4. Взгляды на искусство «великих каппадокийцев» - Василия Великого и Григория Нисского.
После периода катакомб восторжествовало христианство, начинают строиться и украшаться храмы. Понятие прекрасного выходит на передний план. Среди Отцов Церкви надо выделить Св.Василия Великого и Григ.Нисского. Вас.Великий заложил основы правосл.учения о прекрасном. В тропаре св.Вас.Великому говорится, что «человеческие обычаи украсил еси», т.е. его деятельность в этом смысле настолько велика, что Церковь прославляет его за это в тропаре.
Из «Бесед на Шестоднев»: «Мир есть художественное произведение, подлежащее созерцанию всякого, т.к. через него познается премудрость Творца». Вас.Великий говорит как бы от имени Моисея. Это святоотеческий постулат о мире. Вас.Великий остается здесь подлинным эллином, ибо для греков мир издревле был художеств.произведением. Для Платона, Сократа, Аристотеля, для всех греков мир есть худ.произв., есть космос, а космос – это украшение, это – красота.
Т.о., Вас. Великий соед. Библию с антич. эстетич. традицией. Он это делает, опираясь на слово Моисея «сотворил», ибо Моисей говорил, что Бог вначале сотворил небо и землю».Это легло в основу правосл.взгляда на прекрасное и на все православное творчество. «Сотворил, - говорил Вас.Великий,- как Благий, полезное, как Премудрый – прекраснейшее, как Могущественнейший –величайшее . Пророк показал тебе в Боге едва ли не художника, К-рый, приступив к сущности вселенной, приноровляет ее части одну к другой, производит само себе соответственной, согласное и гармоническое целое», и далее «Восславим наилучшего Художника, премудрого и искусно сотворившего мир и из красоты видимого, мы разумеем превосходящего всех красотою и из величия сих сделаем наведение о бесконечном».
Т.о., Вас.Великий как бы возводит на богослов.уровень в док бытия Божия аргумент «от красоты»: поскольку мир прекрасен, то есть и художник этого мира, есть Бог –Творец. П.Флоренский,используя это , гов.: «Если есть « Троица» Андрея Рублева, значит есть Бог».
Итак, основ. И пер.полож. этого уч. Вас.Великого и всей св.отеч. трад.: Бог есть совершеннейшая красота, Он есть сов. Художник, а мир – Его сов.твор. В Евангелии мы можем различить три вида красоты : чел.творч., природу и красоту Божеств.
Выше природ.красоты есть красота души, духов.красота. «Прекрасная всякая душа,к-рая созерцается соразмерно свойственных ей сил, но истинная и вожделеннейшая красота, созерцаемая только имеющими очищенный ум, принадлежит Божьему, блаженнолмиу естеству. Кто внимательно устремляет взор на сияние и изящество сей красоты, тот заимствует от нее нечто , как бы от красильного раствора, на собственное свое лице наводя какие-то цветные лучи …. Почему и Моисей, соделавшись причастником оной красоты, во время собеседования с Богом имел прославленное лицо». Св.Пис. гов., что на Моисея нельзя было смотреть. «Посему чувствующий свою добродетель издает сей благодарственный глас : Господи, волей Твоей доброти моей подаждь силу». Речь идет о соотв.человека как образа и подоб.Божия Его первообразу. Связь между ними восстанав. Через созерцание Божест.Красоты. Познание Божеств.красоты – это путь Богопознания.
Внутр.сост., следы душ.красоты - важнейший постулат иконописи. Почему икона не может быть натуралистической, почему она идеально изображает портретное в основе сходство? Она идеализирует его, освобож.его от всего, след.этим замечат.словам Вас.Великого. Каждый раз, когда он об этом гов., он не забывает упомянуть: «Итак, нам должно заботиться о сей красоте, чтобы Жених-Слово, встретив нас, сказал: вся добра еси ближняя Моя и порока несть в тебе (Песнь Песней).
Степень причастности Божества есть степень красоты, потому что Бог есть соверш.красота. Вас.Великий гов. Об этом в соч. «О Духе Св.» : «Если бы тварная природа далеко отстояла от славы Божества, то нах. бы в жалком сост. Но недостойно Бога такое понятие о Боге , что Он попускает тувари быть как бы обнаженной от причастности Себе. И тварь не так жалка, и Бог не так бессилен, чтобы не сообщить тварям Своего приобщения» Понятие о Боге именно столь велико, что Бог творимое Им, любя его , делает причастным Себе. «Конечно же, созидаемый образ, будучи перенесен от первообраза, получил в веществе подобие и удержал в нем отличительный признак, запечатленный мыслью и рукой художника».
