logo search
Анания и Сапфира

5. Кто наказал Ананию и Сапфиру: Петр или Дух Святой?

В Деяниях ясно показано, что апостол Петр только возвещал волю Божию и объяснял людям действия Бога. Так в день Пятидесятницы в своей проповеди он объяснил народу смысл того, что произошло, что это было исполнением пророчества об излиянии Духа Святого. Когда он исцелял хромого от чрева матери, сидевшего при дверях храма, он сказал ему: «…что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян. 3:6), а когда пояснял народу происшедшее чудо, то сказал, что не своею силою или благочестием они с Иоанном совершили его, а имя Христово, т.е. Сам Христос, исцелило его (- 12, 16). Когда он исцелял Энея, восемь лет лежащего в постели, он сказал ему: «Эней! исцеляет тебя Иисус Христос…» (Деян. 9:34), т.е. он возвестил, что исцелил его не он, а Иисус Христос через него. Во всех этих случаях Бог действовал через апостола Петра, и он был Его сознательным орудием. Такие примеры мы видим во многих местах Св. Писания. Так Моисей разделил море жезлом. Господь сказал ему: «…подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его…» (Исх.14:16), но Моисей лишь простер руку с жезлом, а Господь разделил море. Также Иисус Навин по повелению Божию сказал: «стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!» (Иис. Нав. 10:12), а Господь остановил солнце. Не Иисус остановил солнце, а Господь, Иисус же только произнес повеление, изрек волю Божию.

Теперь необходимо ответить на следующий вопрос: мог ли Бог, который есть любовь, наказать так строго людей? В Св. Писании мы также видим примеры строго суда Божия над грешниками. Так «…пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба…» (Быт.19:24). Грех жителей этих городов был очевидно тяжким. Сыновья Аарона священники Надав и Авиуд были наказаны за то, что внесли в святилище рукотворный огонь: «…вышел огонь от Господа и сжег их…» (Лев. 10:2). Казалось бы в их поступке нет ничего, достойного смерти, но он «…выражал неуважение их к святыне, мог поселить такое же и в народе, а потому он и примерно наказывается - в ограждение святыни святилища и к возвышению достоинства самого священства…» Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. В 3 кн. Кн. 1. Т. 1. Пятокнижие Моисеево. С. 437. Даже Аарон, отец их, видя смерть своих двоих сыновей, молчал, потому что понимал справедливость суда Господня. По слову пророка Илии Господь низвел огонь с неба и попалил два отряда воинов по 50 человек, которые пришли, чтобы взять Илию (2Цар. 1:10, 12). Здесь уже в суде над грешниками участвует пророк.

Бог есть любовь, но Он также есть праведный Судья, потому что Его неотъемлемым свойством является справедливость. Господь - податель жизни, и поэтому Он имеет право лишить ее. Поэтому в Священном Писании много примеров Божественной любви и долготерпения Его к грешникам, но есть и примеры справедливого суда и наказания. Поскольку Анания и Сапфира согрешили перед Богом, как об этом возвестил апостол Петр, то и наказал их Бог, Тот, «…Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Священное Писание свидетельствует, что Апостолам Господь вручил только ключи от Царства Небесного (Мф. 16:19), а «ключи ада и смерти», т.е. власть предавать смерти, принадлежит только Богу (Откр. 1:18).

Слова апостола Петра «Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому» и «Ты солгал не человекам, а Богу» являются самым ясным свидетельством Священного Писания Нового Завета о том, что Дух Святой - это Божественная Личность, а не какая-нибудь безличностная сотворенная сила. Тот, кто исповедовал Христа Сыном Божиим (Мф. 16:16), тот же исповедовал и Духа Святого Богом. В случае с Ананией и Сапфирой Дух Святой назван Богом, видимо, потому, что здесь Он проявил Свою Божественную сущность, Свою власть над жизнь и смертью. Этот случай показал, что Дух Святой не только дает Свои проявления в каждом «на пользу» (1 Кор.12:7), но Он есть и судья, который имеет власть наказывать за беззакония. В своей первой проповеди в день Пятидесятницы, когда апостол Петр говорил об обильном излиянии Святого Духа и о действии Его в людях («излию от Духа Моего на всякую плоть…»), к этому он присоединил «…предречение об имеющем быть после сего суде над нечестивым миром и о спасении истинных поклонников Бога истинного. Знамения приближения этого последнего страшного суда Божия над человечеством: "кровь, и огонь, и курение дыма"» Толковая Библия. Кн. 3. Т. 10. С. 28.. Это - символы тех бедствий, которые постигнет человечество, не принявшее Бога, сошедшего на землю для его спасения. Бог пришел, чтобы дать нам вечную жизнь, которая состоит в общении с Ним и начинается еще здесь, в этой земной жизни. Те же, кто не примет жизнь, наследуют смерть.

Теперь возникает вопрос: почему же Анания и Сапфира были наказаны смертью? Ведь Господь сказал: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин.3:17). А Иакову и Иоанну, которые хотели низвести огонь с неба на самарян, которые не захотели принять Господа, Он ответил: «не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:55-56). Почему же тогда Господь не дал Анании и Сапфире возможность покаяться? Причина строгости наказания состоит в характере и тяжести греха.

