Глава xlv Византия, катехон и тысячелетнее Царство
Метафизический выбор третьего пути, который является основой христианства как традиции, проецируется и на социальную сферу. Здесь так же, как и в богословии, христианское решение проистекает из универсальной формулы св. апостола Павла “несть ни иудея, ни эллина”. Если интерпретировать это в терминах Царства и Царствия (что соответствует утверждению доминации того или иного человеческого типа — либо жрецов, либо воинов), то можно сказать, что православная доктрина отрицает как теократию, так и тиранию, т. е. как иудейскую доминацию жрецов, так и языческую систему безраздельного правления воинов. Безусловно, христианство отдает предпочтение жреческой, священнической функции, реальности трансцендентного Царствия. Но в отличие от теократии полномочия священства строго ограничиваются областью духа, так как “Царствие мое не от мира сего”, по словам Христа. Следовательно, христианское священство уполномочено заниматься сугубо трансцендентной сферой, не вмешиваясь прямо в дела мира. Но на уровне человеческой и космической имманентной реальности православное социальное учение однозначно признает компетенцию царской власти и уполномочивает воинов-царей осуществлять полноту упорядочивающего контроля над земной стихией. Принцип Царства действует в мире сем, подчиняясь симфонически немирскому, сверхкосмическому принципу Царствия. И именно так следует понимать ответ Христа фарисеям: “Богу — Богово, а кесарю — кесарево”. В определенном смысле христианство восстановило истинные пропорции соотношения жреческого и воинского типов, что особенно резко контрастировало с социальной деградацией и различными формами узурпации власти в обществах, где христианство возникло. Христианское симфоническое решение проблемы государственного устройства было преодолением и локальной иудейской общественной традиции, в лоне которой появились первые христианские общины, и более широкого социального конктекста Римской Империи, куда юридически входила в тот период вся Иудея. Иными словами, теория православной симфонии властей положила конец и “узурпации жрецами полной социальной власти” и языческой “революции кшатриев”. Византийская Империя стала историческим воплощением православной симфонии, и Константинополь, как Новый Рим, явил собой уникальный синтез Царствия и Царства, став тем провиденциальным тысячелетним царством, в котором реализовались эсхатологические пророчества. При этом важно подчеркнуть само название Новый Рим. Напомним, что в инициатическом смысле термин новый не просто указывает на временную последовательность, но относится к области эзотеризма, к тем аспектам реальности, которые участвуют в процессе инициации. Так, “новый человек” понимался христианами как “посвященный человек”, т. е. прошедший ритуал посвящения (крещения). “Новые небеса” и “новая земля” Апокалипсиса указуют на особую преображенную реальность, имеющую качественно иную онтологическую характеристику, нежели космические объекты ветхого творения. Также следует понимать и Новый Завет, означающий не просто исторически более близкий к настоящему времени, не просто сменяющий Ветхий Завет по чисто временным причинам, но радикально Иной Завет, открывающий для человека и вселенной небывалую перспективу обожения, родственных (по благодати) отношений с Божеством. Все это приложимо и к термину “Новый Рим” применительно к Константинополю, который означал именно особое инициатически понятое государственное образование, Христианскую Империю, соотносимую с прежней Римской Империей, подобно тому, как сугубо христианское новозаветное богословие относилось к ветхозаветному богословию иудаизма. Можно сказать, что Первый Рим для Нового Рима был Ветхим Римом. Но если в сфере метафизической доктрины Православие утвердило радикально новое по сравнению с иудаизмом понимание Царствия, то в сфере социальной оно выдвинуло концепцию христианского Царства, радикально новую по сравнению с Римской Империей. Можно сказать, что теория православной симфонии властей была совершенно революционной доктриной для всего мира, в котором она была утверждена — как для иудеев, так и для эллинов. “Иудеям соблазн, эллинам же безумие”. С точки зрения Православия, Византийская Империя и была самым настоящим тысячелетнем царством, к которому относились ветхозаветные и апокалиптические пророчества. Так приблизительно на тысячу лет — от основания Константинополя и превращения его в столицу Римской Империи (324–330) до его взятия турками (1453) — в мире утвердился священный порядок, соответствующий самой высокой и гармоничной иерархической структуре. Для адекватного современного христианского сознания хилиастические чаяния в отличие от иудеев, не принявших Господа, таким образом относятся не к будущему времени, но уже к прошедшему, т. е. к периоду существования Византийской Империи, в котором православная симфония воплотилась в совершенном и законченном виде. Православная Империя имела в сугубо христианской перспективе подчеркнуто эсхатологический смысл. Восстановленная в ней совершенная иерархия между “духовным владычеством” и “временной властью” как бы воспроизводила пропорции золотого века, райского состояния человечества. Более того, Византия была земным прообразом Небесного Иерусалима, схождением которого на землю закончится человеческая история. На этом основана православная “теология Империи”. Эта эсхатологическая “теология православного Царства” догматически основывается на следующих словах из Второго Послания апостола Павла к Фессолоникийцам: “Ибо тайна беззакония уже в действии, только не свершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий (разрядка наша — А.