logo search
1 класс НОВЫЕ материалы для СЕМИНАРИИ / Катехизис / Катехизис свт

О восьмом члене Символа веры.

236. В КАКОМ СМЫСЛЕ СВ. ДУХ НАЗВАН ГОСПОДОМ?

Св. Дух назван Господом в таком же смысле, как и Сын Божий, т.е. Св. Дух есть истинный Бог.

237. Об этом свидетельствует св. Писание словами, сказанными ап. Петром в обличение Анании: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? ... Ты солгал не человекам, а Богу (Деян 5:3-4).

238. ПОЧЕМУ СВ. ДУХ НАЗВАН ЖИВОТВОРЯЩИМ?

Св. Дух называется животворящим, и это следует понимать так, что Он вместе с Богом Отцом и Сыном даёт всему сотворённому жизнь, и особенно духовную жизнь людям. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие (Ин 3:5).

239. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВ. ДУХА?

О том, что Св. Дух исходит от Отца, мы знаем из следующих слов Самого Господа Иисуса Христа: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 15:26).

240. МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ИНОЕ УЧЕНИЕ ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВ. ДУХА?

Учение об исхождении Св. Духа от Отца не может быть подвержено какому-либо изменению или дополнению. Во-первых, потому, что Православная Церковь в этом учении повторяет точные слова Самого Иисуса Христа; а Его слова, без сомнения, являются достаточным и совершенным выражением истины. Во-вторых, потому, что второй Вселенский Собор, главным предметом которого было утверждение истинного учения о Св. Духе, без сомнения, удовлетворительно изложил это учение в Символе веры; и Православная Церковь признавала это столь решительно, что третий Вселенский Собор своим седьмым правилом запретил составлять новый Символ веры. Поэтому св. Иоанн Дамаскин пишет: Св. Дух исповедуем исходящим от Отца и именуем Его Духом Отца; от Сына же не исповедуем исхождение Св. Духа, но только именуем Его Духом Сыновним (Богословие, кн. 1, гл. 11, ст. 4).

241. КАКАЯ СТЕПЕНЬ ПОКЛОНЕНИЯ ПРИЛИЧЕСТВУЕТ СВ. ДУХУ?

Св. Духу приличествуют поклонение и прославление равное со Отцом и Сыном. Это видно из того, что Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19).

242. ПОЧЕМУ СКАЗАНО, ЧТО СВ. ДУХ “ГЛАГОЛАЛ ЧЕРЕЗ ПРОРОКОВ”?

В Символе веры сказано, что Св. Дух глаголал (говорил) через пророков. Это сказано для обличения некоторых лжеучителей, которые утверждали, что книги Ветхого Завета написаны не Св. Духом.

243. Св. Писание свидетельствует о том, что через пророков действительно говорил Св. Дух. Ап. Петр пишет: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет 1:21).

244. ГОВОРИЛ ЛИ СВ. ДУХ ЧЕРЕЗ АПОСТОЛОВ?

Св. Дух говорил через апостолов. Ап. Петр пишет: Им (пророкам) открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес (1 Пет 1:12).

245. ПОЧЕМУ ОБ АПОСТОЛАХ НЕ УПОМЯНУТО В СИМВОЛЕ ВЕРЫ?

Об апостолах не упомянуто в Символе веры потому, что во время его составления никто не сомневался в богодухновенности апостолов.

246. КАК СВ. ДУХ ОТКРЫЛСЯ ЛЮДЯМ?

Св. Дух открылся людям особым образом. Он сошёл на апостолов в виде огненных языков в пятидесятый день по воскресении Христа.

247. СООБЩАЕТСЯ ЛИ СВ. ДУХ В НАШИ ВРЕМЕНА?

Св. Дух и сейчас сообщается всем истинным христианам. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор 3:16).

248. КАК МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬСЯ ПРИЧАСТНЫМИ СВ. ДУХУ?

Сделаться причастным Св. Духу можно через усердную молитву и через Таинства. Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк 11:13). Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего (Тит 3:4-6).

249. КАКИЕ ГЛАВНЕЙШИЕ ДАРЫ СВ. ДУХА?

Прор. Исаия указывает семь даров Духа Святаго: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух совета, дух понимания, дух мудрости, дух Господень, или дар благочестия и вдохновения в высшей степени (см. Ис 11:1-3).