Покаяние (по-гречески мефЬнпйб, т.е. изменение ума) - это изменение жизни по заповедям Божиим. Для покаяния необходима свободная человека. К нему призываются все, кто может измениться. Но есть грехи, вследствие которых человек теряет возможность измениться, теряет свою свободу, т.е. теряет возможность обратиться к добру, ибо свобода есть, по определению, способность выбирать между добром и злом. Это происходит, когда человек совершает грехи против Святого Духа, т.е. когда он открыто идет против Бога. Поэтому сказано, что «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам…» (Мф. 12:31). Это не потому что Бог не может простить человеку грех, а потому, что человек, сознательно похуливший Бога, уже не сможет обратиться к Богу. Причина непрощения находится не в Боге, а в человеке. «Наверняка всем известны случаи, когда свободная воля настолько укрепляется в пороке, что личность уже просто не желает исправиться… Греховный выбор становится жизнеопределяющим…» Духанин В. Во что мы веруем? 100 ответов современнику. - М.: Издат. Совет РПЦ, 2008. С. 86, 87. Такой человек теряет нравственную свободу, становится подобным демонам и выбирает не между добром и злом, а из многих зол какое-либо одно. Это же произошло с Ананией и Сапфирой. Они, видя перед собой явные проявления Святого Духа, Который есть сокровище благ и Податель жизни, не только не захотели приобщиться к Его жизни в церковной общине, но и захотели обмануть Его и представить себя перед всей общиной как живущих в Духе. Они солгали Духу Святому, Который есть Дух истины (Ин. 15:26), т.е. они прямо себя противопоставили Богу и через это стали неспособными к покаянию и к жизни в Боге, поэтому и были наказаны смертью.

Между грехом Адама и Евы и Анании и Сапфиры есть как параллели, так и противоположности. Адам и Ева жили в раю в Боге в начале мира, а Анания и Сапфира были членами возрожденного Духом Святым нового человечества, в начале жизни Церкви. С Адама и Евы начинается история грехопадения человечества, а с Анании и Сапфиры начинается история грехопадения членов Церкви. И те, и другие совершают грех, но Адама и Еву обманул диавол, а Анания и Сапфира сами решились на этот грех, хотя диавол им в этом содействовал. Но Адам и Ева захотели стать как боги через нарушение заповеди Божией, т.е. в их грехе было извращенное стремление к совершенству, а Анания и Сапфира не стремились ни к какому совершенству, они просто захотели обманом приобрести себе славу, причем не только от людей, но от Бога, потому что в апостольской общине явно действовал Дух Святой, и Он же прославлял людей, проявляя Себя в них. Адам и Ева пытаются оправдаться перед Богом, а Анания и Сапфира обмануть Его. Они не только не стремились ни к какому совершенству, но и захотели обмануть Самого Бога. Адам и Ева умерли сначала духовно, утратив внутреннюю связь с Богом, а затем физически.

Телесная смерть была следствием их духовной смерти, но до физической смерти у них была возможность покаяться, которую они и использовали для своего спасения. Анания и Сапфира через совершенный грех умерли духовно и стали неспособными для покаяния, поэтому сразу умерли и телесно. Адам и Ева были изгнаны из рая и наказаны телесной смертью, и это было тоже проявлением любви Божией, чтобы пресечь развитие греха в человеке, чтобы он совсем не извратился и его спасение не стало бы совершенно невозможным. Анания и Сапфира были наказаны телесной смертью также по любви Божией, но уже не к ним, ибо они ее отвергли, а к Церкви. Их грех мог стать примером для других. Иисус Христос сказал Своим ученикам: «берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12:1). Дух Святой через наказание Анании и Сапфиры предостерег всю Церковь от этого греха, который делает человека неспособным к покаянию и недостойным жизни вечной. Прп. Исидор Пелусиотский пишет об этом так: «Наказание согрешивших смертью было делом не жестокости премудрого Петра, но учения предведущего, наперед исцеляющего многие грехи людские. Ибо, начав тогда посевать семена Евангелия и вскоре увидел возникшие плевелы, премудро исторгли их без промедления…» Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых Апостолов. - Сатис : СПб., 1994. С. 272.

Архиепископ Аверкий отмечает, что в повествовании об Анании и Сапфире «…впервые Дееписатель называет общество первых христиан "Церковью", по-гречески: "Экклесиа"» Аверкий (Таушев), архиеп. Указ. соч. С. 43. , что буквально означает "вызванные", т.е. призванные Богом из мира в общество верующих Его. Согласно богословию, имя - это обнаружение сущности. Дух Святой назван Богом в этом месте, где говорится о том, как Он проявил Свою Божественную власть над жизнью и смертью. Так и Церковь названа именно здесь Церковью, потому что для всех членов общины стало очевидным, что Церковь - это богочеловеческое тело, в котором пребывает и действует Бог, что грех чужд Церкви и особенно такой, который направлен против всей Церкви.

По словам еп. Виссариона (Нечев), грех Анании и Сапфиры в той или иной степени распространен среди верующих. «Есть люди, которые или по ложному стыду, или по отсутствию страха Божия, дерзают лицемерить на самой исповеди, когда или совсем утаивают и отрицают свои грехи, или легкомысленно извиняют их, уменьшают их важность, несмотря на то, что Сам Христос невидимо стоит перед ними в сии священные минуты и приемлет исповедание их, несмотря на то, что утаением и извинением своих грехов они усугубляют свою виновность перед Богом. Они подражают Анании и Сапфире» Там же. С. 274. . Сейчас Дух Святой так не наказывает, потому что не так очевидно являет Себя. Там же, где грех совершается непосредственно против Бога, там является и соответствующее наказание, ибо «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).

первохристианский апостольский анания сапфира