Псевдонауки даосов
Увлечение волшебными эликсирами и пилюлями в средневековом Китае вызвало бурное развитие алхимии. Получавшие средства от императоров даосы‑алхимики упорно работали над трансмутацией металлов, над обработкой минералов и продуктов органического мира, выдумывая все новые способы приготовления волшебных препаратов. В китайской алхимии, как в арабской или европейской, в ходе бесчисленных опытов по методу проб и ошибок совершались и полезные побочные открытия (например, был открыт порох). Но эти побочные открытия теоретически не осмыслялись, поэтому они и не сыграли существенной роли в развитии естественных и технических наук. Этому, как упоминалось, способствовала и официальная позиция конфуцианства, считавшего наукой только гуманитарные знания в их конфуцианской интерпретации. Неудивительно, что алхимия, как и некоторые другие протонаучные дисциплины, так и остались в руках даосов псевдонауками.
В их числе была и астрология – наука, которой занимаюсь еще древние конфуцианцы. В отличие от конфуцианцев, бдительно следивших за светилами и использовавших их перемещения и небесные феномены в политической борьбе, даосы видели в астрологии возможности для гаданий и предсказаний. Хорошо зная небосвод, расположение звезд и планет, даосы составили немало астрологических карт, атласов и календарей, с прмощью которых делали выводы о том, под какой звездой человеЕ родился, какова его судьба и т. п. Став в средневековом Китае монополистами в области оккультных наук, даосы составляли гороскопы и делали предсказания; причем без совета даосского гадателя никто обычно не начинал серьезного дела, а женитьба в Китае всегда начиналась с обмена гороскопами, точнее, с присылки гороскопа невесты в дом жениха.
Одной из популярных оккультных наук была геомантия (фэн‑шуй). Связав небесные явления, звезды и планеты со знаками зодиака и странами света, с космическими силами и символами (Небо, Земля, инь, ян, пять первоэлементов и т. п.), геоманты разработали сложную систему взаимодействия между всеми этими силами и земным рельефом. Только при благоприятном сочетании небесных сил участок земли считался подходящим для строительства, устройства могилы или приобретения Е собственность. Даосская геомантия всегда имела успех: даже самые утонченные, рафинированные и презиравшие суеверия конфуцианцы не пренебрегали ею. Напротив, в необходимых случаях они обращались к даосам‑гадателям за советом и содействием. Даосские гадатели обставляли всю процедуру гадания с величайшей тщательностью и серьезностью. Показательно, что компас, одно из величайших изобретений китайцев, появился именно в недрах геомантии и для ее нужд, т. е. для ориентировки на местности.
Много сделали даосы для китайской медицины. Опираясь на практический опыт знахарей‑шаманов и придав этому опыту свои мистические выкладки и магические приемы, даосы в процессе поисков бессмертия познакомились с анатомией и функциями человеческого организма. Хотя научную основу физиологии человека они не знали, многие их рекомендации, лечебные средства и методы оказывались достаточно обоснованными и давали положительные результаты. Однако следует заметить, что сами даосы, да и их пациенты, всегда больше надежд возлагали не на лекарственные препараты, а на сопровождавшие их магические приемы и заклинания, на обереги и талисманы, на волшебные свойства некоторых предметов, например бронзовых зеркал, выявлять нечистую силу. Кстати, все болезни даосы считали наказанием за грехи, и больные для своего блага должны были не столько лечиться, сколько «очищаться» с помощью даосского мага.
- Леонид Сергеевич Васильев
- Глава 1 Религия и религиоведение
- Основные функции религии
- История изучения религии
- Теории религиоведения
- Марксизм о религии
- Религия как автономная система
- Религия и общество
- Глава 2 Восток: общество и религия
- Что такое восток?
- Политическая власть на востоке
- Социальная структура на востоке
- Религия на востоке
- Глава 3 Возникновение и ранние формы религии
- Формирование основ религиозного сознания
- Заимствования и взаимовлияния культур
- Религиозные представления эпохи неолита
- Глава 4 Религиозные системы древних обществ ближнего востока
- Возникновение ранних религиозных систем
- Религиозная система древнего Двуречья
- Религиозная система древнего Египта
- Глава 5 Религии древних иранцев
- Зороастризм и маздеизм
- Мифология зороастризма
- Зороастризм в древнем Иране
- Мани и манихейство
- Глава 6 Монотеистические религии: иудаизм
- Возникновение культа Яхве
- Евреи в Палестине
- Чудеса и легенды Ветхого Завета
- Иудаизм евреев диаспоры
- Иудаизм и история культуры Востока
- Глава 7 Христианство
- Возникновение христианства
- Иудаизм и христианство
- Споры об Иисусе Христе
- Основы христианского учения
- Харизматические лидеры раннего христианства
- Трансформация раннего христианства
- Католицизм и Реформация
- Греческая православная церковь
- Православная церковь в России
