logo search
Анания и Сапфира

Введение

Целью данной работы является рассмотреть поступок Анании и Сапфиры и наказание, которое за ним последовало. Об этом повествуется в пятой главе книги Деяний святых апостолов (1-11 стихи). Это место является, по-видимому, самым трудным в книге Деяний для понимания. Оно наиболее всех других подвергается критике и искажениям как со стороны членов различных христианских конфессий, так и со стороны неверующих. Многим читателям Священного Писания, не находящимся в русле традиции Святой Церкви, наказание Анании и Сапфиры кажется несоразмерным с их грехом, несправедливым, жестоким и несоответствующим понятию о милостивом, человеколюбивом и всепрощающем Боге. Неправильное толкование этого места может породить либо сомнение в вере либо в Бога, либо в Церковь. Сомнение в Боге, в Его справедливости и любви к людям, а также в возможности покаяния может вызвать то, что Господь не дал возможность им покаяться.

А сомнение в вере в Церковь, в то, что это богоустановленный организм, в котором действует Дух Святой, а не человеческое общество, в котором действует произвол людей, может вызвать такое толкование этого места, согласно которому Анания и Сапфира хотели оставить себе что-нибудь для пропитания, чтобы не зависеть от общины, а апостол Петр за это на них прогневался и обличил их так, что они оба от страха умерли. Те, кто так толкует это место, видят в этом поступке Петра первый начаток инквизиции Католической церкви. Они считают, что это является доказательством протестантской теории о том, что уже в апостольское время христианская Церковь стала уклоняться от учения Христа, а затем отпала совсем.

Протестантские конфессии считают, что Церковь всю евангельскую жизнь, заповеданную нам Господом, свела к обрядам и канонам, которые ставит выше евангельских заповедей и за нарушение которых строго наказывает. Представители радикальных конфессий считают, что случай суд апостола Петра над супружеской парой является свидетельством Священного Писания о том, что сразу же после Пятидесятницы апостолы стали ставить какие-то частные местные обычаи и свои предрассудки (к которым они относят и общение имуществ членов апостольской общины) над евангельскими заповедями, т.е. заменять заповеди Божии человеческими преданиями, как это сделали фарисеи с заповедями Моисея.

Некоторые толкователи, не найдя правильного понимания этого места, согласного с христианскими представлениями о Боге Духе Святом, приходят к даже выводу, что этот отрывок книги Деяний относится вообще к разряду тех мест, которые были вставлены в Священное Писание позже и «обязаны своим возникновением исключительно народной фантазии и представляют собой подлинно фольклорные произведения» Зенон Косидовский: сказания евангелистов. .

Неверные толкования этого места происходят, во-первых, от неправильного понимания, или лучше сказать, вообще от непонимания духовно-нравственного состояния апостольской общины. Судя по-человечески, некоторые видят в общении имуществ, которое было в апостольской общине, попытку экзальтированных новообращенных установить утопический коммунизм и создать идеал христианской общины, невозможный в этой жизни и который вскоре же и разрушился. Вторая причина неправильного толкования состоит в том, что суд над Ананией и Сапфирой приписывают апостолу Петру, а не Духу Святому. Они считают, что это Петр поразил их своим сильным гневом, и они умерли от испуга. И третья причина заключается в непонимании смысла самого поступка Анании и Сапфиры, в результате чего делается неправильный вывод о несоизмеримости его с наказанием.

В данной работе не ставится цель привести все неправильные мнения, несогласные с духом Священного Писания: этого не позволит объем работы. Нашей задачей является дать как можно более полное и подробное толкование этого места Св. Писания, согласное с христианским учением о Боге, о Церкви, о грехе и о воздаянии. Такое объяснение даст возможность легко увидеть ошибочность остальных неправильных мнений, не рассмотренных в этой работе. Поскольку ложные толкования поступка Анании и Сапфиры происходят прежде всего от непонимания того, что было в общине, поэтому для того чтобы показать смысл и тяжесть их греха, в работе сначала подробно рассматривается духовно-нравственное состояние апостольской общины, на фоне которого и был совершен грех. Без этого невозможно понять справедливость последовавшего наказания. В толкованиях часто искажается правильное понимание слов апостола Петра. Поэтому в работе также особое внимание уделено им.

В своем исследовании мы руководствовались в основном толкованием на Деяния, содержащимся в Толковой Библии А.П. Лопухина, а также учением Церкви о Божественной любви, о восстановлении человечества благодатью Божией и о свободной воле человека. Некоторые очень ценные для правильного понимания мысли взяты из «Сборника статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых Апостолов», составленного М. Барсовым.