1.4 Проблемы современной апологетики
Прошедший век для европейской цивилизации ознаменовался одновременно падением авторитета религии и ростом авторитета науки. Это привело, в том числе и к тому, что основной фронт апологетики христианства сместился с отстаивания правильности вероисповедания той или иной христианской конфессии и с идеологических диспутов между христианством и исламом, между христианством и иудаизмом, христианством и язычеством на то, что можно назвать спором между верой и наукой. Уже не столько антихристианские, сколько антирелигиозные силы попытались использовать такое положение вещей для ещё большей дискредитации Церкви и христианского учения, противопоставляя те или иные научные теории и гипотезы догматам Богооткровенной Истины.
В таких условиях для многих христианских апологетов казалось необходимым и даже единственно верным идти по пути доказательства, что данные научные гипотезы не противоречат христианскому учению. Однако при фактически «священной» неприкосновенности оных гипотез и теорий всё это на деле выливалось в доказательство того, что, напротив, христианское учение не противоречит им.
В качестве яркого примера можно вспомнить, например, апологетическую статью Н. Бердяева, написанную в 1920-х годах, в которой он утверждал, что отсутствие доказательств об историческом существовании Христа на самом деле «и есть величайшее свидетельство в пользу христианства, свидетельство его чудесности» Бердяев Н.А. Наука о религии и христианская апологетика // Путь, 1927, № 6, С. 50.. Ещё больше примеров такого рода апологии мы увидим, если обратим внимание на многочисленные попытки согласования православного учения и эволюционизма, предпринимавшиеся десятками авторов, старавшихся на разные лады доказать, что выдвинутая Дарвиным в середине XIX века теория видообразования не только не противоречит учению Церкви о творении, но напротив, составляет его самую сердцевину и имеет твёрдые основания как в Писании, так и в Предании.
При кажущейся беспроигрышности позиции, апологетика такого рода имеет ряд очень серьёзных недостатков Максимов Ю. Принципы использования научного материала в христи-анской апологетике // Эл. публикация httр://www.рravoslavie.ru/рut/ aрologetika/nauchmetod.htm.
Первый состоит в том, что такой подход совершенно беспродуктивен, как с богословской, так и с научной точки зрения. Всецело замыкающийся на существующих сию минуту моделях, он делает бессмысленным любую дальнейшую исследовательскую деятельность. Вместо того, чтобы искать реально существующие исторические свидетельства о Христе, подход предлагает нам ограничиться осмыслением отсутствия оных; вместо того, чтобы объективно и критически рассмотреть предлагаемые секулярной наукой теории, непосредственно затрагивающие область Божественного творения, чтобы, в случае необходимости, пересмотреть их или выдвинуть новые, подход предполагает подстроиться под уже существующие.
Вторая проблема связана с тем, что наука время от времени неизбежно модернизирует и меняет свои взгляды. Научное знание не стоит на месте. Одна теория сменяет другую. И каждый раз горе-апологеты умели перетолковать текст Писания, чтобы оно соответствовало той или иной картине. Разные авторы с одинаковой самоуверенностью пытались и до сих пор пытаются одновременно согласовать с христианством такие разные и частично противоречащие друг другу разновидности теории эволюции как дарвинизм Кураев А. Человек приходит в мир // Той повеле и создашася. -- Клин, 1999., СТЭ Муравник Г.Л. Творение и эволюция: опыт преподавания в православ-ной школе // Рождественские Чтения 98. -- М., 1998. и номогенез Московский А.В. Существует ли научная альтернатива дарвиновской концепции эволюции? // Рождественские чтения 97. -- М., 1997.. Занятие это весьма неблагодарное, поскольку такие «богословские кульбиты» в конечном итоге могут лишь посеять недоверие вообще ко всему тексту Библии и церковному учению.
Наконец, третья проблема связана с тем, что в абсолютном большинстве случаев такой подход предполагает по умолчанию лишить какого-либо самостоятельного значения, или, попросту говоря, выбросить из Библейского и Святоотеческого наследия 99% того, что нельзя притянуть за уши к данной теории, например, теории эволюции. Здесь кроется наибольшая опасность. Если сжечь свой дом из страха перед ограблением, то это, наверно, поможет оставить воров ни с чем, но вряд ли будет способствовать сохранению имущества. Апологетика, наносящая больший урон, чем сама критика, явно не может быть признана успешной.
- Раздел 1. Апологетика православия: понятие и специфика
- 1.1 Сущность и особенности христианской апологетики
- 1.2 Виды христианской апологетики
- 1.3 История апологетики Православия в России
- 1.4 Проблемы современной апологетики
- Раздел 2. Обзор православных сайтов в пространстве Интернета
- 2.1 Православные сайты рунета: специфика и статистика
- 2.2 Аудитория православных сайтов рунета
- 2.3 Тенденции и перспективы роста православного рунета
- Раздел 3. Апологетика Православия в Интернете
- 3.1 Специфика апологетики православия в Интернете
- 2 История, тенденции и перспективы развития информационных технологий
- Тенденции развития интернет-банкинга
- Вопрос 62. Интернет. Основные понятия. История и перспективы развития Интернет.
- 23)Православие как восточная ветвь христианства. История развития православия.
- § 3. Русская апологетика
- Естественно-научная апологетика: ведение в предмет
- Перспективы развития Интернет и Интернет-журналистики.
- 8.4. Современные тенденции в развитии культуры России и проблема ее культурного будущего
- Тема 2 становление христианства как мировой религии. Православие, его история, вероучение и культ. Православие в истории и в современной культуре россии.
- Перспективы развития интернета в мире и в России