Д.) теперь”. А несколько выше: “И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему (антихристу — А.Д.) в свое время”. [228]В этих скупых словах описывается краткий эсхатологический сценарий и роль в нем Православного Царства, тысячелетнего царства, Империи. “Человек беззакония” и “тайна беззакония” — это антихрист как персонаж и “его царство” как состояние, появление которых будет предшествовать непосредственно моменту Второго Пришествия. Антихрист и его царство установятся в самый последний период истории, и конец их произойдет не опосредованно, но непосредственно в самом Страшном Пришествии Спаса-в-силах. Но перед свершением “тайны беззакония” на пути прихода антихриста стоит некоторая преграда, которая “не допускает ему открыться”. Это “удерживающий”, по-гречески, “катехон”. Православная традиция однозначно понимает под “удерживающим” Православного Царя, [229]а под тем, что “не допускает ему открыться” — Православное Царство, христианскую Империю. Таким образом, восстановление нормального соответствия между Царствием и Царством, между жреческим и воинским элементами на основании новозаветной истины осознавалось христианами как реально ощутимое, наглядное, конкретное препятствие явлению антихриста и “отступлению”, “апостасии”. По этой причине тематика сохранения или отсутствия полноценной православной державы имела важнейшее значение при определении знаков непосредственной близости конца времен. Важно заметить, что в такой перспективе всякое нарушение симфонической гармонии между священством и царством в рамках христианской традиции мгновенно вызывало мотивы “тайны беззакония”, “прихода человека погибели”, “антихриста”. Сохранность Православной Империи и ее “кастового” строя служила наглядным выражением того, что “удерживающий теперь еще не взят от среды”, и следовательно, что до прихода антихриста еще должно пройти некоторое время. Следовательно, социальный аспект в христианстве имеет глубоко сакральное, эсхатологическое значение, и там, где налицо отход от теории симфонии, как от хилиастической реальности, связанной с “катехоном”, “удерживающим”, там православное сознание немедленно угадывает апокалиптические ноты и провидит начало процесса всеобщей апостасии. Не удивительно поэтому такое упорное неприятие Восточной Церковью латинства и папства, так как в отходе от симфонической православно-имперской (“гибеллинской”) модели явно заметен теократический “иудейский” уклон, а это, в свою очередь, означает потенциальный отход или, по меньшей мере, сокрытие “катехона”. Православные византийцы, а потом и славяне начиная с некоторого момента справедливо увидели в папском Риме крен в сторону постановки Царствия над Царством, и нарушение симфонии в этом направлении не могло не провоцировать обратного процесса — “революцию кшатриев” в новом постязыческом и номинально “христианском” контексте (что окончательно произошло в Реформации). Вообще говоря, разрыв Запада с Константинополем и его культурно-политическое обособление в рамках христианской эсхатологии не могло быть поняты никак иначе, кроме как самая настоящая “апостасия”, поскольку на эзотерическом уровне это означало возврат от Нового Рима к Ветхому Риму (а на богословском уровне — отход от христиано-христианского Нового Завета к иудеохристианству почти ветхозаветного стиля). Вне симфонического хилиастического православного Царства может существовать только “иудейские” или “эллинские” государственные типы, т. е. общества, построенные на неправомочной узурпации какой-то одной кастой полномочий другой касты. И не удивительно, что католический мир немедленно после разрыва с Востоком показал одновременно оба варианта социальной апостасии — впадение в теократию и в языческую тиранию. И не случайно, именно Запад стал географически тем пространством, где проявились откровенно антихристианские и, более того, антихристовы начинания — полный разрыв с традицией, профанизм, атеизм, прогрессизм, рационализм, индивидуализм и т. д. Начиная с определенного момента, после окончательного провала попыток гибеллинской реставрации на Западе, тематика христианской Империи, симфонии, эсхатологического Царства стала достоянием отдельных эзотерических орденов, действующих как бы вопреки внешней латинской апостасии. И этим объясняется антикатолическая направленность тех духовных течений, которые еще сознавали всю значимость христианского таинства Империи. Вместо реальных православных Царей появились чисто ритуальные “императоры” эзотерических орденов, христианское Царство стало невидимым, “параллельным”, потенциальным, ушло в область преданий и легенд. Кстати, именно вокруг этой темы вращаются средневековые инициатические легенды о “царстве пресвитера Иоанна”, о рыцарях Круглого Стола и Святом Граале. [230]Но как бы то ни было, Запад стал родиной “человека беззакония”, откуда ядовитые антихристианские энергии современного мира стали расползаться по всей планете.
