logo
пособие миррорел

Буддизм

Оценка количества последователей буддизма во всём мире значительно колеблется в зависимости от способа подсчёта, однако самые минимальные цифры колеблются в районе 500–800 млн. человек1. Основное число буддистов живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Бутане, Вьетнаме, Камбодже, Китае, Корее, Лаосе, Монголии, Мьянме, Непале, Таиланде, Тибете, Шри-Ланке, Японии.

Обширная литература буддизма имеет традиционную классификацию, именуемуютрипитака(«три корзины»):сутры(учение самого Будды),виная(дисциплинарные правила),абхидхарма(толкование учения). К ним примыкают многочисленныешастры, систематизирующие трактаты известных авторов, иджатаки, или жизнеописания Будды.

Канон трипитакасуществует в следующих формах: фрагментарные записи монахов Тхеравады из Юго-Восточной Азии, составленные на языке пали; тексты Сарвастивады и Махасангхики в переводе на китайский язык; наконец, тибетские списки буддийского канона (Ганджура и Данджура), являющиеся наиболее полными. До наших дней также сохранилось немало текстов на санскрите. Будда советовал своим ученикам изъясняться на местном наречии; одним из таких наречий (провинции Аванти) являлся пали, язык канонического текста Тхеравады, имеющий мало общего с наречием, на котором изначально проповедовал Будда. Вот почему употребление терминов пали не всегда научно оправдано, в отличие от терминов буддийского санскрита, варианта санскрита, содержащего множество слов пракрита.

Будда, чье имя на пали и на санскрите означает «Просветленный», изначально, без сомнения, является лицом историческим. Однако в его жизнеописаниях, или джатаках, преобладают мифологические данные, превращающие Будду в индийский прототип «божьего человека», персонаж, принадлежащий к культовой системе, существующей во многих географических регионах. Хотя подлинные эпизоды с трудом вычленяются из жизнеописания Будды, ряд фактов свидетельствует о том, что будущий Будда был сыном правителя небольшого царства Шакья на северо-западе Индии. Дату его рождения помещают в промежуток от 642 до 448 гг. до н. э. Его мать – Майя умерла через несколько дней после родов, однако ей успели сообщить, что она произвела на свет существо необыкновенное. Согласно поздним версиям легенды о рождении Будды, он явился на свет в результате непорочного зачатия и столь же непорочного периода беременности, так что после появления его на свет мать его по-прежнему была девственна. На теле Будды были обнаружены приметы будущего владыки мира.

В шестнадцать лет Сиддхартха, взяв в жены двух принцесс, вел беззаботную жизнь в отцовском дворце. Но, трижды покидая пределы дворца, он познал три неизбежных зла: старость, страдание и смерть. Выйдя из дворца в четвертый раз, он встретил нищего монаха и, видя, сколь тот спокоен и просветлен, обрел лекарство против земных зол. Пробудившись посреди ночи и глядя на истомленные тела своих спящих сожительниц, он вновь осознал бренность всего земного. Тотчас покинув дворец, он начал вести аскетический образ жизни и сменил свое имя на Гаутама. Постигнув под руководством двух учителей философию и технику йоги, он вместе с пятью учениками принялся истязать свою плоть. Однако, не достигнув цели и поняв бесполезность подобного рода подвижничества, он стал принимать подношения рисом и начал им питаться. Возмущенные подобной слабостью, ученики покинули его. Тогда Шакьямуни (аскет-молчальник из царства Шакья) уселся под смоковницей и решил не двигаться с места, пока на него не снизойдет Просветление. Он выдержал натиск божества Мары, воплощающего Смерть и Зло. На рассвете, одержав победу над Марой, он стал Буддой, обладателем четырех истин; в Варанаси он стал наставлять в этих истинах учеников – тех, кто прежде покинул его. Первая истина утверждает, что все есть Страдание (сарвамдуккхам): рождение – это страдание, смерть – это страдание, болезнь – это страдание, все непостоянное (анитья) является страданием (дуккха). Вторая истина утверждает, что причиной страдания является вожделение (тришна). Третья истина утверждает, что освобождение от вожделения ведет к освобождению от страданий. Четвертая истина указывает восьмеричный (аштапада), или Срединный Путь, ведущий к освобождению от страдания: Мнение (драшти), Мысль (самкальпа), Слово (вач), Действие (карманта), Образ жизни (аджива), Усилие (вьямана), Внимание (смрити) и Созерцание (самадхи). Четыре истины близко отражают подлинное послание Будды.

