склонен зарабатывать деньги, все больше и больше денег, он хочет просто жить, жить так, как он привык, и зарабатывать столько, сколько необходимо для такой жизни».

Здесь можно привести несколько примеров. Первый пример связан с рабочими. В сельском хозяйстве в определенные периоды времени необходима интенсивная работа, так как от нее зависит дальнейший урожай и, соответственно, прибыль. Здесь появляется сдельная оплата труда. Предприниматели пытаются привлечь рабочих к более интенсивному труду, повышая им заработную плату. Но тут возникает проблема традиционалистского характера: сначала рабочий получал, к примеру, 1.5 монеты за работу на одном участке, а таких участков у него было четыре, тем самым он зарабатывал 6 монет. Предприниматель повышает ему зарплату еще на 1.5 монеты за участок, надеясь, что это заставит его работать намного больше. Но рабочий начинает выполнять работу в 2 раза меньше - он, получая 3 монеты за один участок и 6 монет за два участка, не будет стремиться заработать больше. Ему достаточно было 6-ти монет, и он так и будет работать за 6 монет, выполняя при этом меньше работы.

В данном случае идеальным решением будет понизить заработную плату, тем самым увеличив интенсивность труда. Но низкая заработная плата не соответствует «капиталистическому духу», потому что за низкую заработную плату не будут работать высококвалифицированные специалисты, которые могли бы поднять прибыль в разы.

Следующий пример проявления традиционализма уже в современности лежит в сознании людей, а именно (как показано в примере) незамужних работниц. Предприниматели, нанимая работниц, особенно работниц-немок, жалуются на их равнодушное отношение к труду. Они не желают отказываться от своих привычек, от своих методов работы, тогда как новые установки будут более рациональны и продуктивны. У них отсутствует стремление добиться большего и лучшего. Иначе дело обстоит с работницами, получившими специфическое религиозное воспитание, в частности, вышедшие из пиетистских кругов. Пиетизм -- движение внутри лютеранства, характеризующееся приданием особой значимости личному благочестию, религиозным переживаниям верующих, ощущению живого общения с Богом, а также ощущению постоянного нахождения под строгим и бдительным «Божьим оком». Такие работники легко обучаемы, готовы отказаться от своих старых установок ради улучшения работы. Они стремятся заработать как можно больше, тем самым интенсивно выполняя поручения. Из этого примера можно заметить связь религиозного воспитания и капитализма.

Следующий пример будет связан с самими предпринимателями, а именно с предпринимателями середины XVIII века - скупщиками. Крестьяне со своим товаром приезжали к скупщику, предлагая свой товар. Скупщик выбирал наиболее хорошие изделия или те, что заранее заказывал у крестьян по просьбе своих клиентов. Таким образом, жизнь предпринимателя протекала тихо и спокойно, неся неплохой заработок. Но такая идиллия в какой-то момент рушилась. Некоторые предприниматели переселялись из городов в деревни, выбирали лучших крестьян для работы или производства товара, тем самым усиливая контроль над ними и превращая их из обычных крестьян в рабочих. Контролируя работу крестьян, предприниматель изучал вкусы клиентов, старался соответствовать их требованиям. Исходя из этого, между предпринимателями образовывалась конкуренция: кто-то стремился расширять свое производство для получения большей прибыли, а кто-то так и оставался на низшей ступени. Именно такое резкое увеличение предпринимательской деятельности объясняется вторжением некоего «духа», а если точнее «духа капитализма».

Граница между современным и традиционным капитализмом видна в их борьбе, а именно в подавлении традиционного в современности. Также их различия определяются отношением человека к труду. Для традиционного человека профессия как груз, выражено стремление к простому производству, основным видом деятельности считается торговля. То есть традиционный человек работает, чтобы жить. Что касается современного человека, то здесь все наоборот. Профессия служит формой для существования, человек стремится к расширенному производству. Такой человек живет, чтобы работать.

Исходя из этого, современный капитализм наиболее подходящая основа для проявления того самого «духа» капитализма.

Делись добром ;)