- Христианство и традиции европейской культуры
- Христианство в странах востока
- Глава 8 Ислам: возникновение и распространение
- Аравия до ислама
- Ханифы и Мухаммед
- Учение Мухаммеда
- Мухаммед в Медине. Хиджра
- Первые (выборные) халифы
- Али и шииты
- Омейяды и суннизм
- Арабские завоевания
- Халифат аббасидов
- Сельджуки и Османская империя
- Ислам в Индии и других странах Востока
- Глава 9 Ислам: теория и практика
- Содержание корана
- Толкование корана (тафсир)
- Сунна и хадисы
- Ислам о происхождении мира
- Эсхатология ислама
- Социальная этика ислама
- Символ веры ислама
- Ислам о предопределении
- Суннитское богословие (калам)
- Школы исламского права (мазхабы)
- Предписания и запреты ислама
- Мечети и школы
- Исламские обряды
- Праздники в исламе
- Глава 10 Ислам: направления, течения, секты
- Хариджиты и их секты
- Суфии и суфизм
- Суфийские ордена. Шейхи и мюриды
- Культ святых и ваххабиты
- Оппозиционный ислам (шииты)
- Идейные вожди шиитов
- Имамиты в Иране
- Секты шиитов. Исмаилиты
- Секты исмаилитов. Ассасины
- Алавиты и Али‑илахи
- Глава 11 Ислам: традиции и современность
- Мир ислама
- Основы религиозно‑культурных традиций ислама
- Трансформация ислама
- Модернизация ислама
- Исламский национализм
- Ислам после второй мировой войны
- Ислам и современность
- Глава 12 Религии древней Индии
- Арии и веды
- Боги Ригведы (пантеон вед)
- Трансформация ведической религии. Боги Атхарваведы
- Брахманизм
- Упанишады
- Философия упанишад
- Брахман, Атман, Тот, Ом (Аум)
- Основы древнеиндийской религиозной философии
- Веданта
- Глава 13 Оппозиционные учения: джайнизм
- Теория джайнизма
- Этика джайнизма
- Образ жизни джайнов
- Монахи‑аскеты
- Космография и мифология джайнизма
- Джайнизм в истории Индии
- Глава 14 Буддизм в Индии
- Легенда о Будде
- Учение Будды
- Первые общины буддистов
- Монастыри и сангха
- Основы философии буддизма
- Этика буддизма
- Буддизм Махаяны
- Космология и мифология буддизма
- Буддизм в Индии и за ее пределами
- Глава 15 Индуизм
- Возникновение индуизма
- Религиозно‑философские основы индуизма
- Тримурти – Брахма, Шива и Вишну
- Шива и культ лингама
- Шива и шакти
- Дурга и Кали
- Рама и Рамаяна
- Сказания и мифы. Махабхарата
- Брахманы и храмы
- Мантры и колдовство
- Обряды и праздники
- Семья и каста
- Глава 16 Индуизм и ислам. Модернизация индуизма
- Исламизация Индии
- Взаимодействие ислама и индуизма
- Гуру Нанак и сикхи
- Говинд и хальса
- Рам Мохан Рой и «Брахмо самадж»
- Даянанда Сарасвати и «Арья самадж»
- Рамакришна и Вивекананда
- Неоиндуизм и современность
- Глава 17 Религия в древнем Китае
- Шанцы, чжоусцы и шан‑ди
- Гадания и гадатели в Шан
- Чжоусцы, Шанди и культ Неба
- Культ умерших предков
- Культ Земли
- Жрецы‑чиновники
- Ритуалы в чжоуском Китае
- Древнекитайская религиозная философия
- Глава 18 Конфуций и конфуцианство
- Конфуций
- Социальный идеал Конфуция
- Социальный порядок по Конфуцию
- Культ предков и нормы сяо
- Культ семьи и клана
- Конфуцианство и легизм
- Трансформация конфуцианства
- Конфуцианское воспитание и образование
- Система экзаменов и сословие шэньши
- Конфуцианцы в истории Китая
- Культ формы в конфуцианстве
- Конфуцианство – регулятор жизни Китая
- Глава 19 Даосизм
- Философия даосизма
- Даосизм в Цинь‑Хань (III в. До н. Э. – III в. Н. Э.)
- Крестьянское даосское восстание «Желтых повязок»
- Теократическое государство даосов
- Даосизм о достижении бессмертия
- Псевдонауки даосов
- Даосы в средневековом Китае
- Верхний и нижний пласты даосизма
- Пантеон даосизма
- Глава 20 Китайский буддизм
- Распространение и китаизация буддизма
- Буддизм Чань (дзэн)
- Буддизм в эпоху Тан (VII‑х вв.). Упадок буддизма
- Буддизм и китайская культура
- Глава 21 Религиозный синкретизм в Китае. Традиции и современность
- Всекитайский пантеон
- Культ сил природы и животных
- Добрые и злые духи. Культ благопожеланий
- Система ценностей в традиционном Китае
- Трансформация традиционного Китая
- Крестьянство и его традиции
- Возрождение традиций
- Глава 22 Буддизм и синтоизм в Японии
- Синтоизм
- Буддизм в Японии
- Буддизм и синтоизм
- Буддизм при регентах и сегунах
- Эстетика дзэн
- Конфуцианство в Японии
- Конфуцианство и синтоизм
- Культ императора и расцвет национализма
- Новая религиозная ситуация в Японии
- Секта Сока‑гаккай
- Глава 23 Ламаизм
- Истоки ламаизма. Тантризм
- Этапы генезиса ламаизма
- Деятельность Цзонхавы
- Далай‑лама и теория воплощений
- Основы теории ламаизма
- Этика ламаизма
- Магическая практика ламаистов
- Пантеон ламаизма
- Монастыри, ламы и обряды
- Ламаизм и современность
- Глава 24 Цивилизации Востока: религиозно‑культурные традиции и современность
- Арабо‑исламская цивилизация
- Индуистско‑буддийская традиция‑цивилизация
- Китайско‑конфуцианская традиция‑цивилизация
- Сравнительный анализ восточных традиций
- Религиозные традиции Востока и проблема развития
- Религии сегодня. Экстремизм исламских фундаменталистов