После первой проповеди в Варанаси община (сангха) новообращенных ощутимо пополнилась брахманами, царями и аскетами. Многие, по мнению Просветленного, даже были лишними, ибо ему пришлось допустить в монастыри и женщин. В связи с этим он предсказал закат Закона (дхармы). Ревность соперников и пустые ссоры монахов не могли не затрагивать Будду. Согласно некоторым источникам, его родственник Девадатта попытался убить его, дабы стать его преемником. Будда умер в возрасте восьмидесяти лет от несварения желудка. По мнению ученых, подобная деталь слишком натуралистична, чтобы она могла быть выдумана приверженцами Будды. Поэтому, скорей всего, так и было на самом деле.

После похорон Будды (паринирвана) во главе сангхи стал Махакашьяпа, а не Ананда, верный ученик Будды, который двадцать пять лет прислуживал Просветленному, заботился о его нуждах, а потому не имел времени, чтобы изучить технику медитации и статьархатом, т. е. тем, кто достигаетнирваныи таким образом прерывает цикл реинкарнаций. Махакашьяпа, созвавшийархатовна собор в Раджагрихе, не пригласил туда Ананду. Ананда же, уединившись, быстро постиг йогическую технику и сталархатом. Отвечая на вопросы Махакашьяпы, Ананда прочел наизустьсутры, а ученик Упали сформулировал правила учения (виная).

Так в чем же, согласно этим почтенным свидетельствам, изначально состояло истинное учение Будды?

Исходно речь идет о весьма характерном для общего комплекса мировых религий учении, основанном не на утверждении, а прежде всего на отрицании. Путь Будды – это путь превращения Я в ничто, и, как следствие, превращения в ничто явлений окружающего мира. Определения, допускаемые Буддой, являют собой образец недоверия по отношению к любым метафизическим постулатам и имеют негативный характер; поэтому сторонники строгой логики могли заметить определенное сходство между методикой Будды и методиками некоторых неопозитивистов.

В этом смысле самым характерным остается пример монаха Малункьяпупы, опечаленного тем, что Будда одновременно проповедует, «что мир вечен, и что мир не вечен, что мир конечен, и мир бесконечен, что душа и тело едины, и что они не едины, что архатживет после смерти и чтоархатне живет после смерти, что он существует и не существует...». Явившись к Будде, дабы тот наставил его, монах получил следующий ответ: «Это как если бы человек, раненный отравленной стрелой, пока его друзья и родные спешат доставить к нему врача, говорил бы: «Я не позволю извлекать из моего тела стрелу, прежде чем не узнаю, кто меня ранил: кшатрий, брахман, вайшья или шудра... Как его имя, и к какому роду он принадлежит... Высокого ли он роста, или среднего, или низкого... Черные ли у него волосы, или просто темные или же светлые и т. д» (Мадждхима никая, сутта 63).

Равным образом, когда странствующий монах Ваччха представил все утверждения и их опровержения, дабы попытаться составить себе представление об учении Будды, Будда разом отверг и утверждения, и отрицания, провозгласив себя «свободным от любых теорий». Заметив растерянность Ваччхи, рассуждавшего согласно законам простейшей логики (если А ложно, значит, истинно не-А), Будда спросил его, сможет ли он ответить на вопрос: «Куда отправился затухший огонь, на восток, на запад, на юг, на север?» Собеседник признался в своем невежестве, что позволило Будде сравнить архатас угасшим огнем: каждое утверждение, касающееся его существования, можно было бы оспорить(Мадждхима никая, сутта 72).

