Новая религиозная ситуация в Японии
Разгром Японии во второй мировой войне означал закат синтоизма как государственной идеологии, воспитывавшей милитаризм и национализм, культ императора и «великой Японии». Синтоизм не исчез, но характер его сильно изменился. Культ богини Аматэ‑расу стал частным делом японского императора и окружающих его высших особ, так что государственный смысл его постепенно исчез. Резко упало и значение культа аристократических предков, генеалогических линий, патриотических традиций самурайства. Фактически потеряло свое значение в новых условиях послевоенной Японии все сословие самураев. И хотя отдельные случаи харакири во имя патриотических националистических идеалов время от времени будоражат Японию, как и другие примеры традиционного героизма и преданности воинскому долгу и приказу, –время японского национализма и культа императора практически ушло в прошлое. Современная Япония с ее могущественным промышленным и высоким научным и культурным потенциалом уже мало нуждается для упрочения своего авторитета в мире в лозунгах прошлого.
Однако прошлое не умирает легко даже в сильно изменившихся обстоятельствах. Индустриальная, до предела модернизированная и вестернизированная страна стремительных темпов экономического роста, современных автомашин и транзисторов, бетонных громад строений и сложных проблем борьбы за чистый воздух и обеззараживание природной среды, Япония демонстрирует завидное умение сочетать традиции прошлого с запросами сегодняшнего дня, причем так, чтобы наследие прошлого целенаправленно использовалось для смягчения болезненных последствий господства системы капитализма с его безжалостной погоней за наживой, отчаянным духовным кризисом, отчуждением личности.
Религиозно‑культурные традиции прошлого играют активную роль в создании оптимальной для новой капиталистической Японии социально‑политической и социально‑психологической структуры. Известно, например, сколь большую роль играет фактор лояльности и личной преданности служащих той или иной фирме: в современной Японии в фирму вступают лишь раз (только один выбор!) и остаются в ней до старости. Едва ли можно усомниться в традиционности этого принципа, восходящего к кодексу чести самураев. Имеет ли он значение? Безусловно. Фирма так же заинтересована в лояльности и преданности служащих (речь идет о служащих, об аппарате фирмы, т. е. о тех «самураях», на которых традиционно и уверенно всегда опирались крупные японские феодалы), как и служащие («самураи с портфелями», как их подчас именуют), чей статус повышается от выслуги лет, заинтересованы в сохранении своего места в фирме. Этот же принцип характерен и для партий, политических организаций, системы администрации и т. п.: не случайно в правящей либерально‑демократической партии Японии так много фракций, сплоченных вокруг определенной личности (а не вокруг определенной идеи или направления в политике).
Ярко выраженная корпоративность и преданность корпорации в лице ее вождя – заметная, но далеко не единственная характерная черта японской культуры, уходящая корнями в прошлое. Другая существенная черта – тенденция к заимствованию и синтезу, к перениманию и усвоению чужого опыта, чужих идей. Многовековая практика усвоения всего полезного вошла, что называется, в плоть и кровь современной Японии.
Стремление сохранить восходящие к прошлому нормы жизни –естественная реакция любого общества в период его энергичной трансформации. В Японии этот процесс протекает, насколько можно судить, в достаточно оптимальной форме. Вежливость, церемонии (например, чайная), воспитанное веками дзэн‑буддийской самотренировки стремление к сосредоточенности, сдержанности, внутреннему самоуважению – все это проявляется и в условиях жестких, безличностных вещных связей капиталистического общества. Этому способствует и деятельность современных религиозных сект, умело приспособившихся к новой обстановке.
Многочисленные новые секты, корнями, как правило, уходящие в старый японский буддизм (равно как и в синтоизм), очень разнообразны и противоречивы по форме, обрядовой стороне, целям и установкам. Однако всех их объединяет и нечто общее, современное, прежде всего – подчеркнутая практичность, прагматичность, целесообразность. Мистика, и без того игравшая в жизни японцев незначительную роль (хотя порой и немаловажную – вспомним амидизм), ныне почти не заметна – ее место прочно заняли трезвый подход к жизни и, главное, умение утешить, прийти на помощь в трудный момент, войти в доверие, помочь облегчить душу, почувствовать себя среди своих, среди друзей и единомышленников.
