1.1 Сущность и особенности христианской апологетики
Апологетика (или, как ее еще называют, апологетическое богословие) -- это направление богословской мысли, сосредоточенное на полемике с противниками и критиками христианства, на формулировке аргументов и оснований в пользу веры и Церкви.
Апологетика -- неотъемлемый элемент евангелизации и Ап. Павел «рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади со встречающимися. Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним... потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение» (Деян. 17,17--18).
Нужно добавить, что писания Мужей апостольских и апологетов создали хороший фундамент для апологетики. Бл. Августин в «Граде Божием» полемизировал с язычниками, обвинявшими его в том, что он способствует падению Римской империи. Св. Фома Аквинский в «Сумме против язычников» поставил себе задачу «сделать ведомым, насколько позволят мои ограниченные силы, истину, которую исповедует кафолическая вера и разъяснить недоумения в связи с ошибками, которые ей приписываются».
Труды гуманистов, английских деистов и французских энциклопедистов инициировали активную христианскую полемику. Так, Шлейермахер в «Кратком представлении богословия» проводил различия между апологетикой, которая противостоит вражде к христианским общинам, и полемикой, которая преодолевает уклонения от сущности христианства внутри него самого. Сильные аргументы против апологетики высказал К. Барт, настаивавший на том, что опора единственно на Евангельское Откровение не допускает защиты христианства аргументами естественного разума. Эта позиция была оспорена как протестантскими богословами (П. Тиллих, В. Панненберг), так и католическими (К. Ранер, Г. Кюнг), для которых человеческий разум не является полностью поврежденным грехом и для которых природный мир, и особенно человеческая природа, сами обеспечивают рациональную защиту трансцендентности. Для этих богословов христианство, особенно в его христологической и эсхатологической перспективе, имеет рационально осмысленный жизненный путь и апологетическое понимание Православие: Рro et contra. Осмысление роли Православия в судьбе Рос-сии со стороны деятелей русской культуры и Церкви. -- СПб, 2001, С. 596..
- Раздел 1. Апологетика православия: понятие и специфика
- 1.1 Сущность и особенности христианской апологетики
- 1.2 Виды христианской апологетики
- 1.3 История апологетики Православия в России
- 1.4 Проблемы современной апологетики
- Раздел 2. Обзор православных сайтов в пространстве Интернета
- 2.1 Православные сайты рунета: специфика и статистика
- 2.2 Аудитория православных сайтов рунета
- 2.3 Тенденции и перспективы роста православного рунета
- Раздел 3. Апологетика Православия в Интернете
- 3.1 Специфика апологетики православия в Интернете
- 2 История, тенденции и перспективы развития информационных технологий
- Тенденции развития интернет-банкинга
- Вопрос 62. Интернет. Основные понятия. История и перспективы развития Интернет.
- § 3. Русская апологетика
- Естественно-научная апологетика: ведение в предмет
- Перспективы развития Интернет и Интернет-журналистики.
- 8.4. Современные тенденции в развитии культуры России и проблема ее культурного будущего
- Тема 2 становление христианства как мировой религии. Православие, его история, вероучение и культ. Православие в истории и в современной культуре россии.
- История Апологетики до х1х века. Краткий очерк истории Апологетики
- Перспективы развития интернета в мире и в России