Истоки ламаизма. Тантризм
Доктринальной основой ламаизма (от тиб. «лама» – высший, т. е. адепт учения, монах) является, как упоминалось, буддизм. Однако, поскольку предшественником буддизма в Тибете была местная религия бон (бон‑no) с ее преимущественно анимистическим культом божеств, духов и сил природы, складывавшаяся на этой первичной основе новая модификация буддизма – ламаизм – впитала в себя немало от этого первоисточника. Это, в частности, хорошо видно при знакомстве с ламаистским пантеоном и различными культами, часть которых восходит к примитивным шаманским верованиям древних тибетцев и монголов. Что же касается доктрин буддизма, то необходимо заметить, что формировавшийся в позднем средневековье (VII–XV вв.) ламаизм явился своего рода синтезом едва ли не всех основных его направлений, включая не только Хинаяну и различные школы‑секты Махаяны, но также и тант‑рийскую Ваджраяну («алмазную колесницу»).
Истоки тантризма восходят к древним культам плодородия и соответствующим обрядам. Стимулированные древнеиндийскими поисками спасения, мокши и нирваны, древние обряды и культы под воздействием брахманизма и раннего буддизма приобрели иной облик и иную целенаправленность. Возникло учение Дарани – тантризм, который сыграл существенную роль в становлении как индуизма, так и ламаизма. В индуизме тантризм проявился в форме шиваизма. Тантризм буддийский, оформившийся как самостоятельное течение в буддизме примерно в середине I тысячелетия н. э., имел более разработанную философскую основу. Именно в буддийской тантре. была введена в широкий обиход мандала – своеобразная графическая диаграмма Вселенной, насыщенная магическими знаками и символами, имевшая множество вариантов и модификаций. К числу философских основ буддийской тантры следует отнести и Калачакру, «Колесо времени», в рамках которого 60‑летний звериный цикл символизирует кругооборот человека в кармическом мире сансары.
Однако главное в буддийской тантре, – как, впрочем, и в индуистской, – не философия, а практика, т. е. та мистика и магия, которыми обрамлялись все акции ее последователей. Мистико‑магические основы тантры выявляются в двух аспектах: в медитации и в грубых магических обрядах, включая и сексуальную практику. Что касается медитации, то специфика тантризма проявляет себя здесь в глубокой интимности обряда, в детальном следовании тем тайным поучениям и рекомендациям, которые неофит получает в процессе его длительного личного контакта с учителем, гуру или ламой. Обряды, включая ритуальное общение полов с целью приобретения мудрости‑праджни, воспринимаемой в Ваджраяне в качестве женского соответствия будды и боди‑сатвы, порой сводились к имитации либо символическому использованию этих приемов. В последнем случае речь идет о заклина‑ниях‑мантрах или символических изображениях типа янтры и мандалы, насыщенных текстами, формулами, диаграммами, которые содержат в себе все тот же магический смысл.
Тантризм оказал огромное влияние на ламаизм. В определенном смысле можно сказать, что едва ли не вся специфика ламаизма, многие его культы и обряды возникли в первую очередь на основе буддийского тантризма. Что же касается его философии, то в рамках позднего ламаизма были синтезированы многие течения буддийской мысли, что и сыграло свою роль в оформлении космологии, этики, онтологии и других аспектов этой доктрины.
- Леонид Сергеевич Васильев
- Глава 1 Религия и религиоведение
- Основные функции религии
- История изучения религии
- Теории религиоведения
- Марксизм о религии
- Религия как автономная система
- Религия и общество
- Глава 2 Восток: общество и религия
- Что такое восток?
- Политическая власть на востоке
- Социальная структура на востоке
- Религия на востоке
- Глава 3 Возникновение и ранние формы религии
- Формирование основ религиозного сознания
- Заимствования и взаимовлияния культур
- Религиозные представления эпохи неолита
- Глава 4 Религиозные системы древних обществ ближнего востока
- Возникновение ранних религиозных систем
- Религиозная система древнего Двуречья
- Религиозная система древнего Египта
- Глава 5 Религии древних иранцев
- Зороастризм и маздеизм
- Мифология зороастризма
- Зороастризм в древнем Иране
- Мани и манихейство
- Глава 6 Монотеистические религии: иудаизм
- Возникновение культа Яхве
- Евреи в Палестине
- Чудеса и легенды Ветхого Завета
- Иудаизм евреев диаспоры
- Иудаизм и история культуры Востока
- Глава 7 Христианство
- Возникновение христианства
- Иудаизм и христианство
- Споры об Иисусе Христе
- Основы христианского учения
- Харизматические лидеры раннего христианства
- Трансформация раннего христианства
- Католицизм и Реформация
- Греческая православная церковь
- Православная церковь в России
- Христианство и традиции европейской культуры
- Христианство в странах востока
- Глава 8 Ислам: возникновение и распространение
