logo
пособие миррорел

Введение.

Мировые религии – это группа из трех религий (буддизм, христианство, ислам); отличающихся полиэтничностью, широкой распространенностью и отсутствием выраженной этноцентричности в своей догматике.

Политеизм преобладающей части религиозных систем народов архаики, древности и отчасти средневековья был связан не столько с неразвитостью их религиозных представлений (в сравнении с монотеизмом), сколько именно с составной многоплеменной структурой этносов этого времени, что приводило к формированию и такого же рода составных религиозных пантеонов. В религиях, основанных на «авторских» учениях – сакральных текстах (зороастризм, конфуцианство, даосизм и иудаизм), уже проявилась явная претензия на универсальность (особенно в первых двух), на возможность их распространения за пределы породившего их этноса, хотя реальная прозелитичская практика при этом могла и не отличаться большой активностью в силу так и не решенного внутреннего противоречия между универсалистской и этноцентристской тенденциями в каждой из названных религий. Тем не менее, зороастризм к концу I тыс. до н. э. превратился уже в «почти» мировую религию; по крайней мере, его митраистическое направление получило значительное распространение среди народов эллинистического мира, и, по мнению Л. Н. Гумилёва, проникло и на Тибет в форме религии «бон». По большинству своих сущностных характеристик зороастризм уже фактически соответствовал критериям мировой религии. Однако в течение IV–VIII вв. он был почти полностью вытеснен из традиционной зоны своего распространения христианством и исламом как учениями, отличавшимися большей социальной универсальностью.

Аналогичная судьба постигла и родственное зороастризму манихейство, также обладавшее необходимыми параметрами и шансами, чтобы стать мировой религией, но тоже не выдержавшее «конкуренции» с религиями «авраамического корня». Таким образом, феномен мировых религий не является чем-то исключительным в исторической практике, а напротив, отражает объективную тенденцию к повышению уровня культурной интегрированности народов того или иного региона, выработке и внедрению универсальных ценностно-регулятивных институтов подобной интеграции, что параллельно находило отражение и в такого же рода политических тенденциях создания универсальных империй.

Религиозные явления мировых религий, объединены рядом специфических характеристик, совокупность которых в большей или меньшей степени выделяет их среди основной массы других форм религиозного опыта:

В принципе, в догматике мировых религий нет ничего такого, что существенно отличало бы их от большинства других религий древности и средневековья, придавало бы им как ценностно-мировоззренческим системам более универсальный характер, чем, скажем, конфуцианству, митраизму и ряду других учений. По всей видимости, причины столь широкого распространения мировых религий лежат преимущественно в социальной сфере, в потенциале консолидации людей вокруг идеи «верного пути», в известном демократизме социальных установок, а также в должном эмоциональном воздействии на сознание адептов этих религий.