12. Домонгольское искусство в Древней Руси.
В Византии, где сложилась система храмовой декорации, распространенная в восточно-христианском мире, фреска и мозаика играли исключительную роль. Икон в собственном смысле слова (хотя с богословской точки зрения образ в монументальном искусстве есть та же икона) в храмах было немного. Они располагались по стенам и на невысокой алтарной преграде. В ранних, домонгольских русских храмах было так же. Но со временем роль собственно икон на Руси возрастает. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, икона проще по технологии, доступнее, дешевле. Во-вторых, икона ближе молящемуся, с ней возможен более тесный контакт, нежели с фресковым или мозаичным монументальным образом. В-третьих, и это, пожалуй, главное - икона как богословский текст выполняла свои функции не только как моленный образ, но и как наставление и научение в вере. В Византии книжные знания имели приоритет, а на Руси вере научала, икона.
В русских храмах огромную роль играет иконостас. Высокий иконостас формировался постепенно. В домонгольское время были распространены одноярусные невысокие алтарные преграды, по типу византийских темплонов.
Искусство домонгольской Руси
Киевское государство, возникшее в IX веке, достигло своего могущества в X-XI вв.
При князе Владимире, жившем в конце Х-начале XI столетия, Русь приняла крещение от Византии. Этот акт имел существенные последствия для дальнейшего развития древнерусского средневекового государства как в политическом, социальном, так и в культурном отношении. При Ярославе Мудром (в первой половине XI века) Киевское государство превратилось в могущественную феодальную державу.
В конце XII века возникает величайшее литературное произведение Древней Руси — «Слово о полку Игореве». В искусстве идет процесс кристаллизации местных художественных форм, в которых находят выражение общерусские идеалы. Процесс этот прерывается татаро-монгольским нашествием в первой половине XIII века, которое катастрофически сказывается на всех сторонах жизни страны.
Восприняв от Византии христианскую религию, Киевское государство взяло и то ценное, чем обладало это самое передовое в X-XII веках государство Европы. Культурные связи с Византией во многом определили облик древнерусского искусства. Но еще в дохристианский период у восточных славян существовало достаточно развитое искусство. Оно-то и стало фундаментом для дальнейшего культурного развития.
Одной из сфер искусства, где прослеживается воздействие вкусов и навыков дохристианского периода на художественную культуру Киевского государства, несмотря на основополагающее значение образов и канонов византийского искусства, является архитектура. Так, например, в конце X века в Новгороде был сооружен деревянный храм «о тринадцати верхах», не имеющий аналогий в византийском зодчестве.
До нас не дошла Десятинная церковь Успения Богоматери, сооруженная в 989-996 годы. Рухнувшая при взятии Киева монголами, она была главным храмом столицы князя Владимира. Это было величественное крестовокуполь-ной сооруженные с пятью нефами, украшенное мозаиками и фресками.
До наших дней сохранились другие храмы времени Ярослава Мудрого. Один из них — собор Святой Софии — самый величественный и роскошный храм XI века. Правда, теперешний его вид далеко не соответствует первоначальному. Но и сейчас собор производит огромное впечатление. Храм поражает огромной протяженностью. Вместе с тем он заключен в строгие рамки определенных пропорций. Ощущение грандиозности особенно ощутимо, когда входишь внутрь собора. Множество перспектив открывается с различных точек зрения — из боковых нефов, с обширных хор. София Киевская — сооружение сложное по композиции своего внутреннего пространства. Находящемуся внутри церкви человеку оно предстает то исполненным величавой торжественности, то таинственным, то ясным и открытым. София Киевская — это памятник тор-жества первого древнерусского государства, символ его могущества, величия и силы.
Со смертью Ярослава в 1054 году строительная деятельность в Киеве не утихает, хотя этот год является рубежом в развитии зодчества. Преемники князя оказываются от возведения колоссальных соборов. С тем большим рвением они начинают заниматься сооружением монастырей, центральное место в которых занимают большие храмы. Таковы соборы Дмитриевского (1060), Печерского (1073-1078), Выдубицкого (1070-1088) монастырей. Большим своеобразием отличался храм Спаса на Берестове, где был сооружен монастырь сыном Ярослава - Святославом.