- Аравия до ислама
- Ханифы и Мухаммед
- Учение Мухаммеда
- Мухаммед в Медине. Хиджра
- Первые (выборные) халифы
- Али и шииты
- Омейяды и суннизм
- Арабские завоевания
- Халифат аббасидов
- Сельджуки и Османская империя
- Ислам в Индии и других странах Востока
- Глава 9 Ислам: теория и практика
- Содержание корана
- Толкование корана (тафсир)
- Сунна и хадисы
- Ислам о происхождении мира
- Эсхатология ислама
- Социальная этика ислама
- Символ веры ислама
- Ислам о предопределении
- Суннитское богословие (калам)
- Школы исламского права (мазхабы)
- Предписания и запреты ислама
- Мечети и школы
- Исламские обряды
- Праздники в исламе
- Глава 10 Ислам: направления, течения, секты
- Хариджиты и их секты
- Суфии и суфизм
- Суфийские ордена. Шейхи и мюриды
- Культ святых и ваххабиты
- Оппозиционный ислам (шииты)
- Идейные вожди шиитов
- Имамиты в Иране
- Секты шиитов. Исмаилиты
- Секты исмаилитов. Ассасины
- Алавиты и Али‑илахи
- Глава 11 Ислам: традиции и современность
- Мир ислама
- Основы религиозно‑культурных традиций ислама
- Трансформация ислама
- Модернизация ислама
- Исламский национализм
- Ислам после второй мировой войны
- Ислам и современность
- Глава 12 Религии древней Индии
- Арии и веды
- Боги Ригведы (пантеон вед)
- Трансформация ведической религии. Боги Атхарваведы
- Брахманизм
- Упанишады
- Философия упанишад
- Брахман, Атман, Тот, Ом (Аум)
- Основы древнеиндийской религиозной философии
- Веданта
- Глава 13 Оппозиционные учения: джайнизм
- Теория джайнизма
- Этика джайнизма
- Образ жизни джайнов
- Монахи‑аскеты
- Космография и мифология джайнизма
- Джайнизм в истории Индии
- Глава 14 Буддизм в Индии
- Легенда о Будде
- Учение Будды
- Первые общины буддистов
- Монастыри и сангха
- Основы философии буддизма
- Этика буддизма
- Буддизм Махаяны
- Космология и мифология буддизма
- Буддизм в Индии и за ее пределами
- Глава 15 Индуизм
- Возникновение индуизма
- Религиозно‑философские основы индуизма
- Тримурти – Брахма, Шива и Вишну
- Шива и культ лингама
- Шива и шакти
- Дурга и Кали
- Рама и Рамаяна
- Сказания и мифы. Махабхарата
- Брахманы и храмы
- Мантры и колдовство
- Обряды и праздники
- Семья и каста
- Глава 16 Индуизм и ислам. Модернизация индуизма
- Исламизация Индии
- Взаимодействие ислама и индуизма
- Гуру Нанак и сикхи
- Говинд и хальса
- Рам Мохан Рой и «Брахмо самадж»
- Даянанда Сарасвати и «Арья самадж»
- Рамакришна и Вивекананда
- Неоиндуизм и современность
- Глава 17 Религия в древнем Китае
- Шанцы, чжоусцы и шан‑ди
- Гадания и гадатели в Шан
- Чжоусцы, Шанди и культ Неба
- Культ умерших предков
- Культ Земли
- Жрецы‑чиновники
- Ритуалы в чжоуском Китае
- Древнекитайская религиозная философия
- Глава 18 Конфуций и конфуцианство
- Конфуций
- Социальный идеал Конфуция
- Социальный порядок по Конфуцию
- Культ предков и нормы сяо
- Культ семьи и клана
- Конфуцианство и легизм
- Трансформация конфуцианства
- Конфуцианское воспитание и образование
- Система экзаменов и сословие шэньши
- Конфуцианцы в истории Китая
- Культ формы в конфуцианстве
- Конфуцианство – регулятор жизни Китая
- Глава 19 Даосизм
- Философия даосизма
- Даосизм в Цинь‑Хань (III в. До н. Э. – III в. Н. Э.)
- Крестьянское даосское восстание «Желтых повязок»
- Теократическое государство даосов
- Даосизм о достижении бессмертия
- Псевдонауки даосов
- Даосы в средневековом Китае
- Верхний и нижний пласты даосизма
- Пантеон даосизма
- Глава 20 Китайский буддизм
- Распространение и китаизация буддизма
- Буддизм Чань (дзэн)
- Буддизм в эпоху Тан (VII‑х вв.). Упадок буддизма
- Буддизм и китайская культура
- Глава 21 Религиозный синкретизм в Китае. Традиции и современность
- Всекитайский пантеон
- Культ сил природы и животных
- Добрые и злые духи. Культ благопожеланий
- Система ценностей в традиционном Китае
- Трансформация традиционного Китая
- Крестьянство и его традиции
- Возрождение традиций
- Глава 22 Буддизм и синтоизм в Японии
- Синтоизм
- Буддизм в Японии
- Буддизм и синтоизм
- Буддизм при регентах и сегунах
- Эстетика дзэн
- Конфуцианство в Японии
- Конфуцианство и синтоизм
- Культ императора и расцвет национализма
- Новая религиозная ситуация в Японии
- Секта Сока‑гаккай
- Глава 23 Ламаизм
- Истоки ламаизма. Тантризм
- Этапы генезиса ламаизма
- Деятельность Цзонхавы
- Далай‑лама и теория воплощений
- Основы теории ламаизма
- Этика ламаизма
- Магическая практика ламаистов
- Пантеон ламаизма
- Монастыри, ламы и обряды
- Ламаизм и современность
- Глава 24 Цивилизации Востока: религиозно‑культурные традиции и современность
- Арабо‑исламская цивилизация
- Индуистско‑буддийская традиция‑цивилизация
- Китайско‑конфуцианская традиция‑цивилизация
- Сравнительный анализ восточных традиций
- Религиозные традиции Востока и проблема развития
- Религии сегодня. Экстремизм исламских фундаменталистов