logo
Апологетика православия в Интернет-пространстве: история, тенденции, развитие, перспективы

3.1 Специфика апологетики православия в Интернете

Созданный сравнительно недавно механизм -- Интернет -- играет и будет играть все большую роль для человечества в битве за умы. Можно возразить, что истинному верующему достаточно Библии для спасения души, остальное от лукавого. Но истинным верующим еще надо стать, и не где-то в раю, а на нашей грешной земле, и сколько бы мы ни просили - «Избавь нас от лукавого», от испытаний нам не уйти. Вот почему, в частности, очень важно сделать Интернет позитивной силой, не отвергая его, сосредотачиваясь не на критике того негативного, что он -- как и любое другое явление нашей жизни двояко -- несет в себе, а именно укрепляя его позитивное влияние.

Среди целей и задач создания религиозных сайтов можно назвать такие, как размещение информации об отдельных приходах, монастырях, страниц с банковскими реквизитами для пожертвований. Именно эти цели были реализованы самыми первыми еще в начале создания православного Интернета. С течением времени и техническим развитием сайтов в Интернете стали размещаться публицистические статьи, освещающие внутреннюю жизнь Церкви, ее участие в общественной жизни и отношение к современным проблемам -- то есть стали появляться возможности и для полноценного осуществления апологетики.

Несомненно, что православный Интернет должен и может нести и отстаивать благую весть. Форма и содержание апологетики, естественно, стали частично диктоваться спецификой Интернета, а именно теми его особенностями, которые сложились за годы его существования и развития.

В числе этих особенностей, прежде всего надо назвать аудиторию Интернета -- относительно молодые люди, чаще всего с высшим образованием (техническим, экономическим -- и довольно редко гуманитарным), использующими возможности Сети либо для своего бизнеса, либо в развлекательно-разговорных целях. Таким образом, пользователи Интернета в корне отличаются от портрета среднестатистического православного прихожанина, которым является пожилая женщина со средним образованием, обремененная семьей и нездоровьем, чьи культурные запросы редко превышают уровень мыльных опер. Всё это значит, что, осваивая Интернет, православию необходимо вписаться в его уже сложившийся лингвистический контекст, т.е., в некотором смысле, не только научиться разговаривать с пользователями Интернета на понятном для них языке, но и освоить специфический полемический дискурс Сети, который задается основным контингентом его посетителей.

Второе. В последнее время, в связи с нарастающим чуть ли не в геометрической прогрессии ростом выложенных в Интернет разнообразных материалов (художественных книг, учебной литературы, публицистики) последний стал использоваться в качестве библиотеки -- почти бесплатной и весьма богатой фондами. Но достоверность размещенной там информации довольно невысокая, мягко говоря. К примеру, Интернет-СМИ отличает низкая ответственность за правдивость объявленных ими фактов и объективность аналитических оценок. Все это создает некий ореол практически над каждым Интернет-материалом: это может быть очень интересно и захватывающе, но вполне может оказаться бессовестным обманом или безответственными фантазиями.

Третье. Интернет, обладая многочисленностью аудитории СМИ, лишен его ограничений в области обратной связи и позволяет вести многоголосый диалог между хозяевами Web-ресурсов и их посетителями. Особенно это стало актуально с развитием такого феномена, как форум -- место виртуальных встреч, увлекательных дискуссий и яростных споров. Для эффективного же ведения диалогов в виртуальном пространстве нужно обладать значительным культурным кругозором, чувством юмора и доброжелательной терпеливостью. Последние качества очень важны, учитывая то, что, к сожалению, культура Интернет-общения далека даже от самых либеральных норм вежливости. Общение в Интернете виртуально, здесь всё не по-настоящему, лиц не видно, вместо имён -- псевдонимы; все это легко срывает клапаны обычно подавляемой в реальном общении агрессивности. Православным миссионерам стоит помнить, что Интернет -- это своеобразная ноосфера. В нем все взаимодействия тоньше и осторожнее. Пока это дикая невозделанная земля. Поэтому так много залетных рейнджеров, которые прилетают сюда просто порезвиться на воле, и им не приходит ничего лучше в голову, кроме как всех послать.

Добавим следующий факт. Опросы, проведенные социологами, показали, что 82% респондентов-русских считают себя православными. Но эта впечатляющая цифра свидетельствует не столько о реальном воцерковлении, сколько о «проправославном» и «прорелигиозном» консенсусе в современном российском обществе. Если перейти к вопросам, непосредственно касающимся веры, -- не веры в пользу церкви, ценности православия и «православной цивилизации», а веры в Бога и религиозные догматы православия, то можно обнаружить крайне низкую степень религиозности среди русских: 6--7%. Иными словами, «для части современных русских можно быть приверженцем определенного вероучения, не будучи верующим» Каариайнен К., Фурман Д. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. -- М.--СПб., Летний сад, 2000, С. 15. Несомненно, что подобное состояние дел характерно и для пространства Интернета, следовательно, нужно внимательно учитывать подобное расхождение между декларируемым на словах «православием» наших сограждан и их реальной религиозностью.