О первом члене Символа веры.
7б. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЕРОВАТЬ В БОГА?
Веровать в Бога значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровение Его о спасении человеческого рода.
77. Из св. Писания можно узнать, в чем должна состоять вера в Бога. Ап. Павел пишет: “Без веры угодить Богу не возможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает” (Евр 11:6). Действие веры в христианах апостол изображает в следующей молитве о них к Богу: “Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши” (Еф 3:16-17).
78. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЕМ ВЕРЫ В БОГА?
Ближайшим и непременным действием сердечной веры в Бога должно быть исповедание самой веры.
79. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИСПОВЕДОВАТЬ ВЕРУ В БОГА?
Исповедовать веру — значит открыто признавать, что мы православные, и исповедовать это с такой искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа.
80. НЕОБХОДИМО ЛИ ОТКРЫТО ИСПОВЕДОВАТЬ СВОЮ ВЕРУ?
Ап. Павел свидетельствует, что открытое исповедание веры необходимо для спасения: “Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению” (Рим 10:10).
81. Для спасения нужно не только веровать, но и исповедовать православную веру, потому что если бы кто-либо для сохранения своей временной жизни или земных выгод отрёкся от исповедания веры, то показал бы этим, что не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь.
82. ПОЧЕМУ В СИМВОЛЕ ВЕРЫ ГОВОРИТСЯ О ВЕРЕ В ЕДИНОГО БОГА?
В Символе веры не сказано: верую в Бога, но прибавлено: во единаго Бога — для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые, почитая творение Божие Богом, думали, что богов много.
83. КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ЕДИНСТВЕ БОЖИЕМ?
Слова учения св. Писания о единственности Бога внесены в Символ веры из изречения ап. Павла: “Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо, хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много; Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им” (1 Кор 8:4-6).
84. ВОЗМОЖНО ЛИ ПОЗНАНИЕ СУЩЕСТВА БОЖИЯ?
Существо Божие познать нельзя. Оно выше всякого познания не только человека, но и ангелов.
85. Об этом в св. Писании через ап. Павла сказано, что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1Тим 6.16).
86. КАКОВЫ СВОЙСТВА БОЖИИ?
Из откровения Божия можно заимствовать следующие понятия о существе и существенных свойствах Божиих: Бог есть Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный.
87. Все это можно видеть из св. Писания. Сам Господь Иисус Христос сказал, что Бог есть дух (Ин 4.24). О вечности Божией говорит прор. Давид: Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог (Пс 89.3). В Апокалипсисе читается следующее славословие Богу: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр 4:8). Ап. Павел говорит, что Евангелие возвещено по повелению Вечнаго Бога (Рим 14:25).
О благости Божией Сам Иисус Христос сказал: Никто не благ, как только один Бог (Мф 19:17). Ап. Иоанн говорит: Бог есть любовь (1 Ин 4:16). Прор. Давид воспевает: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его (Пс 144:8-9).
О всеведении Божием ап. Иоанн говорит: Бог больше сердца нашего и знает все (1 Ин 3:20). Ап. Павел восклицает: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим 11:33).
О правосудии Божием прор. Давид поёт: Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника (Пс 10:7). Ап. Павел говорит, что Бог воздаст каждому по делам его (Рим 2.6) и что нет лицеприятия у Бога (Рим 2.11).
О всемогуществе Божием псалмопевец говорит: Он сказал, — и сделалось; Он повелел, и явилось (Пс 32:9). Архангел Гавриил говорит в Евангелии: у Бога не останется безсильным никакое слово (Лк 1:37).
Вездесущие Божие прор. Давид изображает так: Куда пойду от духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюся на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью, но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет (Пс. 138:7-12).
Ап. Иаков пишет, что у Отца светов нет изменения и ни тени перемены (Иак 1:17).
Ап. Павел говорит, что Бог не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все (Деян 17:25). Он же именует Бога: блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих (1 Тим 6:15).
88. ПОЧЕМУ СВ. ПИСАНИЕ ПРИПИСЫВАЕТ БОГУ ТЕЛЕСНЫЕ ОРГАНЫ?
