3.1 Библиотеки учебных заведений, религиозных организаций и монастырей
С середины 90-х годов ХХ века появляются новые виды православных библиотек. Этот процесс происходит благодаря появлению учебных библиотек при православных гимназиях, воскресных школах и лицеях, катехизаторских курсах, детских садах. Они функционируют как филиалы храмовых библиотек (церковных) и монастырей, либо самостоятельно.
В настоящее время в структуру библиотек Русской православной церкви входят: библиотека при центральном духовном ведомстве -- Московской патриархии -- Синодальная библиотека, библиотеки при монастырях и храмах (церквах), благочинические (окружные) библиотеки, учебные библиотеки, представленные достаточно широко при духовных учебных заведениях разного образовательного уровня -- фундаментальные (духовно-академические) библиотеки Духовных академий -- Московской, Санкт-Петербургской, библиотеки семинарий, епархиальных училищ, православных церковноприходских и воскресных школ, гимназий и лицеев, библиотеки историко-просветительских обществ и братств, личные библиотеки служителей православной церкви, ученых богословов и др.
Одно из крупнейших книгохранилищ Русской православной церкви -- это библиотека Духовной академии и семинарии в Санкт-Петербурге.
Духовная библиотека как неотделимая часть церковного мира имеет его отпечатки: иконы по стенам вместо дежурных портретов, которые встрети-лись в любой светской библиотеке; непривычные рублики каталогов «Свя-щенное писание», «Патрология», «Агиография», «Гомилетека». В свободном доступе на абонементе в шкафах стоят новогреческо-русский словарь, учеб-ник древнегреческого языка, словарь церковных терминов.
Вместе с академиями и семинариями Петербурга библиотека ведет ро-дословную от «Словенской школы», учрежденной в 1721 году при Александро-Невском монастыре.
В конце 18 века монастырь получил высший статус -- лавры. И вскоре здесь сложился полный образовательный комплекс: духовные училища, семинария, академия, а при них «библиотека довольная». В годы революции духовные школы разогнали, а библиотеку конфисковали. Ее собрание стало филиалом «Публички». Самые ценные древние рукописные книги до сих пор являются частью фонда РНБ.
В 1946 году Духовные академия и семинария открылись вновь. Постепенно стала возрождаться и библиотека. Освободилась от ряда своих религи-озных изданий и Библиотека Академии наук. Без больших проблем были по-лучены книги Римско-католической духовной академии.
Санкт-Петербургская духовная библиотека за 10 послевоенных лет при-готовила более 100 тыс. книг-сирот, которыми впоследствии делилась дуплетными изданиями с вновь образующимися духовными школами всей Рос-сии.
Собрание растет за счет -- пожертвований. Сегодня собрание библиотеки насчитывает 250 тыс. томов, из них 70 тыс. на иностранных языках. Основу составляют книги духовного содержания. В разделе «Патрология» широко представлены творения святых отцов - как восточных (Василий Великий, Иоанн Златоуст), так и западных (Блаженный Иероним, Августин Гиппонский). Имеется литература о других христианских церквях, о всевозможных сектах.
Библиотека владеет многочисленными изданиями Библии: русскими, начиная со времен царя Алексея Михайловича, и иностранными на 60 языках и наречиях.
Личные собрания, подаренные библиотеке, входят в ее состав как неделимые коллекции.
Компьютеры позволяют входить в Интернет, таким образом, библиотека сотрудничает с другими духовными организациями, и библиотеками, обмениваясь литературой и своим опытом работы. ( стр. 30 - 32)
Другой крупнейшей библиотекой является библиотека при Московской духовной академии, которая была учреждена в Москве в 1685 году. Вначале она называлась Славянско-Греческо-Латинская. В 1814 году Московскую Духовную академию перевели в Сергиев Посад в Троице Сергиеву лавру, но название «Московская» осталось. Библиотека возникла одновременно с академией, и время ее существования исчисляется столетиями. Специфика ее в том, что она существовала при высшем учебном заведении и семинарии, являясь душой этих заведений и важным звеном в духовной школе. Практически всегда она была в центре внимания царской семьи. Например, благодаря покровительству Петра I фонд библиотеки достиг 212 тыс. экземпляров.
Особенность библиотеки в том, что ее фонды отражают профиль самой академии: преподавание и научная богословская работа по кафедрам.
Библиотека существует при учебном заведении, для вновь поступивших читается лекция, в которой дается информация о происхождении библиотеки, рассказывается о ее фондах, содержании, каталогах.