- Александр Дугин Метафизика Благой Вести (православный эзотеризм) введение
- Глава I Христианская метафизика: сущность проблемы
- Часть I. Метафизика православных догматов
- Глава II Три аспекта метафизического абсолюта
- Глава III Апофатика трех лиц
- Глава IV Мир божественных энергий (вечный канун творения)
- Глава V Между проявлением и творением
- Глава VI “Bereshit bara Elohim”
- Глава VII Разделение вод
- Глава VIII Свобода твари и выбор ангелов
- Глава IX Райский Адам и падший Адам
- Часть II. Новая истина воплощения
- Глава X Бог плоть бысть (“несть ни иудея, ни эллина”)
- Глава XI “Злой демиург” (первый экскурс в гностические доктрины)
- Глава XII Новозаветная Свобода
- Глава XIII Спасение и/или обожение
- Часть III. Метафизический аспект пресвятой богородицы
- Глава XIV Глава ангелов
- Глава XV Пренепорочная и Барбело (второй экскурс в гностические доктрины)
- Глава XVI Дева Мария и духовная реализация
- Глава XVII “Он ввел меня в дом пира”
- Часть IV. Инициатический смысл христианских таинств
- Глава XVIII Таинства в Восточной и Западной Церквях
- Глава XIX Протестантский вопрос
- Глава XX Смысл инициации
- Глава XXI Рождение свыше. Малые мистерии
- Глава XXII Царственное священство. Великие мистерии
- Глава XXIII Чин Мельхиседеков
- Глава XXIV Евхаристия и литургия
- Глава XXV Пневматический аспект исповеди
- Глава XXVI Таинство Брака. Сотериологическая функция женщины
- Глава XXVII Монашеский путь и трансцендентность Любви
- Глава XXVIII Серафимское таинство (елеопомазание)
- Глава XXIX “Огнь поядаяй”
- Часть V. Христианский год
- Глава XXX Метафизика года
- Глава XXXI Великий Круг
- Глава XXXII Православное время
- Глава XXXIII Символизм Креста
- Глава XXXIV Две горы
- Глава XXXV Русский год и православная традиция
- Глава XXXVI Летняя колесница пророка Илии
- Глава XXXVII Полярная Параскева-Пятница
- Глава XXXVIII Календарное "чаянье твари"
- Часть VI. Символизм апостольского чина
- Глава XXXIX Три ограды Небесной Церкви
- Глава xl Наследие Петра и наследие Павла (о внешней и внутренней Церкви)
- Глава xli Иуда, Израиль и контринициация
- Часть VII. Царствие и царство
- Глава xlii Священники и воины
- Глава xliii Симфония властей
- Глава xliv Теократия и тирания/иудейство и эллинство
- Глава xlv Византия, катехон и тысячелетнее Царство
- Глава xlvi о Третьем Риме
- Глава xlvii Краткий эон “Державной”
- Глава xlviii “Да приидет Царствие Твое”
- Часть VIII. Христианство и эсхатология
- Глава xlix Первые Времена — Последние Времена
- Глава l Пистис София (третий экскурс в гностические доктрины)
- Глава li “и времени больше не будет”
- Глава lii День Восьмой
- Глава liii Кенозис и эсхатология
- Заключение. Стать сыном грома Глава liv Свидетельство о православной метафизике
- Глава lv Званые, избранные и отчуждение
- Глава lvi Трубный Глас
- Приложения неопалимая купина Богословский символизм
- Универсальный символизм
- Соответствия
- Успение пресвятой богородицы Богословский символизм
- Универсальный символизм
- Сакральный знак России
- Орден илии Введение
- Свидетельства Ветхого Завета
- "Орден илии" и иудаизм
- Илия и его роль в инициации
- Каббала ортодоксальная, гетеродоксальная
- Илия в "Новом Завете"
- "Орден Илии" и западное христианство
- Илия в календарной традиции (модель г. Вирта)
- "Орден Илии" и новая парадигма заговора
- Мы церковь последних времен Подготовка к последнему событию
- Актуальность “экклесеологии”
- Первый период истории Новозаветной Церкви (от Пятидесятницы до Константина)
- Второй период (“катехон” и Православная Империя)
- Первые знаки апостасии
- Великая схизма
- Отход “катехона”
- Последний Рим
- Катастрофа
- Третий период (последние времена)
- Цивилизация антихриста
- Небесное против Земного
- Филадельфийский томос
- Страшный Суд