Бог есть Дух, однако св. Писание приписывает Ему телесные органы, например: сердце, очи, уши, руки. Св. Писание применяется в этом к обычному человеческому языку, а понимать надо в духовном и высшем смысле, например: сердце Божие значит благость, или любовь Божия, очи и уши означают всеведение, руки — всемогущество.
89. ГДЕ ОБИТАЕТ БОГ?
Бог везде, но на небесах есть особое присутствие Его, являемое в вечной славе блаженным духам; также в храмах есть особое присутствие Его, благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое, ощущаемое верующими и являемое иногда в особых знамениях.
Иисус Христос говорит: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их (Мф 18:20).
90. КАК ПОНИМАТЬ СЛОВА СИМВОЛА “ВЕРУЮ ВО ЕДИНАГО БОГА ОТЦА”?
Слова Символа: Верую во единаго (одного) Бога Отца следует понимать в смысле отношения к тайне Св. Троицы, потому что Бог один по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Св. Дух, Троица единосущная и нераздельная.
91. КАК ГОВОРИТ СВ. ПИСАНИЕ О СВ. ТРОИЦЕ?
Главнейшие изречения об этом в Новом Завете следующие: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19). Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1Ин 5.7).
92. О Св. Троице говорится и в Ветхом Завете, но не так ясно. Например: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их (Пс. 32:6). Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис 6:3).
93. МОЖНО ЛИ ПОСТИГНУТЬ ТРИЕДИНСТВО БОЖИЕ?
Бог один в трех лицах. Мы не постигаем этой внутренней тайны Божества, но верим в неё по непреложному свидетельству слова Божия: Божиего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор 2:11).
94. КАКОВО РАЗЛИЧИЕ ЛИЦ СВ. ТРОИЦЫ?
Между лицами Св. Троицы различие в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Св. Дух предвечно исходит от Отца.
95. КАКОЕ ДОСТОИНСТВО ИМЕЮТ ЛИЦА СВ. ТРОИЦЫ?
Три ипостаси, или лица Св. Троицы — совершенно равного Божественного достоинства. Как Отец есть истинный Бог, так равно и Сын есть истинный Бог, равно и Св. Дух есть истинный Бог; но притом так, что в этих трёх ипостасях явлен один триипостасный Бог.
96. ПОЧЕМУ БОГ НАЗЫВАЕТСЯ ВСЕДЕРЖИТЕЛЕМ?
Бог называется Вседержителем потому, что Он всё, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле.
97. ПОЧЕМУ БОГА МЫ ИМЕНУЕМ ТВОРЦОМ?
Слова Символа веры: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым говорят о том, что всё сотворено Богом и ничто не может быть без Бога.
98. Эти слова взяты из св. Писания. Книга Бытия начинается словами: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт 1:1). Ап. Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием, говорит: Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано (Кол 1:16).
99. КОГО МЫ ПОДРАЗУМЕВАЕМ ПОД НАЗВАНИЕМ “НЕВИДИМЫХ”?
В Символе веры под наименованием невидимых следует понимать невидимый, илидуховный мир, к которому принадлежатангелы.
100. КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ?
Ангелы — духи бесплотные, одарённые умом, волей и могуществом.
101. Имя Ангел значит вестник.
102. Они так названы потому, что Бог посылает их возвещать Свою волю. Так, например, Архангел Гавриил был послан предвозвестить Пресв. Деве Марии зачатие Спасителя.
103. КТО СОТВОРЕН РАНЬШЕ: ЛЮДИ ИЛИ АНГЕЛЫ?
Невидимое сотворено прежде видимого, и Ангелы — прежде людей (Православное исповедание, ч. 1, вопрос 18).
104. Свидетельство об этом можно найти в св. Писании. В книге Иова Сам Бог о сотворении земли говорит так: На чем утверждены основания ея, или кто положил краеугольный камень ея, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов 38:6,7).
105. КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ ХРАНИТЕЛИ?
Название Ангела хранителя взято из следующих слов св. Писания: Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих (Пс. 90:11).