На том же основании Будда выступает против учения брахманов о Я (атмане) как о неизменном начале человеческого существа, однако при этом он и не утверждает противоположного: именно смерть влечет за собой полное уничтожениеархата, по той простой причине, что то, что называется словом «архат», является, как и всякая иная вещь, простой лингвистической условностью, и мы не смогли бы придать ему никакого реального существования. Вот почему во вселенной нет ничего, кроме страдания и угасания:

Отказавшись от тупикового пути спекулятивных рассуждений, Будда проповедует прежде всего спасение. Сформулировав закон «Колеса перерождений», Будда выводит все космические процессы из незнания или омраченности (авидья), а все, что ведет к спасению, из прекращения незнания: незнание (авидья) изначально порождает содеянное (санскара), содеянное порождает сознание (виджняна); сознание порождает элементы материальной и духовной жизни (намарупа), которые порождают шесть основ для сознания (шадаятана), а они порождают соприкосновение (спарша); соприкосновение порождает чувство (ведана); чувства порождают вожделение (тришна); вожделение порождает привязанность (упадана); привязанность порождает бытие (бхава); бытие порождает рождение (джати); рождение порождает старость и смерть (джарамарана). Таким образом, лекарство от старости и смерти - это преодоление «омраченности», что приравнивается к принятию Будды, его закона (дхармы) и его общины (сангхи).

Расколы в буддизме.После второго Собора, состоявшегося в Вайшали,сангхараскалывается, и в результате образуется ряд буддийских школ, которые мы последовательно рассмотрим.

Первый раскол среди буддистов произошел в Паталипутре, после второго Собора в Вайшали и до вступления на царство Ашоки. Поводом для раскола стал спор об архате: беспорочный ли он праведник или может невольно осквернить себя. В пяти спорных пунктах «богатая» традиция оставляетархатуправо на ошибку, тогда как «бедная» традиция – как более консервативная – требует отархатабезупречного совершенства. К дискуссионным вопросам принадлежат следующие: может лиархатво сне подвергнуться искушению; может ли он постоянно обладать частицей незнания; имеет ли он право усомниться в вере; имеет ли он право принять помощь, когда ищет знания; может ли он достичь высшей Истины посредством восклицания «Аум!» Обе партии пришли к компромиссу в пяти оспариваемых пунктах, однако в вопросе, который невозможно миновать, а именно о ночных поллюцияхархата, сообщество разделилось: большинствосангхи(махасангхика) придерживалась мнения, что во снеархатможет быть соблазнен богинями, тогда как «Старшие» (стхавиры, откудастхавиравадины) отрицали саму возможность этого. С тех порстхавиравадиныпредставляют антропоцентрическую, а сторонникимахасангхики –трансцендентальную доктрины буддизма.

Спустя пятьдесят лет от древа махасангхикиотделились две новые школы:экавьявахариков, полагающих, что интеллект по природе своей пребывает выше всякой скверны, игокуликов(известен ряд вариантов названия), отрицающих значение пятискандха.

Возможно, что в последнем указе императора Ашоки Маурья (237 г. до н. э.), симпатии которого склонялись к стхавиравадинам, содержится намек на изгнание из общины Старших нескольких монахов, которые затем составят ядро одной из основных сектхинаяны:Сарвастивады(отсарвам асти -«все существует»). Согласно учениюсарвастивадинов, вседхармы, или феномены, имеют реальное существование как в прошлом, так и в будущем. Ортодоксальные жестхавиравадиныутверждали, что ни прошлого, ни будущего не существуют, в то время как представители еще одной ветви того же дерева –кашьяпийиилисуваршики –считали, что существуют только действия в прошлом, которые еще не успели свершиться.

Полемика вокруг абдхидхармстала причиной раскола гокуликов и появлениембахушрутийев, которые стали проводить важную в махаяне грань между «земными» и «трансцендентными» наставлениями Будды, а такжепраджняптивадинов(праджняпти –«понятие»), для которых любая форма существования является всего лишь концептуальной.

