logo search
Черновик

Федеральное агентство по образованию и науке

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФИЛОСОФИЯ»

ТЕМА: БЕРТРАН РАССЕЛ КАК ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ТРАДИЦИИ БРИТАНСКОГО СВОБОДОМЫСЛИЯ

Выполнила: Каланина О.С.

Научный руководитель: доцент,

кандидат философских наук

Петров С.Б.

Работа сдана «__»_____________2007 г.

К защите «__»_____________2007 г.

Ульяновск 2007.

Оглавление

Введение

Глава 1 Философская эволюция Рассела

Глава 2. Рассел у истоков свободомыслия. Раскрытие основных источников и компонентов религии.

Глава 3. Почему Рассел не христианин?

Глава 4. Критика Расселом доказательств бытия бога.

Глава 5. Соотношение науки и религии по воззрениям Б.Рассела

Глава 6. Бертран Рассел в традиции западного гуманизма и свободомыслия.

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования. Антирелигиозное свободомыслие довольно актуально в наше время, когда мы переживаем эпоху, отличающуюся изменениями, происходящими в обществе, когда жизнь человека фактически проходит в узких рамках идеологии, культуры, религии, национального менталитета, социальной роли. Особенно это актуально для нашей страны, которая переживает процесс клерикализации, что, безусловно, ведёт к ущемлению сектора свободомыслия, хотя в Конституции Российской Федерации согласно статье 28 каждому человеку гарантируется свобода вероисповедания, то есть право исповедовать любую религию или «не исповедовать никакой» [Конституция РФ, 1997, с.179]. На западе эта ситуация выглядит гораздо привлекательнее, что обуславливается продолжающимися традициями в свободомыслии. Одна из таких традиций, безусловно, существует в Великобритании, представителями которой являются Бэкон, Гоббс, Локк, Толанд, Коллинз, Юм. В исследовании же интерес прикован к продолжателю данной традиции, а именно к крупнейшему представителю аналитической философии Бертрану Расселу. Актуально выявить роль Рассела в продолжении этой традиции, потому что проблемы анализа религии волновали мыслителя на протяжении всей жизни, поэтому важно рассмотреть его взгляды и оценить его вклад в продолжении традиции британского свободомыслия. Интерес к выбранной теме обуславливается вниманием к персоне Рассела, а также наличием не только поклонников его творчества, но и оппонентов.

Объект исследованияданной дипломной работы - свободомыслие Бертрана Рассела в британской традиции. Предметом исследования в работе является преемственность взглядов Рассела на свободомыслие с английскими предшественниками.

Методология исследования. Специфика исследования определила использование главным образом теоретических методов исследования: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения. Из специальных методов исследования были применены герменевтический, сравнительно-исторический, ретроспективный методы. Герменевтический метод используется при интерпретации текстов, посвящённых творчеству Б.Рассела, а также публикаций непосредственно самого философа. Использование сравнительно-исторического метода позволило сравнивать и сопоставлять взгляды Рассела с его предшественниками на рассматриваемую проблематику, выявляя в них сходство и различия. Ретроспективный метод применяется при рассмотрении воззрений Рассела на свободомыслие, двигаясь от ранних взглядов к более поздним.

Степень разработанности проблемы. Для анализа философской эволюции Рассела используются в основном публикации А.С.Колесникова, И.С.Нарского, Е.Ф. Помогаевой. При рассмотрении расселовской критики религии преимущественно используются публикации Б.Быховского, Б.Мееровского, А.С.Колесникова, З.П.Трофимовой. Около половины используемых в работе источников составляют произведения Рассела.

Цели и задачи исследования. В данной дипломной работе предстоит определить преемственность взглядов Рассела на свободомыслие с его британскими предшественниками. Для осуществления этой цели следует выполнить следующие задачи: рассмотреть становление философской эволюции Рассела; проанализировать основные источники и компоненты религии, выделяемые философом при анализе критики религии; проанализировать расселовскую критику доказательств бытия бога; рассмотреть опровержение религиозной догматики Расселом; выяснить коллизию религии и науки по воззрениям Рассела; определить место философа в традиции западного гуманизма и свободомыслия и, тем самым, сравнить взгляды мыслителя по выбранным направлениям с его предшественниками. При выполнении поставленных задач нужно также определить позицию Рассела в отношении религии и отразить как сильные, так и слабые стороны его критики религии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Безусловно, что своеобразный характер свободомыслия Рассела обуславливается особым характером его философской эволюции, а именно развитием мировоззренческих взглядов. Соответственно это даёт возможность до рассмотрения характеристики свободомыслия Рассела предугадать его позицию в отношении религии.

