Брахманизм
Брахманизм как система религиозно‑философских взглядов и ритуально‑культовой практики – прямой наследник ведической к религии. Однако брахманизм – явление уже новой эпохи, довольно далеко ушедшей от эпохи вед с ее первобытно‑примитивной в практикой обильных совместных общих жертвоприношений в честь племенных арийских богов. Долгие века трансформации и постепенное распространение в северной Индии сложных социальных структур и протогосударств привели к заметному расслоению древнеиндийского общества. Появились сословия‑варны брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшья (земледельцев, ремесленников, торговцев) и шудра (неполноправных и рабов). Сословие жрецов заняло ведущие позиции: жрецы‑брахманы приносили жертвы богам, совершали обряды, служили советниками у царей, держали в своих руках монополию на грамотность, священные тексты, знания.
Усилиями жрецов‑брахманов в поздневедический период были составлены и так называемые брахманы – прозаические тексты, содержавшие ритуальные и мифологические пояснения и комментарии ко всем четырем ведам. Время составления этих брахман – Х‑VII вв. до н. э., что практически совпадает с моментом канонизации всех вед. Тесная связь между жрецами брахманами и текстами‑брахманами естественна и неоспорима: именно жрецам принадлежало право (даже обязанность!) комментировать веды. Логично и то, что каждая из самхиг имела свои собственные брахманы (Ригведа – Айтарею и Каушитаки; Самаведа – Панчавимшу и Джайминию; Черная Яджурведа –Тайттирию, Белая Яджурведа – Шатапатху; Атхарваведа – Го‑патху), так как жрецы, о чем уже упоминалось, имели специализацию, обрабатывали свою веду.
Итак, брахманы‑жрецы, брахманы‑тексты, наконец, появление идеи верховного Брахмана‑Абсолюта, повлекшей за собой усиленную философскую разработку кардинальных проблем бытия и мироздания, – все это и привело к формированию брахманизма, религии древних брахманов.
Формирование этой религии сопровождалось резким повышением статуса самих брахманов. В Шатапатхе сказано: «Есть два вида богов – те, что являются богами, и те, что поют славящие их гимны. Между ними следует разделить жертву: богам – жертвенные дары, а человеческим богам – ученым брахманам – награду» (Шат., 2,2,6; 4, 3,4). И действительно, брахманы за совершавшиеся ими обряды жертвоприношения получали соответствующую плату: считалось, что без этого жертва бесполезна. Согласно брахманам‑комментариям, существовали четыре формы платы: золотом, быками, лошадьми и одеждой. Сами брахманы должны были свято блюсти также четыре основных принципа: быть подлинно брахманского происхождения (никакого смешения с представителями других варн, позднее – каст!); вести себя подобающим образом; учиться и блистать ученостью; помогать людям, т. е. совершать для них обряды жертвоприношений.
Все это ставило брахманов в исключительное положение: их имущество не смел тронуть никто, даже царь, их жизнь считалась неизмеримо дороже любой другой, а при их тяжбах с представителями иных варн решение в пользу брахмана выносилось автоматически: брахману просто нельзя было не доверять или противоречить. Словом, жрецы‑брахманы доминировали в древнеиндийском обществе, и они стремились упрочить свое положение. С этой целью и разрабатывались ими основы брахманизма.
В брахманах‑комментариях делался акцент на существование прямой связи между долголетием и бессмертием, с одной стороны, и количеством и качеством жертв – с другой: жертвенная еда – это и есть пища бессмертия. Был разработан обряд дикши, цель которого – разделить индивида на материальную оболочку и духовную, бессмертную субстанцию. Считалось, что тот, кто совершил этот обряд, тем самым получал право на второе рождение, т. е. становился «дваждырожденным» («Человек рождается лишь частично, только благодаря жертвоприношению он действительно рождается»). В текстах‑брахманах встречается описание многих обрядов, причем магии жеста и слова, символике ритуала придавалось огромное значение. Подчас эта магия и символика граничили с эротикой, что, по мнению некоторых специалистов, открывало путь для сложившегося позже тантризма.