Такая установка неплохо оправдывает себя на практике. Сбитый с толку, попавший в жестокий водоворот индустриального капиталистического общества вчерашний крестьянин, еще не привыкший к ритмам города (как в общем‑то и горожанин), не всегда способен разобраться в том, что происходит, дать верную политическую оценку событиям и перспективам. Кроме того, гораздо больше, чем к суровой истине, человек в подобных обстоятельствах стремится к утешению, пусть иллюзорному, но приносящему успокоение, вселяющему надежды. И современные секты хорошо учитывают это: не на том свете, а сейчас, здесь, на грешной земле, они пытаются дать утешение нуждающимся в нем людям, помочь им, окружить их заботой и вниманием. Неудивительно, что количество сект и влияние их на человека в современной Японии растет, а наиболее известные из них становятся мощной социально‑политической силой.
- Леонид Сергеевич Васильев
- Глава 1 Религия и религиоведение
- Основные функции религии
- История изучения религии
- Теории религиоведения
- Марксизм о религии
- Религия как автономная система
- Религия и общество
- Глава 2 Восток: общество и религия
- Что такое восток?
- Политическая власть на востоке
- Социальная структура на востоке
- Религия на востоке
- Глава 3 Возникновение и ранние формы религии
- Формирование основ религиозного сознания
- Заимствования и взаимовлияния культур
- Религиозные представления эпохи неолита
- Глава 4 Религиозные системы древних обществ ближнего востока
- Возникновение ранних религиозных систем
- Религиозная система древнего Двуречья
- Религиозная система древнего Египта
- Глава 5 Религии древних иранцев
- Зороастризм и маздеизм
- Мифология зороастризма
- Зороастризм в древнем Иране
- Мани и манихейство
- Глава 6 Монотеистические религии: иудаизм
- Возникновение культа Яхве
- Евреи в Палестине
- Чудеса и легенды Ветхого Завета
- Иудаизм евреев диаспоры
- Иудаизм и история культуры Востока
- Глава 7 Христианство
- Возникновение христианства
- Иудаизм и христианство
- Споры об Иисусе Христе
- Основы христианского учения
- Харизматические лидеры раннего христианства
- Трансформация раннего христианства
- Католицизм и Реформация
- Греческая православная церковь
- Православная церковь в России
- Христианство и традиции европейской культуры
- Христианство в странах востока
- Глава 8 Ислам: возникновение и распространение
- Аравия до ислама
- Ханифы и Мухаммед
- Учение Мухаммеда
- Мухаммед в Медине. Хиджра
- Первые (выборные) халифы
- Али и шииты
- Омейяды и суннизм
- Арабские завоевания
- Халифат аббасидов
- Сельджуки и Османская империя
- Ислам в Индии и других странах Востока
- Глава 9 Ислам: теория и практика
- Содержание корана
- Толкование корана (тафсир)
- Сунна и хадисы
- Ислам о происхождении мира
- Эсхатология ислама
- Социальная этика ислама
- Символ веры ислама
- Ислам о предопределении
- Суннитское богословие (калам)
- Школы исламского права (мазхабы)
- Предписания и запреты ислама
- Мечети и школы
- Исламские обряды
- Праздники в исламе
- Глава 10 Ислам: направления, течения, секты
- Хариджиты и их секты
- Суфии и суфизм
- Суфийские ордена. Шейхи и мюриды
- Культ святых и ваххабиты
- Оппозиционный ислам (шииты)
- Идейные вожди шиитов
- Имамиты в Иране
- Секты шиитов. Исмаилиты
- Секты исмаилитов. Ассасины
- Алавиты и Али‑илахи
- Глава 11 Ислам: традиции и современность
- Мир ислама
- Основы религиозно‑культурных традиций ислама
- Трансформация ислама
- Модернизация ислама
- Исламский национализм
- Ислам после второй мировой войны
- Ислам и современность
- Глава 12 Религии древней Индии