Еще ближе к будущей махаяне стоит локоттаравада(«трансценденты»), отделившаяся от стволамахасангхики. Для приверженцев этой школы Будда по сути своей трансцендентен (локоттара); они исповедуют своего рода докетизм. Примечательно, что система буддийского докетизма почти полностью совпадает с более поздней христианской системой.

Царь Ашока (274/268–236/234) династии Маурья, обратившись в буддизм, послал свои миссии в Бактрию, Согдиану и Шри-Ланку (Цейлон). Успех миссии на Шри-Ланке был потрясающим: сингалы остаются буддистами до наших дней. Из Бенгалии и Шри-Ланки буддизм завоевывает страны Индокитая и острова Индонезии (Iв. н. э.). Через Кашмир и восточный Иран буддизм попадает в Центральную Азию и в Китай (Iв. н. э.), из Китая в Корею (372 г. н. э.), из Кореи в Японию (552 или 538 гг. н. э.). ВVIIIв. н.э. буддизм проникает в Тибет. Название обосновавшихся в Шри-Ланкетхеравадиновесть всего лишь палийская форма санскритского терминастхавиравадины.

Сколь бы ни были сложны ответвления системы, однако в них логически прослеживаются два направления: антропоцентристское и трансцендентальное. На первый взгляд, когда стхавиравадинызаявляют, чтоархатне подвержен скверне, они, похоже, придерживаются второго направления. На самом же деле этомахасангхики, которые, признавая возможность греховностиархата, лишь в скобках упоминают о человеческой природе Будды, это означает, что пути к совершенству лежат вдали от способностей человека, ибо совершенство существует отныне и впредь. Развивая это положение, формируются многочисленные школымахасангхики, породившие то множество идей, из которых впоследствии образовалось направлениемахаяна.

С 100 по 250 г. н. э. развивается новая форма буддизма, стремящаяся, по сравнению с учениями прошлого, обосновать способ высшего освобождения. Новое направление именует себя махаяна(«Большая Колесница»), чтобы отмежеваться от прежнего буддизма, получившего названиехинаяна(«Малая Колесница»). Первоначально уничижительный термин сохранился в хронологии и таксономии буддизма, утратив свое отрицательное значение. Процесс формированиямахаяныподробно неизвестен, но его срединный этап (ок. 100 г. н. э.) оставил нам достаточно письменных свидетельств. ОколоVIIв. н. э. махаяна утрачивает свою жизнеспособность. Ему на смену приходит тантрический буддизм, разновидностью которого являетсяваджраянаили «Алмазная Колесница». Тантризм довольно рано распространился в Китае (716 г. н. э.).

Учение махаяныпервоначально упоминается в литературе –сутрахо Высшей Трансцендентной Теологии (праджняпарамита), возникновение которой следует отнести к 100 г. н. э. Это смена идеала совершенства, знаменующая переход отхинаяныкмахаяне. В то время как адепты буддизмахинаяныстремятся стать существами, постоянно пребывающими в состояниинирваны, адептымахаяныстремятся статьБодхисаттвой, т.е. существом, которое, достигнув Просветления, жертвует своим благосостоянием ради блага всего человечества, предпочитая проявляться в миру, нежели уходить внирвану.Бодхисаттване превратится вПратьека Будда, Будду молчаливого, но будет истинным Просветленным, говорящим, действующим, приходящим на помощь несчастным: считается, что подобный путь развития возник под влиянием индуистского учения поклонения божествам (бхакти).

Если идеал Бодхисаттвы, похоже, характеризуется состраданием к прозябающему в незнании человечеству, то школамахаяныберется за сложную задачу разработки логики, которая позволила бы однозначно оперировать противоречивыми понятиями. Иногда эту логику называют «негативной», хотя, по сути, речь идет о неаристотелевой логике, которая, не признавая принципа исключенного третьего, одновременно выходит за пределы утверждения и отрицания. Буддийская логика «возможного третьего» изложена во многих писаниях, начиная с текста раннеймахаяныСутра о Лотосе, где Будда как существо вечное не познал Просветления, ибо он всегда был Просветленным. Не существует того, в чем можно было бы получить Просветление, ибонирванане субстанциальна. Согласно школейогачара, трансцендентное существо, каковым является Будда, ради спасения человечества может бесконечно множиться – в различные эпохи или в одну и ту же эпоху. Помимо «абсолютного тела» (дхармакая)махаянанаделяет его «эфирным телом» (самбхогакая, букв, «тело блаженства»), в котором Будда «вкушает блаженство» от своих собственных религиозных заслуг в раю, именуемом Чистой Землей, и, наконец, «тело призрачное» (нирманакая), в которое он воплощается, дабы привести к спасению человеческие существа.

