Католицизм в России
Древняя Русь еще в X в. поддерживала связи со Святым престолом, а в XI–XII вв., в силу возросших хозяйственных связей, во многих русских городах появляются католические общины, которые свободно строят храмы (например, в Новгороде их было сразу два – св. Николая и св. Петра), их члены часто поступают на службу к князьям, вступают в браки с православными. Ситуация резко меняется с начала XIII в., когда после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. реально осознается разделение церквей, а татаро-монгольское нашествие и завоевание Византии турками надолго оторвало православные народы, в том числе и русский, от Западной Европы. Отношение к католической церкви вплоть до конца XVII в. было резко негативным, только в самом конце столетия в Москве для жителей иностранной слободы была построена небольшая деревянная церковь.
Коренной перелом в отношении к католической церкви произошел в России в царствование Петра Великого (1682–1725). Начавший реформы всего государственного и общественного устройства страны, он открыл иностранцам, среди которых было много католиков, широкий доступ на русскую службу. В царствование Петра Великого, а затем Екатерины Великой (1762–1796) утвердились сохранившиеся до 1917 г. основные принципы отношения российских властей к католикам (они распространялись и на представителей других конфессий, кроме иудаизма и тех христианских направлений, которые считались сектантскими). Последователи разрешенных конфессий имели право свободного исповедания своей религии при условии политической лояльности и отказа от миссионерской деятельности среди православных россиян (для последних переход в другую религию был уголовно наказуемым преступлением). Межконфессиональные браки с представителями других христианских направлений признавались законными, но при наличии одного из супругов, исповедующих православие, дети автоматически становились православными.
В начале XX в. на территории собственно России (без учета территорий стран Балтии, Польши, Украины и Белоруссии) проживало 500 тыс. католиков и существовало около 150 храмов. Революция 1917 г., провозгласившая свободу совести и ликвидировавшая государственное положение православной церкви, не принесла католикам ожидаемых свобод. Как и другие религиозные организации, католическая церковь на протяжении многих десятилетий подвергалась гонениям и к началу перестройки в России имела только два храма – в Москве и в Ленинграде. Начавшиеся демократические преобразования позволили восстановить церковную структуру па территории тогдашнего Советского Союза, а затем и России. Уже в 1994 г. существовало 128 католических приходов, на январь 2006 г. их насчитывалось 426, четверть из них не имеет храмовых зданий. Оценки общего числа католиков в России разнятся от 200 тысяч до полутора миллионов человек. Сами католики указывают цифру в 789 тысяч5.
Католицизм сыграл и продолжает играть огромную роль в духовной жизни Запада. Именно благодаря тому, что церковь вместе с латинским языком сохранила часть древнего наследия, стал возможен синтез германского и романского начал, который и определил всю дальнейшую культуру Европы. Сложившаяся в лоне католической церкви схоластика, с ее приверженностью к логической системе доказательств, приучила европейца к тому типу мышления, который стал основой всего многоликого европейского рационализма. Католицизм вызвал к жизни такие великие художественные системы, как готика и барокко. Не без влияния католической церкви сформировался рыцарский идеал поведения, который в конце Средних веков перестал быть достоянием только высших слоев общества: став одной из составных частей европейской этики, он способствовал укреплению в человеке чувства собственного достоинства и формированию нормативной вежливости. Наконец, католическая церковь на протяжении столетий стремилась, пусть не всегда последовательно, установить в качестве основополагающих принципов общеcnвенного бытия идеи мира и согласия, чему во многом способствовало ее наднациональное устройство. И если на протяжении многих веков истории достичь этого во всей полноте не удавалось, то это не умаляет величия благородных идеалов католицизма.
- А. В. Запорожченко к. Д. Давыдова сравнительная история мировых религий
- Оглавление
- Введение.
- Буддизм
- Вопросы для самоконтроля.
- Раннее христианство
- Христианская теология и праздники.
- Вопросы для самоконтроля.
- Католицизм.
- Важнейшие события истории католицизма
- Католицизм в России
- Вопросы для самоконтроля.
- 5. Протестантизм
- Реформация
- Исторические, политические, социально-экономические и культурные аспекты протестантизма.
- Важнейшие протестантские направления.
- Протестантизм в России.
- Вопросы для самоконтроля.
- Православие
- Церкви Вселенского Православия:
- Автокефальные церкви.
- Древневосточные Церкви:
- Русская Православная Церковь
- Православное вероучение.
- Православные таинства.
- Церковная иерархия.
- Культ святых.
- Православные праздники.
- Основные этапы истории православия в России.
- Православные церкви неопределенного статуса.
- Староверы
- Русская Православная Церковь Заграницей
- Вопросы для самоконтроля.
- Направления ислама.
- Запорожченко Андрей Владимирович Давыдова Клара Дмитриевна сравнительная история мировых религий
- 21 Mark Dickens The Church of the East . Url: http://www.Syriacstudies.Com/2012/10/05/the-church-of-the-east-mark-dickens/