Далее, образ Божий – Христос. Слово, К-рое было у Бога, есть образ Божий. Внутри Троица второе Лицо есть образ первого Лица. «Кто видел Меня, тот видел Отца» Ин.14:9. А это значит, что Слово Божие есть образ Бога Отца. Вторая Ипостась образ первой.
Далее: «Образ Сына – Дух, и причастники Духа делаются сынами сообразными Бога». Речь здесь идет о сообразности человека через Церковь. Эту сообразность мы получаем через Духа. Господь нам сказал: «Пошлю Утешителя». Утешитель есть образ Сына и через Утешителя,К-рого нам посылает второе Лицо от Отца, мы становимся сообразными причастниками Божества. Это имеет отношение к церк.творч., потоиу что мы сами, как сказал Вас.Великий, есть живые образы Божии.
То, что обращено к слуху, и то, что обращено к глазу, - это разные вещи. Зрение является основным. Даже когда он говорит о духовном зрении – оно основное. «Чистие сердцем Бога узрят».
В основных постулатах Вас.Великого связь с неоплатоническим учением о прекрасном, он старался воцерковить языч.философию. (Лекция 7 о.Александра Салтыкова)
ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО С КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО, 4 в
Многие св.отцы с этого периода начинают говорить об иконах.
Св.Василий Великий: “Икона – это то, что нас соединяет с Богом. Честь, воздаваемая образу, переходит к Первообразу”. Он образ ставил выше слова.
Григорий Нисский: “Бог по природе Своей художник”, т.е.мыслит образами, поэтический дар. “Бог создал мир не как рационально устроенным, но красивым”. Зачем павлину хвост – он красив.
Иоанн Златоуст говорил о своей любви к восковой иконе. Афанасий Великий говорит о чудесах от икон. В Бейруте иудеи обратились к Богу, икона с прободенным ребром.
Евсевий Кесарийский был противником икон и отказал сестре императора в иконе. И к скульптуре относился негативно. Он был сторонником светского искусства и был иконоборцем.
Архитектура – строение обширных храмов, приспособление светских помещений под храм. Базилика символизирует Ноев ковчег. С к.5 – нач.6 в – начало купольной базилики. Постройка храма Св.Софии. Высота 55 метров, широта 69 м, долгота 77 м. Храм куполоцентричен, диаметр 31,5 м, купол очень низкий, много места занимают окна, а не простенки в барабане. Внутреннее убранство не сохранилось.
Храм св.Апостолов – 5 куполов в форме креста. Иконостас сначала был низким строением, затем удлинился с помощью колонн. Он был предназначен не для закрытия алтаря, а для преграды попадания в алтарь.
Система росписи: в 5 в есть уже система росписи, т.е.ясное представление о том, что и где надо изображать в храме. Бывали случаи изображения в храме охоты и ловли. Но преп.Нил Синайский говорит, что в алтаре нужен крест и молельные образы, а на стенах храма – сцены из ВЗ и НЗ.
Росписи в основном не дошли до нас, осталась лишь мозаика.
Мозаика была и в античности, на полу – наломанные камешки. Христиане используют смальту. В ранней мозаике нет имитации, скрытности, как в современном искусстве, дорожили естественностью. Сохранилась мозаика в храме в Вифлееме, в храме Воскресения Христова. Кладка была неровной, т.к.это по-разному показывает свет на изображении. Сохранилась мозаика 4 в, св.муч.в Солуни.
Мысль Василия Великого о восхождении чести, воздаваемой образу, к первообразу, входит в орос 7 Вселенского собора. Григорий Нисский: “Не случайно человек делает изображения. Бог вложил это в него. Бог по природе художник и мы мыслим зримыми обр.” “Не могу пройти без слез мимо икон”.
Василий Великий: “приидите художники, и я буду посрамлен вами”.
Многие отцы говорят о естественности иконы, сравнивали почитание царя и его изображения в империи на монетах с иконопочитанием.