106. Для каждого из нас есть ангелы хранители. В этом удостоверяют нас следующие слова Господа Иисуса Христа: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного (Мф 18:10).
107. КТО ТАКИЕ ДЕМОНЫ?
Не все ангелы добры и благодетельны. Есть злые ангелы, которых иначе называют диаволами или бесами.
108. Они сотворены добрыми. Но стали злыми потому, что нарушили долг совершенного повиновения Богу и таким образом отпали от Него, и впали в самолюбие, гордость и злобу. По изречению ап. Иуды, это ангелы, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище (Иуд 1:6).
109. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО “ДИАВОЛ”?
Слово диавол значит клеветник или обольститель.
110. ПОЧЕМУ ЗЛЫЕ АНГЕЛЫ НАЗЫВАЮТСЯ ДИАВОЛАМИ?
Злые ангелы называются диаволами потому, что будучи коварными в отношении людей, обольщая их, внушают им ложные мысли и злые желания.
Об этом Иисус Христос неверующим иудеям говорит: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине; ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8:44).
111. ЧТО ГОВОРИТ СВ. ПИСАНИЕ О СОТВОРЕНИИ МИРА?
Св. Писание открыло нам о сотворении мира то, что в начале Бог из ничего сотворил небо и землю. Земля была необразована и пуста. Затем Бог постепенно сотворил: в первый день бытия мира — свет; во второй день — твердь, или видимое небо; в третий — вместилища вод на земле, сушу и растения; в четвертый — солнце, луну и звёзды; в пятый — рыб и птиц; в шестой — живущих на суше животных, и, наконец, человека. Человеком творение закончилось, и в седьмой день Бог прекратил Свои дела творения. Поэтому седьмой день назван субботой, что в переводе с еврейского языка означает покой (см. Быт 2:2).
112. ТАКИМИ ЛИ СОТВОРЕНЫ ВИДИМЫЕ ТВАРИ, КАК ОНИ ВЫГЛЯДЯТ СЕЙЧАС?
Видимые твари сотворены не такими, какими мы их видим сейчас. При сотворении всё было добро зело, т.е. чисто, прекрасно и безвредно.
113. КАКОВА ОСОБЕННОСТЬ СОТВОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА?
Бог во Св. Троице сказал: Сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему (Быт 1:26). И сотворил Бог из земли тело первого человека Адама, вдунул в лицо его дыхание жизни, ввёл Адама в рай, дал ему в пищу, помимо прочих райских плодов, плоды с дерева жизни; наконец, взяв у Адама во время сна ребро, создал из него первую жену — Еву (см. Быт 2:21-22).
114. В ЧЁМ СОСТОИТ ОБРАЗ БОЖИЙ?
Образ Божий состоит, по объяснению ап. Павла, в праведности и святости истины (Еф 4:24).
115. ЧТО ТАКОЕ ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ?
Дыхание жизни — это душа, существо духовное и бессмертное.
116. ЧТО ТАКОЕ РАЙ?
Слово рай означает сад. Так названо прекрасное и блаженное жилище первого человека, описанное в книге Бытия подобным саду.
117. КАК МЫ ПОНИМАЕМ РАЙ, В КОТОРОМ ПРЕБЫВАЛИ ПЕРВЫЕ ЛЮДИ?
Рай, в котором пребывали первые люди, был для тела вещественным, как видимое блаженное жилище; а для души — духовным, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания Божиего творения (см. св. Григория Богослова, слово 38, 42; св. Иоанна Дамаскина, Богословие, кн. 2, гл. 12, ст. 3).
118. ЧТО ТАКОЕ ДЕРЕВО ЖИЗНИ?
Дерево жизни — это дерево, питаясь плодами которого тело человека было бы безболезненно и бессмертно.
119. ПОЧЕМУ ЕВА СОЗДАНА ИЗ РЕБРА АДАМА?
Ева создана из ребра Адама для того, чтобы весь род человеческий по своему происхождению был одним телом и чтобы благодаря этому люди естественно склонны были любить и беречь друг друга.