Библиотека поддерживает отношения со светскими библиотеками: РНБ, Государственной публичной исторической и ВГБИЛ. Совместно с РГБ проводятся семинары по работе с религиозной литературой. ( стр. 8 -10)
В первой четверти XVIII века в России были проведены важные преобразования в области культуры и просвещения, существенно повлиявшие на развитие библиотечного дела.
Появление новых типов библиотек закрепило наметившиеся к концу XVII века изменения в общественной и культурной среде. Наука, образова-ние и издательское дело перестали быть монополией Русской Православной церкви. Вслед за ними постепенно прекращается монополия и на библиотеч-ное обслуживание.
При Петре I впервые стал вопрос о значении библиотек и необходимо-сти их организации в широких масштабах, поскольку наблюдался интерес к образованию, связанный с общественными преобразованиями. В «Духовном регламенте» (1721 г.) подробно рассматривались роль и значение библиотек в деятельности учебных заведений духовного ведомства. Библиотеку начали рассматривать, с одной стороны, как неотъемлемую часть учреждения (в частности, учебного заведения), и, с другой стороны, как самостоятельное учреждение, предназначенное для содействия распространению просвещения, развитию экономики и науки в государстве. Цель ее деятельности видят не только в собирании книг, но и использовании библиотечного фонда, доступности находящейся в нем литературы для определенного мирского круга чи-тателей того времени. Важнейшим событием начала XVIII века явилось создание первой светской библиотеки -- академической, Указ о создании которой был подписан Петром I в 1714 году.
Монастырские библиотеки в XVIII веке в собирании документов отхо-дят на второй план по сравнению с библиотеками нового типа - академической, публичной. Светская литература в монастырских библиотеках умень-шалась. Это объяснялось тем, что актуальная научная и художественная ли-тература, в которой общество испытывало особую потребность, сосредотачи-валась в этот период в библиотеках -- академической, публичной, учебных, специальных, а прежняя литература по естествознанию, географии, матема-тике, медицине и другая монастырями постепенно утрачивалась. Такое по-ложение дел было характерно для центральной части России. На Урале, в За-падной Сибири, Западном Забайкалье (Бурятии) фонды монастырских и хра-мовых библиотек только начинали складываться.
В этот же период возникают проекты организации новых библиотек. Большое значение придавалось организации библиотек при учебных заведениях.
В проектах 1712 и 1714 гг. выдающегося деятеля петровской эпохи Ф.С. Салтыкова были выдвинуты принципы организации учебных и пуб-личных библиотек, создаваемых в помещениях монастырей, -- и на основе их книжных фондов.
По решению конференции Сената и Святейшего Синода 27 февраля 1727 года Печатный двор передавался В. В. Киприанову при условии, кото-рое было оговорено в «Кондициях»: «Из церковных книг от каждого выходу присылать в Святейший Синод по книге, в библиотеку - по книге ж, а из ис-торических книг - по одной же книге в Дистанс-Академию... И никому без-денежно не давать» ( ).
Таким образом, в некоторые библиотеки, в том числе и православные, поступал обязательный экземпляр (ОЭ), наполняя их фонды, и являлся фор-мой текущего комплектования. ОЭ служил для создания алфавитного катало-га печатной продукции и выполнял библиографическую функцию. Издания, получаемые из Московской типографии, предназначались для «всегдашнего» хранения, иначе говоря, создавался фонд печатной продукции, хранящийся вечно, что впоследствии будет широко использоваться в национальных библиотеках России.
Духовное ведомство в XVIII веке участвовало в становлении государственной системы обязательного экземпляра документов, одновременно явля-ясь органом цензуры.
Кроме библиотек учебных заведений существует большое количество монастырских библиотек.
Соловецкий монастырь -- самый северный в нашей стране -- был круп-нейшим культурным центром, «цитаделью книжного просвещения». Обитель имела одну из лучших библиотек, в ней работали летописцы, иконописцы, действовала книгописная мастерская.
Очень условно можно назвать несколько книг, бывших в распоряжении первых игуменов Соловецкого Преображенского монастыря и составивших ядро будущей библиотеки. Важная веха в ее истории -- конец XV века, когда игумен Досифей -- при Зосиме, был простым монахом -- отправлялся в город Новгород Великий, чтобы пополнить монастырскую библиотеку.
Досифей, образованный игумен, самолично и с помощью приглашенных мастеров занимался переписыванием книг, отбирая лучшие, наиболее авторитетные оригиналы, подправлял послесловия, делал вкладные приписки. В двух из них сохранились перечень 25 книг, отправленных на Соловки.