2. Анализ расселовской критики религии: рассмотрение основных источников и компонентов религии, критики основных положений христианства, опровержение Расселом доказательств бытия бога, противопоставление религии и науки позволили обнаружить преемственную связь Рассела со своими британскими предшественниками Бэконом, Гоббсом, Локком, Толандом, Коллинзом, Юмом, что позволяет говорить о том, что Рассел занимает прочное место в продолжении традиции британского свободомыслия,

3. Рассмотрение расселовской критики религии сложен ввиду того, что она непоследовательна и противоречива, а также потому, что она основана на нежестких философских позициях. Анализ критики религии Рассела позволил пересмотреть взгляды исследователей на его свободомыслие, большинство из которых считали философа атеистом. Тем самым удалось выявить становление агностической позиции мыслителя по отношению к религии.

4. Идеи Бертрана Рассела оказывают влияние в традиции западного свободомыслия и гуманизма, что подтверждается его борьбой за свободу, мир, демократию и счастье всех людей на земле.

Структура работы. Работа состоит из введения, 6 глав, заключения и списка литературы.

Стоит отметить, что истоки возникновения свободомыслия в Англии связаны, прежде всего, с тем, что в середине XVII в. произошла английская революция, которая ознаменовала собой начало нового времени, наступление эпохи капитализма. Появление нового общественного строя отразилось на духовной жизни общества. Происходил пересмотр взглядов и традиций, господствовавших в период феодализма, а именно средневековой схоластики, религиозного мракобесия и фанатизма. Шла критика старых порядков, нравов и учреждений, выступлений против духовной диктатуры церкви, провозглашалась необходимость веротерпимости и свободы мысли, Мыслителями были заложены основы научного метода познания природы и сделан вклад в критику религиозного мировоззрения.

Помимо этого стоит отметить, что рождение термина «свободомыслие» произошло именно в Англии. Термин «свободомыслие» впервые употребил Локк в 1697 г., а определение «свободомыслия» было позже выдвинуто Коллинзом в борьбе с религиозной нетерпимостью, догматизмом и авторитаризмом религии [См. Трофимова, 1992, с.13; Тажуризина, 1987, с.16].

Исходя из таких условий, можно говорить о появлении традиции британского свободомыслия, ведь один за другим философы критиковали религию – это Бэкон, Гоббс, Локк, Толанд, Коллинз, Юм, а вслед за ними продолжал критиковать религию Рассел, поэтому важно определить его место в продолжении традиции британского свободомыслия.

Проблемы критики религии интересовали Рассела на протяжении всей жизни. Он занимался вопросами истории религии, опровергал доказательства бытия бога, анализировал психологию верующих, христианскую догматику и мораль, исследовал влияние религии на цивилизацию, выяснял значение «веры» и элементов религии, рассматривал соотношение логики и мистики, философии и религии, науки и теологии, пытался даже создать свою собственную «недогматическую» религию. Эти вопросы освещались философом в целом ряде монографий и большом количестве эссе. Многие его работы с яростью были встречены воинствующими теологами, вызвали большую полемику не только в среде философов и богословов, но и простых верующих.

Зарубежные исследователи и биографы творчества Рассела единодушно сходятся в оценке Рассела как атеиста, однако, с некоторыми оговорками. Одни считают, что Рассел был убеждённым атеистом и противником всевозможных религий; другие пытаются как-то отделить его атеизм от его философии и доказать, что первое не имеет никакого отношения ко второму; третьи, абсолютизируя непоследовательность высказываний Рассела и его философии, пытаются найти у него религиозно-мистические и религиозно-реформаторские идеи [Колесников, 1978, с.5].

Поэтому в данной работе предстоит непросто рассмотреть преемственность взглядов Рассела с его идейными предшественниками, но и определить его окончательную позицию в вопросе религии.