БОГОСЛОВИЕ ИКОНЫ С IV ПО VII ВВ
В начале 4 в ситуация в Церкви меняется. Это отразилось на искусстве. Происходят значимые изменения. Если первые три века ничего не написано об иконах, то в 4 веке у отцов вполне сформированное богословие иконы. Важным для иконоведения являются слова св.Василия Великого: “Честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу”. Эта мысль войдет в формулировки 7 Вселенского собора. Икона нас соединяет с первообразом. Это важная функция иконы. Св.Василий Великий икону сравнивал с образом императора. “Если мы называем изображение императора императором, то мы не имеем в виду двух императоров”.
Василий Великий говорит об иконе как о книге, которая ярко повествует о событиях, даже ярче, чем простое повествование. Это уподобление иконы слову и предпочтение образа. Василий Великий – один из первых богословов иконы. Св. Григорий Нисский продолжая мысли Василия, говорит о естественности изображения. Он говорит, что Бог Художник, и нас создал художниками. Икона возводит нас к смысловым сущностям. Красота мира не объясняется рациональными параметрами. Св.Григорий говорит об эмоциональном воздействии на человека изображения, это психологическое воздействие. Эти мысли во многом оговаривают богословие иконы. И Златоуст также высказывает мнение о существенном значении иконы. Св.Григорий Богослов, Афанасий и Кирилл Александрийский говорят о чудесном проявлении икон, о чудесах от икон. Эти столпы православия – защитники икон. Но наряду были и иконоборцы: Евсевий Кесарийский. Он признает наличие икон от древности, но он не признает полноты человечества во Христе, не признает воплощение Христа, соответственно и иконы. Все это предпосылки секулярного, светского искусства. Евсевий был сторонником такого светского аллегорического искусства, в то время как икона есть духовное изображение образа – возводит к первообразу. Отцы каппадокийцы – сторонники реалистической, традиционной иконографии. Важным текстом является письмо Нила Синайского к эпарху... Олимпиодор, который хотел в алтаре изобразить иконы, рыбную ловлю, охоту. Нил говорит, что это детское сознание. Это, конечно, аллегории, но если это занимает много пространства, то это отвлекает от молитвы. Это уже нехрамовое искусство. У эпарха проявляется стремление к украшению. Нил против такого украшения храма: в алтаре – лик Христа, а в храме сюжеты Ветхого и Нового Заветов, это реалистическая иконография. Преподобный Нил в начале 5 в отвергает аллегорию. Церковь постепенно вытесняет аллегорию.
- История и теория христианского искусства
- Вопросы к экзамену
- 2. Происхождение и смысл литургического искусства. Протестантский, католический и православный взгляд на этот вопрос. Библейское обоснование иконопочитания.
- 4. Взгляды на искусство «великих каппадокийцев» - Василия Великого и Григория Нисского.
- 5. Становление канона в церковном искусстве. Послекатакомбный период: параллельные процессы становления церковного искусства, догматики, канонов и богослужения.
- 6. Правила Трулльского Собора об изображениях.
- 7. Иконоборчество.
- 8. Седьмой Вселенский Собор. Его история и постановления. Торжество Православия.
- VII Вселенский собор и содержание догмата об иконопочитании.
- 9. Св. Иоанн Дамаскин об иконопочитании.
- 10. Понятие исихазма и его значение для церковного творчества. (относится к билетам №13, 14 Феофан Грек, андрей рублев)
- 11. Великие памятники византийского искусства. Синай, Равенна, Константинополь и др.
- 12. Домонгольское искусство в Древней Руси.
- 13. Великие древнерусские иконописцы: св. Алипий Печерский, Феофан Грек.
- 13. Великие древнерусские иконописцы: св. Алипий Печерский, Феофан Грек.
- 14. Великие древнерусские иконописцы: преп. Андрей Рублев, Дионисий. Икона Св. Троицы преп. Андрея Рублева.
- 15. Иконостас. Его происхождение и развитие. Типология икон в связи с их участием в богослужении. Системы росписей православного храма.
- 16. Вопросы церковного искусства на Стоглавом Соборе 1551 г. Дело дьяка Висковатого. Проблема иконографии Бога-Отца.
- 17. Упадок церковной культуры в 17 в. «Живоподобие».
- 18. Церковное искусство в Синодальный период.
- 19. Проблема пространства и времени в церковной живописи. Цветовая символика в церковном искусстве.
- 20. Чин освящения икон в требнике. Чудотворность иконы. Икона и картина.