Немного сохранилось памятников живописи эпохи расцвета Киевского государства. И прежде всего это мозаики и фрески Софии Киевской. Живописное украшение храма в целом следует византийским образцам.
Мозаики церкви Михаила Архангела Михайловского монастыря (1111-1112)— следующий этап в развитии живописи Киева. В композиции «Евхаристия» обращает на себя внимание гораздо большая свобода в расположении фигур, нежели в Софии Киевской. Линейный ритм здесь более сложный и изысканный.
Обращение к романскому искусству обогатило новгородскую живопись, сообщило ей гораздо большую экспрессию, повышенную эмоциональную выразительность.
Об этом говорят миниатюры XII века, в частности изображения евангелистов в Мстиславском евангелии, являющемся вольной копией Остромирова евангелия.
Свое оригинальное лицо новгородская живопись обретает во второй половине XII века. Уже во фресках Аркажской церкви и росписи храма Георгия в Старой Ладоге выступают характерные особенности новгородской живописи -конкретность трактовки различных священных событий, предельная выразительность образов святых, отцов церкви, пророков. Скупыми средствами достигаются живописные эффекты, о чем свидетельствуют, например, композиция «Чудо Георгия о змие» в церкви Геогия в Старой Ладоге.
Росписи церкви Спаса Преображения на Нередице представляли собой законченный и полный живописный ансамбль, дающий представление о составе, композиционном строе, характере украшений древнерусской церкви домон-гольского времени. Фрески покрывали нередицкий храм сверху донизу. Непрерывными лентами они стелились по стенам, не считаясь с архитектурными членениями храма, что придавало им характер цветистого ковра. Последовательности и система соблюдались лишь в местонахождении определенных композиций. Особенный интерес представляло изображение Страшного суда, находившееся на западной части церкви. Эта монументальная композиция включала многочисленные подробности, свидетельствовавшие о конкретности художественного мышления его автора.
Сложная по своему составу нередицкая роспись отличалась большой художественной и живописной цельностью. От нее веет мужественным духом, непреклонной суровостью, непримиримостью. Образы ее исполнены душевной твердости.
Особый раздел древнерусского искусства домонгольской эпохи представляет иконопись. Из литературных источников известно о существовании В Киеве конца XI- начала XII века иконописца Алипия. Надо сказать, что до нас дошло вообще мало икон XI- начала XIII столетия, что объясняется в первую очередь разгромом многих художественных центров во время нашествия Батыя.
Новгороду в этом отношении повезло. Он не был взят Батыем подобно многим другим городам. Поэтому здесь сохранилось и больше всего икон той эпохи.
В XII - начале XIII столетия в Новгороде работало немало иконописцев. Под их кистью возникли образы, исполненные необыкновенной глубины и подлинного величия. Таковы большие иконы «Устюжские Благовещение», «Спас Нерукотворный», Успение», «Голова Архангела», «СВ. Георгий» и др. Чеканная форма этих произведений свидетельствует с зрелости большого искусства, а их монументальный строй как нельзя лучше отвечает характеру художественной культуры того времени. Великолепным памятником новгородской иконописи является «Устюжское Благовещение». Богоматерь и архангел Гавриил представлены художником в спокойных позах, соответствующих торжественности изображенного момента. Фигуры эти отличаются стройностью пропорций, их одеяния ложатся мягкими, мерными и в то же время изящными складками. В самой моделировке фигур, а также ликов чувствуются отзвуки эллинистического искусства. Но то внимание, какое художник уделяет силуэтам фигур, уже свидетельствует о господстве принципа плоскостности, свойственности древнерусской живописи.
Икона «Устюжское Благовещение» являет собой пример сложной и глубокой символики средневекового искусства. Вместе с тем это произведение дает возможность постичь особенности древнерусской иконописи домонгольского времени, проникнуться его торжественным монументальным строем. Свидетельствует эта икона и о том, как органически и плодотворно были использованы и по-свому истолкованы новгородским мастером высокие традиции византийской живописи. А они несомненно играли основополагающую роль в сложении древнерусской живописи.
Особенности домонгольских храмов - высокие апсиды.