120. КАКОВО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА?
Предназначение человека состоит в том, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его и благодаря этому вечно блаженствовал.
121. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕМ БОЖИИМ?
ПредопределениемБожиим называется изволение Божие о предназначении человека к вечному блаженству.
122. Предопределение Божие о блаженстве человека остаётся неизменным даже сейчас, когда человек не блаженствует. Уклонившемуся от пути блаженства человеку Бог по предведению и по бесконечному милосердию Своему изволил открыть новый путь к блаженству через единородного Сына Своего Иисуса Христа. Избрал нас в Нем прежде создания мира (Еф 1: 4), — говорит ап. Павел.
123. КАКОВО ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЖИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ ВООБЩЕ, И К КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ЧАСТНОСТИ?
Бог предопределил и даровал всем людям предваряющую благодать и средства к достижению блаженства. Непосредственно к блаженству Он предопределил тех, кто подаваемую Им благодать добровольно приемлет, употребляет подаваемые Им спасительные средства и идёт к блаженству указанным Им путем.
124. Слово Божие говорит об этом так: Кого Он предузнал, тем и предопределил (Рим 8:29).
125. В изложении веры Восточных Патриархов об этом сказано: Поскольку Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своей свободной волей, а другие плохо, то одних предопределил к славе, а других осудил (член 2-й).
126. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ПРОМЫСЛОМ БОЖИИМ?
Промыслом Божиим называется имеющее место вслед за сотворением мира и человека действие Божие по отношению к миру и особенно к человеку.
127. Промысел Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.
128. КАК ГОВОРИТСЯ О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ В СВ. ПИСАНИИ?
О промысле Божием в св. Писании Сам Господь Иисус Христос говорит: Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф 6:26). В этих словах виден как общий промысел Божий о тварях, так и особый — о человеке. Весь псалом 90 есть изображение особого и многообразного промысла Божия о человеке.
- Пространный Катехизис Составленный Митроп. Московским Филаретом. В Доступном Изложении
- Введение. Предварительные Понятия.
- О Божественном откровении.
- О священном Предании и священном Писании.
- О священном Писании.
- Состав катехизиса.
- Часть Первая. О Вере. О Символе веры вообще и о его происхождении.
- О членах Символа веры.
- О первом члене Символа веры.
- О втором члене Символа веры.
- О третьем члене Символа веры.
- О четвертом члене Символа веры.
- О пятом члене Символа веры.
- О шестом члене Символа веры.
- О седьмом члене Символа веры.
- О восьмом члене Символа веры.
- О девятом члене Символа веры.
- О десятом члене Символа веры.
- О Крещении.
- О Миропомазании.
- О Причащении.
- О Покаянии.
- О Священстве.
- О Браке.
- О Елеосвящении.
- Об одиннадцатом члене Символа веры.
- О двенадцатом члене Символа веры.
- Часть Вторая. О Надежде. Понятие христианской надежды.
- О молитве.
- О молитве Господа.
- О призывании.
- О первом прошении.
- О втором прошении.
- О третьем прошении.
- О четвертом прошении.
- О пятом прошении.
- О шестом прошении.
- О седьмом прошении.
- О славословии.
- Учение о блаженстве.
- О первой заповеди Блаженства.
- О второй заповеди Блаженства.
- О третьей заповеди блаженства.
- О четвертой заповеди Блаженства.
- О пятой заповеди Блаженства.
- О шестой заповеди Блаженства.
- О седьмой заповеди Блаженства.
- О восьмой заповеди Блаженства.
- О девятой заповеди Блаженства.
- Часть Третья. О Любви. О союзе между верой и любовью.
- О Законе Божием и заповедях.
- О разделении заповедей на две скрижали.
- О первой заповеди.
- О второй заповеди.
- О третьей заповеди.
- О четвертой заповеди.
- О пятой заповеди.
- О шестой заповеди.
- О седьмой заповеди.
- О восьмой заповеди.
- О девятой заповеди.
- О десятой заповеди.
- Заключение. Как пользоваться учением о вере и благочестии.