Парадоксы, представленные в премахаянических текстах и в текстах ранней махаяны, получили окончательное выражение в почти мифическом сочинении Нагарджуны (ок. 150 г. н. э.), автора «срединной системы» –мадхьямики. Прежде всего, Нагарджуна крайне скептически относится ко всем традиционным философским мнениям, ибо все сущее непознаваемо и неописуемо. Он утверждает, что все вещи лишены своей сущности, и, как следствие, все сущее – пусто (шунья). Эта последняя истина, противостоящая эмпирической и дискурсивной истине повседневности, обретает себя в пустоте (шуньята)нирваныисансары, феноменальном существовании, обусловленном кармическими циклами и их прерыванием.

Около 450 г. н. э. от школы мадхьямикиотделяется направление, усвоившее только отрицательный урок Нагарджуны, – скептики илипрасангхики, и направление, усвоившее положительный урок, –сватантрики. Проникнув в Китай и Японию, буддизммадхьямикив десятом веке исчезает, оказав решающее влияние на появление буддизмачань(японскийдзэн).

Другая большая школа махаяны – йогачара –развивается из текстов, где провозглашается, что Вселенная – всего лишь порождение мысли, и, как следствие, не смогла бы существовать без какой-либо «реальности», пусть даже реальность эта и иллюзорна. Некий Майтрея, персонаж то ли исторический, то ли мифический (Майтрея - имя Будды будущего), выступает в качестве основателя ученияйогачары. Но распространение его учения является делом братьев Асанга и Васубандху, развивших идеючитта матра («единого сознания») и давших ей психокосмическое обоснование валая-виджняне, буквально «сознание-сокровищница», где пребывают все сущности и следы всех прошлых деяний (карма) определяют последующие существования.

Буддийский тантризм.Возникнув под воздействием индуизма и народных верований, буддийский тантризм постепенно берет верх надмахаяной(VIIIв.) и в конце концов вытесняет ее. Известно множество школ индийского буддийского тантризма. Самой значительной являетсяваджраянаили «Алмазная Колесница», в названии которой уже содержится намек на сексуальный символизм (ваджра –фаллос), доминирующий в значимых структурах тантризма, ее многоуровневом «тайном языке». В самом деле, тантрические понятия напоминают мифического змея, кусающего себя за хвост, так как обладают способностью беспрестанно превращаться из одного в другое, отчего любой текст всегда имеет двойное прочтение. Например,бодхичитта, «мысль о Просветлении», на уровне сексуального прочтения является скрытым наименованием спермы, а «Женщина-Знание» (праджня) одновременно является партнершей, конкретной или воображаемой, в ритуальном половом акте и центральным проводником церебральной энергии. Каждый тантрический текст также содержит две возможности экзегезы: референтным уровнем одной выступает тайный обряд, приводящий в результате к сексуальному единению с целью Просветления; референция другой находится на метафизическом уровне.

В Индии долгое время махаяна и ваджраяна преподавались в индийских университетских центрах, среди которых наиболее значительными являлись Наланда и Викрамасила. Однако когда эти университеты были разрушены тюркскими завоевателями (1197 и 1203 гг.) буддизм в Индии фактически прекратил свое существование. В сущности, невозможно внятно объяснить, почему именно буддизм не устоял перед натиском ислама, в то время, как и индуизм, и джайнизм сохранились. Возможно, причина в том, что пока буддизм испытывал влияние индуизма, индуизм также вбирал в себя множество буддийских идей и обрядов.