- Арии и веды
- Боги Ригведы (пантеон вед)
- Трансформация ведической религии. Боги Атхарваведы
- Брахманизм
- Упанишады
- Философия упанишад
- Брахман, Атман, Тот, Ом (Аум)
- Основы древнеиндийской религиозной философии
- Веданта
- Глава 13 Оппозиционные учения: джайнизм
- Теория джайнизма
- Этика джайнизма
- Образ жизни джайнов
- Монахи‑аскеты
- Космография и мифология джайнизма
- Джайнизм в истории Индии
- Глава 14 Буддизм в Индии
- Легенда о Будде
- Учение Будды
- Первые общины буддистов
- Монастыри и сангха
- Основы философии буддизма
- Этика буддизма
- Буддизм Махаяны
- Космология и мифология буддизма
- Буддизм в Индии и за ее пределами
- Глава 15 Индуизм
- Возникновение индуизма
- Религиозно‑философские основы индуизма
- Тримурти – Брахма, Шива и Вишну
- Шива и культ лингама
- Шива и шакти
- Дурга и Кали
- Рама и Рамаяна
- Сказания и мифы. Махабхарата
- Брахманы и храмы
- Мантры и колдовство
- Обряды и праздники
- Семья и каста
- Глава 16 Индуизм и ислам. Модернизация индуизма
- Исламизация Индии
- Взаимодействие ислама и индуизма
- Гуру Нанак и сикхи
- Говинд и хальса
- Рам Мохан Рой и «Брахмо самадж»
- Даянанда Сарасвати и «Арья самадж»
- Рамакришна и Вивекананда
- Неоиндуизм и современность
- Глава 17 Религия в древнем Китае
- Шанцы, чжоусцы и шан‑ди
- Гадания и гадатели в Шан
- Чжоусцы, Шанди и культ Неба
- Культ умерших предков
- Культ Земли
- Жрецы‑чиновники
- Ритуалы в чжоуском Китае
- Древнекитайская религиозная философия
- Глава 18 Конфуций и конфуцианство
- Конфуций
- Социальный идеал Конфуция
- Социальный порядок по Конфуцию
- Культ предков и нормы сяо
- Культ семьи и клана
- Конфуцианство и легизм
- Трансформация конфуцианства
- Конфуцианское воспитание и образование
- Система экзаменов и сословие шэньши
- Конфуцианцы в истории Китая
- Культ формы в конфуцианстве
- Конфуцианство – регулятор жизни Китая
- Глава 19 Даосизм
- Философия даосизма
- Даосизм в Цинь‑Хань (III в. До н. Э. – III в. Н. Э.)
- Крестьянское даосское восстание «Желтых повязок»
- Теократическое государство даосов
- Даосизм о достижении бессмертия
- Псевдонауки даосов
- Даосы в средневековом Китае
- Верхний и нижний пласты даосизма
- Пантеон даосизма
- Глава 20 Китайский буддизм
- Распространение и китаизация буддизма
- Буддизм Чань (дзэн)
- Буддизм в эпоху Тан (VII‑х вв.). Упадок буддизма
- Буддизм и китайская культура
- Глава 21 Религиозный синкретизм в Китае. Традиции и современность
- Всекитайский пантеон
- Культ сил природы и животных
- Добрые и злые духи. Культ благопожеланий
- Система ценностей в традиционном Китае
- Трансформация традиционного Китая
- Крестьянство и его традиции
- Возрождение традиций
- Глава 22 Буддизм и синтоизм в Японии
- Синтоизм
- Буддизм в Японии
- Буддизм и синтоизм
- Буддизм при регентах и сегунах
- Эстетика дзэн
- Конфуцианство в Японии
- Конфуцианство и синтоизм
- Культ императора и расцвет национализма
- Новая религиозная ситуация в Японии
- Секта Сока‑гаккай
- Глава 23 Ламаизм
- Истоки ламаизма. Тантризм
- Этапы генезиса ламаизма
- Деятельность Цзонхавы
- Далай‑лама и теория воплощений
- Основы теории ламаизма
- Этика ламаизма
- Магическая практика ламаистов
- Пантеон ламаизма
- Монастыри, ламы и обряды
- Ламаизм и современность
- Глава 24 Цивилизации Востока: религиозно‑культурные традиции и современность
- Арабо‑исламская цивилизация
- Индуистско‑буддийская традиция‑цивилизация
- Китайско‑конфуцианская традиция‑цивилизация
- Сравнительный анализ восточных традиций
- Религиозные традиции Востока и проблема развития
- Религии сегодня. Экстремизм исламских фундаменталистов