Уже в комментариях‑брахманах наряду с описаниями обрядов и магических символов немалое место занимали умозрительные абстракции, элементы философского анализа – достаточно напомнить о Брахмане‑Абсолюте. Еще больше такого рода абстракций содержалось в примыкавших к брахманам араньяках (лесных книгах), текстах для отшельников‑аскетов.
- Леонид Сергеевич Васильев
- Глава 1 Религия и религиоведение
- Основные функции религии
- История изучения религии
- Теории религиоведения
- Марксизм о религии
- Религия как автономная система
- Религия и общество
- Глава 2 Восток: общество и религия
- Что такое восток?
- Политическая власть на востоке
- Социальная структура на востоке
- Религия на востоке
- Глава 3 Возникновение и ранние формы религии
- Формирование основ религиозного сознания
- Заимствования и взаимовлияния культур
- Религиозные представления эпохи неолита
- Глава 4 Религиозные системы древних обществ ближнего востока
- Возникновение ранних религиозных систем
- Религиозная система древнего Двуречья
- Религиозная система древнего Египта
- Глава 5 Религии древних иранцев
- Зороастризм и маздеизм
- Мифология зороастризма
- Зороастризм в древнем Иране
- Мани и манихейство
- Глава 6 Монотеистические религии: иудаизм
- Возникновение культа Яхве
- Евреи в Палестине
- Чудеса и легенды Ветхого Завета
- Иудаизм евреев диаспоры
- Иудаизм и история культуры Востока
- Глава 7 Христианство
- Возникновение христианства
- Иудаизм и христианство
- Споры об Иисусе Христе
- Основы христианского учения
- Харизматические лидеры раннего христианства
- Трансформация раннего христианства
- Католицизм и Реформация
- Греческая православная церковь
- Православная церковь в России
- Христианство и традиции европейской культуры
- Христианство в странах востока
- Глава 8 Ислам: возникновение и распространение
- Аравия до ислама
- Ханифы и Мухаммед
- Учение Мухаммеда
- Мухаммед в Медине. Хиджра
- Первые (выборные) халифы
- Али и шииты
- Омейяды и суннизм
- Арабские завоевания
- Халифат аббасидов
- Сельджуки и Османская империя
- Ислам в Индии и других странах Востока
- Глава 9 Ислам: теория и практика
- Содержание корана
- Толкование корана (тафсир)
- Сунна и хадисы
- Ислам о происхождении мира
- Эсхатология ислама
- Социальная этика ислама
- Символ веры ислама
- Ислам о предопределении
- Суннитское богословие (калам)
- Школы исламского права (мазхабы)
- Предписания и запреты ислама
- Мечети и школы
- Исламские обряды
- Праздники в исламе
- Глава 10 Ислам: направления, течения, секты
- Хариджиты и их секты
- Суфии и суфизм
- Суфийские ордена. Шейхи и мюриды
- Культ святых и ваххабиты
- Оппозиционный ислам (шииты)
- Идейные вожди шиитов
- Имамиты в Иране
- Секты шиитов. Исмаилиты
- Секты исмаилитов. Ассасины
- Алавиты и Али‑илахи
- Глава 11 Ислам: традиции и современность
- Мир ислама
- Основы религиозно‑культурных традиций ислама
- Трансформация ислама
- Модернизация ислама
- Исламский национализм
- Ислам после второй мировой войны
- Ислам и современность
- Глава 12 Религии древней Индии
- Арии и веды
- Боги Ригведы (пантеон вед)
- Трансформация ведической религии. Боги Атхарваведы
- Брахманизм
- Упанишады
- Философия упанишад
- Брахман, Атман, Тот, Ом (Аум)
- Основы древнеиндийской религиозной философии
- Веданта
- Глава 13 Оппозиционные учения: джайнизм