Известен Досифей, как автор одной из редакций Жития Зосима и Савватия, о чем он рассказал в «Слове о сотворении Жития начальников соловец-ких». Досифей записал по памяти все, что знал об основателях монастыря.
Так Досифей положил начало основанию разносторонней по составу библиотеки Соловецкого монастыря. Содержание рукописей, собранных игуменом говорит о широте взглядов Досифея, о его интересах к церковно-полемической тематике и лучшим образцам оригинальной русской литерату-ры. После Досифея библиотека непрерывно пополнялась.
В 1928 году книжное собрание Соловецкого монастыря -- 1482 рукописи были переданы из Казанской духовной академии в Государственную публичную библиотеку имени Салтыкова-Щедрина (РНБ). ( стр. 63 - 65).
Синодальная библиотека при Андреевском монастыре на Воробьевых горах считается -- первым просветительским учреждением в России. Мона-стырь основан Ф. Ртищевым в 1648 году. Андреевский монастырь существовал достаточно скромно и тихо до се-редины XVII века, когда Ртищев собрал украинских образованных монахов. Андреевский монастырь и Учительское братство, которое здесь было образо-вано, явились фундаментом для создания Славяно-греко-латинской акаде-мии, основанной братьями Лихудами.
Ученые монахи, пробыв около двух лет, перешли затем в Богоявленский монастырь, в Спасский монастырь и способствовали созданию первой академии, которая дала впоследствии две ветви: Московскую духовную академию и Московский государственный университет.
Новый период в истории Андреевского монастыря начался в августе 1992 года. 14 августа вышел указ Патриарха Всея Руси Алексия II о переводе в Андреевский монастырь Синодальной библиотеки. В монастыре работает воскресная школа, где учится около 30 детей разного возраста.
Библиотека монастыря взаимодействует и с государственными светски-ми библиотеками: учебными, юношескими. Монастырская библиотека помо-гает им в комплектовании духовной литературой -- за собственный счет -- монастыря. В соответствии с программой комплектования библиотека стремится ох-ватить как библиотеки светские, так и библиотеки ученых заведений Русской Православной церкви.
В данный момент библиотекой установлены тесные отношения с Ассоциацией богословских библиотек. В Венгрии проходила встреча по вопросам взаимодействия библиотек стран Восточной Европы. Библиотека входит в состав ИФЛА. В настоящее время библиотека активизирует связи со специальной библиотечной богословской ассоциацией. ( стр. 18 - 22)
Книжное обозрение учебной библиотеки Православного Свято-Тихоновского Богословского института, расположенного в г. Москве стало пополняться после открытия этого крупного учебного заведения в 1991 году. Библиотека, как структурное подразделение института была организована в 1992 году и в настоящее время это крупный информационный библиографический центр. Отбор литературы в фонд ведется в соответствии с потребностями преподавателей и студентов богословско-пастырского, катехизаторского, педагогического, историко-филологического факультетов. В структуре фондов библиотеки существует фонд иностранной литературы.
В 1998 году был издан библиографический указатель книг на русском и церковно-славянском языках за 1918 - 1993 годы «Православие», подготовленный библиографами РГБ при участии преподавателей института и сотрудников библиотеки. Подробная информация о данном указателе будет даваться ниже.
Большинство библиотек среднего и низового уровня -- епархиальные, монастырские, храмовые, а также библиотеки благочинические, епархиальных духовных училищ, православных гимназий, воскресных школ -- воссоздаются заново. Данный процесс продолжается и в настоящее время.
- Глава I. Религия и библиотека: грани взаимодействия
- § 1. Роль религии в жизни общества
- 2.1. Государственная политика в области религии до 1997 года
- 2.2. Основные этапы государственной политики в области религии в советское и постсоветское время
- 3.1 Библиотеки учебных заведений, религиозных организаций и монастырей
- 3.2 Православная библиотека наших дней
- 2. Основные направления деятельности библиотеки на современном этапе.
- Библиографическая работа детской библиотеки.
- Организация и методика библиографического обслуживания.
- 6.3.3 Библиографическая деятельность библиотек
- 23. Современное состояние информационно-библиографических ресурсов по естествознанию в Беларуси.
- 19. Современное состояние информационно-библиографических ресурсов в отрасли медицины в Беларуси.
- 2. Управление библиографической деятельностью библиотеки.
- 3. Библиотека как справочно-информационный центр
- Тема 1. Библиографическая деятельность как область документально-информационной деятельности библиотеки