Древний домонгольский крест. Наверху голубь, внизу полумесяц. Полумесяц означает скорее всего царское украшение, скифы носили похожие украшения, даже до 18 века с такими украшениями были и иконы. Крест как царский символ.
Домонгольских икон сохранилось очень немного, десятка два-три. Кое-что не до конца раскрыто. Сохранился ряд икон 12, кое-что рубежа 13. Одна из древнейших сохранившихся -Спас Нерукотворный. Кто говорит, что это корсунские письма. Но на обороте - уже безусловно русская икона Поклонение Кресту - 2 ангела поклоняются. Находится в Третьяковской галерее.
Успение. Третьяковская галерея. Безусловно русская работа. Характерная для домонгольской иконы личное, хотя и композиция... 4 ангела указывают на Спаса, остальные летят. А для палеологовского уже будет характерно, что каждого апостола сопровождает ангел. Особенность - Спас держит душу Богородицу, а на небесах видно, что ангел поднимает душу. У нас в Успенском соборе тоже видно, что Спас держит душу, но возносится Богородица уже телесно. Здесь в сюжете очень много связано с повествованием об Успении. Апостол Петр держит кадило, т.к.по повествованию он кадил в это время. Присутствуют не только из 12-ти, но и двое из 70-ти. Обычно Богородица возносится в белых одеждах на иконах 15 века, и нередко она протягивает в руке свой пояс. Ближайший апостол, к ней подлетающий - это Фома. По преданию, он опоздал и когда уже переносился, то произошло что-то для него непонятное, и он получил пояс. А когда ему открыли гробницу и увидели, что Ее нет, то он понял, что Она дала ему пояс.
Для домонгольской иконы характерны большие размеры. Т.к.на столбах образы, мозаичные или фрески, а между столбами иконостас. Не знаем, что было на самих столбах, скорее всего их украшали такие вот иконы. Одна из техник - золотая наводка. Она продолжает существовать до 16 века, достаточно ядовитая вещь, когда с помощью ртути на листы цветного металла - процарапывается изображение и туда втравливается золото. Испарения ртути, очень для здоровья неблагоприятно. С золотой наводкой сохранились целый ряд вещей. Есть исследования Овчинникова Адольфа Николаевича.
- История и теория христианского искусства
- Вопросы к экзамену
- 2. Происхождение и смысл литургического искусства. Протестантский, католический и православный взгляд на этот вопрос. Библейское обоснование иконопочитания.
- 4. Взгляды на искусство «великих каппадокийцев» - Василия Великого и Григория Нисского.
- 5. Становление канона в церковном искусстве. Послекатакомбный период: параллельные процессы становления церковного искусства, догматики, канонов и богослужения.
- 6. Правила Трулльского Собора об изображениях.
- 7. Иконоборчество.
- 8. Седьмой Вселенский Собор. Его история и постановления. Торжество Православия.
- VII Вселенский собор и содержание догмата об иконопочитании.
- 9. Св. Иоанн Дамаскин об иконопочитании.
- 10. Понятие исихазма и его значение для церковного творчества. (относится к билетам №13, 14 Феофан Грек, андрей рублев)
- 11. Великие памятники византийского искусства. Синай, Равенна, Константинополь и др.
- 12. Домонгольское искусство в Древней Руси.
- 13. Великие древнерусские иконописцы: св. Алипий Печерский, Феофан Грек.
- 13. Великие древнерусские иконописцы: св. Алипий Печерский, Феофан Грек.
- 14. Великие древнерусские иконописцы: преп. Андрей Рублев, Дионисий. Икона Св. Троицы преп. Андрея Рублева.
- 15. Иконостас. Его происхождение и развитие. Типология икон в связи с их участием в богослужении. Системы росписей православного храма.
- 16. Вопросы церковного искусства на Стоглавом Соборе 1551 г. Дело дьяка Висковатого. Проблема иконографии Бога-Отца.
- 17. Упадок церковной культуры в 17 в. «Живоподобие».
- 18. Церковное искусство в Синодальный период.
- 19. Проблема пространства и времени в церковной живописи. Цветовая символика в церковном искусстве.
- 20. Чин освящения икон в требнике. Чудотворность иконы. Икона и картина.