- Теория джайнизма
- Этика джайнизма
- Образ жизни джайнов
- Монахи‑аскеты
- Космография и мифология джайнизма
- Джайнизм в истории Индии
- Глава 14 Буддизм в Индии
- Легенда о Будде
- Учение Будды
- Первые общины буддистов
- Монастыри и сангха
- Основы философии буддизма
- Этика буддизма
- Буддизм Махаяны
- Космология и мифология буддизма
- Буддизм в Индии и за ее пределами
- Глава 15 Индуизм
- Возникновение индуизма
- Религиозно‑философские основы индуизма
- Тримурти – Брахма, Шива и Вишну
- Шива и культ лингама
- Шива и шакти
- Дурга и Кали
- Рама и Рамаяна
- Сказания и мифы. Махабхарата
- Брахманы и храмы
- Мантры и колдовство
- Обряды и праздники
- Семья и каста
- Глава 16 Индуизм и ислам. Модернизация индуизма
- Исламизация Индии
- Взаимодействие ислама и индуизма
- Гуру Нанак и сикхи
- Говинд и хальса
- Рам Мохан Рой и «Брахмо самадж»
- Даянанда Сарасвати и «Арья самадж»
- Рамакришна и Вивекананда
- Неоиндуизм и современность
- Глава 17 Религия в древнем Китае
- Шанцы, чжоусцы и шан‑ди
- Гадания и гадатели в Шан
- Чжоусцы, Шанди и культ Неба
- Культ умерших предков
- Культ Земли
- Жрецы‑чиновники
- Ритуалы в чжоуском Китае
- Древнекитайская религиозная философия
- Глава 18 Конфуций и конфуцианство
- Конфуций
- Социальный идеал Конфуция
- Социальный порядок по Конфуцию
- Культ предков и нормы сяо
- Культ семьи и клана
- Конфуцианство и легизм
- Трансформация конфуцианства
- Конфуцианское воспитание и образование
- Система экзаменов и сословие шэньши
- Конфуцианцы в истории Китая
- Культ формы в конфуцианстве
- Конфуцианство – регулятор жизни Китая
- Глава 19 Даосизм
- Философия даосизма
- Даосизм в Цинь‑Хань (III в. До н. Э. – III в. Н. Э.)
- Крестьянское даосское восстание «Желтых повязок»
- Теократическое государство даосов
- Даосизм о достижении бессмертия
- Псевдонауки даосов
- Даосы в средневековом Китае
- Верхний и нижний пласты даосизма
- Пантеон даосизма
- Глава 20 Китайский буддизм
- Распространение и китаизация буддизма
- Буддизм Чань (дзэн)
- Буддизм в эпоху Тан (VII‑х вв.). Упадок буддизма
- Буддизм и китайская культура
- Глава 21 Религиозный синкретизм в Китае. Традиции и современность
- Всекитайский пантеон
- Культ сил природы и животных
- Добрые и злые духи. Культ благопожеланий
- Система ценностей в традиционном Китае
- Трансформация традиционного Китая
- Крестьянство и его традиции
- Возрождение традиций
- Глава 22 Буддизм и синтоизм в Японии
- Синтоизм
- Буддизм в Японии
- Буддизм и синтоизм
- Буддизм при регентах и сегунах
- Эстетика дзэн
- Конфуцианство в Японии
- Конфуцианство и синтоизм
- Культ императора и расцвет национализма
- Новая религиозная ситуация в Японии
- Секта Сока‑гаккай
- Глава 23 Ламаизм
- Истоки ламаизма. Тантризм
- Этапы генезиса ламаизма
- Деятельность Цзонхавы
- Далай‑лама и теория воплощений
- Основы теории ламаизма
- Этика ламаизма
- Магическая практика ламаистов
- Пантеон ламаизма
- Монастыри, ламы и обряды
- Ламаизм и современность
- Глава 24 Цивилизации Востока: религиозно‑культурные традиции и современность
- Арабо‑исламская цивилизация
- Индуистско‑буддийская традиция‑цивилизация
- Китайско‑конфуцианская традиция‑цивилизация
- Сравнительный анализ восточных традиций
- Религиозные традиции Востока и проблема развития
- Религии сегодня. Экстремизм исламских фундаменталистов