О втором члене Символа веры.
129. КАК СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ИМЕНА “ИИСУС”, “ХРИСТОС,” “СЫН БОЖИЙ”?
Сыном Божиим называется второе лицо Св. Троицы по Своему Божеству. Сын Божий назван Иисусом, когда Он родился на земле как человек. Христом назвали Его пророки, когда ещё ожидалось пришествие Его на землю.
130. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ “ИИСУС”?
Имя Иисус означает Спаситель и оно наречено Архангелом Гавриилом.
131. Это имя наречено Сыну Божию при рождении Его на земле, потому что Он родился спасти людей.
132. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ “ХРИСТОС”?
Имя Христос означает Помазанник и оно произошло от помазания священным миром, через которое подаются дары благодати Св. Духа.
133. КОГО ЕЩЁ НАЗЫВАЛИ ПОМАЗАННИКАМИ?
Не один Иисус, Сын Божий, называется Помазанником. Помазанниками издревле называли царей, первосвященников и пророков.
134. ПОЧЕМУ ИИСУС, СЫН БОЖИЙ НАЗВАН ПОМАЗАННИКОМ?
Иисус, Сын Божий называется Помазанником потому, что Его человеческой природе безмерно сообщены все дары Св. Духа. Таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя.
135. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ “ГОСПОДЬ”?
Иисус Христос называется Господом в том смысле, что Он есть истинный Бог. Имя Господь есть одно из имён Божиих.
136. КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О БОЖЕСТВЕ ИИСУСА ХРИСТА?
Писание о Божестве Иисуса Христа, Сына Божия, говорит так: В начале было Слово, и Слово бы Св ло у Бога, и Слово было Бог (Ин 1:1).
137. ПОЧЕМУ ИИСУС ХРИСТОС ИМЕНУЕТСЯ СЫНОМ БОЖИИМ ЕДИНОРОДНЫМ?
Иисус Христос именуется Сыном Божиим единородным потому, что Он один только есть Сын Божий, рождённый из существа Бога Отца, и поэтому единого существа с Богом Отцом; и следовательно, без всякого сравнения превосходит всех святых ангелов и святых людей, которые называются сынами Божиими по благодати (см. Ин 1:12).
138. НАЗЫВАЕТ ЛИ СВ. ПИСАНИЕ ИИСУСА ХРИСТА ЕДИНОРОДНЫМ?
Св. Писание называет Иисуса Христа единородным. Например, в следующих изречениях ев. Иоанна: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца (Ин 1:14). Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин 1.18).
139. КАКОВО ОТЛИЧИЕ СЫНА БОЖИЯ ОТ ДРУГИХ ЛИЦ СВ. ТРОИЦЫ?
В Символе веры о Сыне Божием сказано, что Он рождён от Отца. Этим указывается на то личное свойство, которым Он отличается от других лиц Св. Троицы.
140. КОГДА РОЖДЁН СЫН БОЖИЙ?
Сказано, что Он рождён прежде всех век (предвечно), для того, чтобы кто-либо не подумал, что было время, когда Его не было. Этим указывается на то, что Иисус Христос есть вечный Сын Божий, как вечен Бог Отец.
141. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА “СВЕТА ОТ СВЕТА”?
В Символе веры слова Света от Света есть пример, который в некоторой степени объясняет непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Глядя на солнце, мы видим свет. От этого света рождается свет видимый во всем околосолнечном пространстве, но и тот, и другой есть один свет, нераздельный, одной природы. Подобно этому, Бог Отец есть вечный Свет (см. 1 Ин 1:5); от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет, но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божественного естества.
142. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА “БОГА ИСТИННА ОТ БОГА ИСТИННА”?
Слова Символа веры: Бога истинна от Бога истинна означают, что Сын Божий называется истинным Богом в таком же смысле, как и Бог Отец.
143. Это слова св. Писания, и они взяты из следующего изречения ев. Иоанна:
Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин 5:20).
144. БЫЛ ЛИ СЫН БОЖИЙ СОТВОРЁН?
В Символе веры сказано, что Сын Божий рождён, не сотворён. Это сделано для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворён.
145. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА “ЕДИНОСУЩНА ОТЦУ”?
Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий имеет одно Божественное существо с Богом Отцом.
146. КАК ОБ ЕДИНОСУЩИИ СЫНА И ОТЦА ГОВОРИТ СВ. ПИСАНИЕ?
В св. Писании Сам Иисус Христос о Себе и о Боге Отце говорит так: Я и Отец — одно (Ин 10:30).
147. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА “ИМЖЕ ВСЯ БЫША”?
Слова Символа веры Имже вся быша показывают, что Бог Отец всё сотворил Сыном Своим, как вечной премудростью Своей и вечным словом Своим. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1:3).
- Пространный Катехизис Составленный Митроп. Московским Филаретом. В Доступном Изложении
- Введение. Предварительные Понятия.
- О Божественном откровении.
- О священном Предании и священном Писании.
- О священном Писании.
- Состав катехизиса.
- Часть Первая. О Вере. О Символе веры вообще и о его происхождении.
- О членах Символа веры.
- О первом члене Символа веры.
- О втором члене Символа веры.
- О третьем члене Символа веры.
- О четвертом члене Символа веры.
- О пятом члене Символа веры.
- О шестом члене Символа веры.
- О седьмом члене Символа веры.
- О восьмом члене Символа веры.
- О девятом члене Символа веры.
- О десятом члене Символа веры.
- О Крещении.
- О Миропомазании.
- О Причащении.
- О Покаянии.
- О Священстве.
- О Браке.
- О Елеосвящении.
- Об одиннадцатом члене Символа веры.
- О двенадцатом члене Символа веры.
- Часть Вторая. О Надежде. Понятие христианской надежды.
- О молитве.
- О молитве Господа.
- О призывании.
- О первом прошении.
- О втором прошении.
- О третьем прошении.
- О четвертом прошении.
- О пятом прошении.
- О шестом прошении.
- О седьмом прошении.
- О славословии.
- Учение о блаженстве.
- О первой заповеди Блаженства.
- О второй заповеди Блаженства.
- О третьей заповеди блаженства.
- О четвертой заповеди Блаженства.
- О пятой заповеди Блаженства.
- О шестой заповеди Блаженства.
- О седьмой заповеди Блаженства.
- О восьмой заповеди Блаженства.
- О девятой заповеди Блаженства.
- Часть Третья. О Любви. О союзе между верой и любовью.
- О Законе Божием и заповедях.
- О разделении заповедей на две скрижали.
- О первой заповеди.
- О второй заповеди.
- О третьей заповеди.
- О четвертой заповеди.
- О пятой заповеди.
- О шестой заповеди.
- О седьмой заповеди.
- О восьмой заповеди.
- О девятой заповеди.
- О десятой заповеди.
- Заключение. Как пользоваться учением о вере и благочестии.