Глава XXXVII Полярная Параскева-Пятница
Наряду с праздником пророка Илии часто за образец языческого влияния берут особое почитание на Руси Параскевы-Пятницы (св. мц. Парасковия — память 28 октября по старому стилю), с которой традиционно было связано множество легенд и преданий. Большинство исследователей видит в этом пережитки культа некоего женского языческого дохристианского божества. На самом деле, здесь, как и в случае пророка Илии, следует говорить о существовании древнейшего сакрального архетипа, предшествующего его языческому вырождению и восстановленного во всем полноценном объеме именно в контексте православного года. Попробуем разобрать, о какой, собственно, символической концепции в данном случае идет речь. По-гречески “Параскева” означает как раз “день подготовки (перед субботой)”, т. е. “пятница”, “пяток”, “пятый день седмицы”. Следовательно, в дохристианском контексте должно играть особую роль именно число 5 и соответствующий ему день недели. Общеизвестно, что пятница у индоевропейских народов была посвящена “женскому божеству” — Афродите у греков, Венере у римлян, Фрейе у древних германцев [188]и т. д. Можно предположить, что и у славян существовала какая-то аналогичная мифологическая фигура. [189]Скорее всего, конкретный персонаж не имеет большого значения, так как общим элементом здесь является именно сближение пятого дня недели, числа 5, с женской стихией и соответствующим ей символическим комплексом — от ритуальных предметов, орнаментов, узоров до названия планеты или водной стихии. Относительно символизма числа 5 и соответствующего ему древнейшего (даже изначального) иероглифа пятиконечной звезды () наиболее убедительными, на наш взгляд, являются работы Германа Вирта, [190]который показал, что этот знак соответствует иероглифу года — шестиконечной звезде () — без нижней черты. Согласно концепции Вирта, это означает, что в полярных областях солнце зимой вообще не появляется, что и объясняет отсутствие нижней (=южной) черты на древнейшем годовом знаке. Зима с примыкающей к ней осенью (которые некогда рассматривались как одно время года в трехчастном его делении) или ночь как нижние регионы творения, куда спускается солнце духа (Il), в природном символизме уподобляется материнскому чреву, откуда и появляется новая жизнь (=новое весеннее солнце). Такой естественный символизм и делает из пятиконечной звезды знак матери, женщины, священной ночи, земли, воды, а следовательно, и само число 5 прочно связывается с ним в сакральном сознании человечества. Память об этой связи сохраняется и много тысячелетий спустя после ухода из северных областей, но символические комплексы, сформированные в незапамятные времена, продолжают жить в преданиях, легендах, обычаях и обрядах, сохраняющихся и тогда, когда сам их изначальный смысл утрачивается. Подтверждение этому легко найти в цикле русских преданий о Пятнице, согласно которым “Пятница” портит прялки тем девушкам, которые работают, а не отдыхают в посвященный ей день недели. Прялки на Руси традиционно изготовлялись в виде колеса с шестью (или восьмью спицами) и символизировали солнце, свет мира или весь год целиком. “Пятница, портящая прялки” есть образ древней северной зимы (матери-земли), похищающей свет, крадущей солнечное колесо. Часто женский персонаж с прялкой — славянская Доля, германские Норны, греческие Горгоны и т. д. — означает судьбу, будущее, так как колесо прялки символизирует цикл, тонкий мир, чистое вращение, а сама пряжа — поступательное однонаправленное движение, что вместе точно соответствует содержанию года как цикла (как мы показали выше). Кроме зимы и земли “Пятница” может означать также саму северную прародину, то место, где природный смысл пятиконечной звезды был естественно наблюдаемым календарным явлением. В этом значении данный образ описывает Северный Полюс в священной космографии древних. Можно проследить и связь с символизмом яблок, так как сердцевина яблока при продольном разрезе дает как раз пятиконечную звезду, [191]“Пятницу”. Отсюда образ девицы-яблони в легендах самых разных народов. Цепочка символов “женщина — яблоня — рай (полюс, центр)” встречается и в ветхозаветном описании рая, и особенно в сюжете о грехопадении праотцев. На уровне космического символизма вкушение райских яблок и последующее за ним изгнание из рая есть описание осеннего движения солнца (часто отождествляемого с созревшим плодом) к земле-зиме, могиле, смерти. Символическим эквивалентом Пятницы является также ладонь, которая служила древнейшим календарем, [192]память о чем сохранилась в русском обычае “вруцелето”, подсчете календарных праздников, отталкиваясь от анатомического устройства ладони — суставов пальцев и т. д. К тому же символизму относится и Великая Пятница на Страстной неделе, так как именно тогда происходит спуск Спасителя в ад, под землю, в регионы тьмы и холода, в зимние области творения. Вполне соотносимы с этим еженедельные пятничные посты. Характерно, что память св. мц. Парасковии Православная Церковь чтит осенью, когда солнце клонится к зимнему солнцестоянию. И в этом частном моменте православное предание сочетается с дохристианской традицией.
- Александр Дугин Метафизика Благой Вести (православный эзотеризм) введение
- Глава I Христианская метафизика: сущность проблемы
- Часть I. Метафизика православных догматов
- Глава II Три аспекта метафизического абсолюта
- Глава III Апофатика трех лиц
- Глава IV Мир божественных энергий (вечный канун творения)
- Глава V Между проявлением и творением
- Глава VI “Bereshit bara Elohim”
- Глава VII Разделение вод
- Глава VIII Свобода твари и выбор ангелов
- Глава IX Райский Адам и падший Адам
- Часть II. Новая истина воплощения
- Глава X Бог плоть бысть (“несть ни иудея, ни эллина”)
- Глава XI “Злой демиург” (первый экскурс в гностические доктрины)
- Глава XII Новозаветная Свобода
- Глава XIII Спасение и/или обожение
- Часть III. Метафизический аспект пресвятой богородицы
- Глава XIV Глава ангелов
- Глава XV Пренепорочная и Барбело (второй экскурс в гностические доктрины)
- Глава XVI Дева Мария и духовная реализация
- Глава XVII “Он ввел меня в дом пира”
- Часть IV. Инициатический смысл христианских таинств
- Глава XVIII Таинства в Восточной и Западной Церквях
- Глава XIX Протестантский вопрос
- Глава XX Смысл инициации
- Глава XXI Рождение свыше. Малые мистерии
- Глава XXII Царственное священство. Великие мистерии
- Глава XXIII Чин Мельхиседеков
- Глава XXIV Евхаристия и литургия
- Глава XXV Пневматический аспект исповеди
- Глава XXVI Таинство Брака. Сотериологическая функция женщины
- Глава XXVII Монашеский путь и трансцендентность Любви
- Глава XXVIII Серафимское таинство (елеопомазание)
- Глава XXIX “Огнь поядаяй”
- Часть V. Христианский год
- Глава XXX Метафизика года
- Глава XXXI Великий Круг
- Глава XXXII Православное время
- Глава XXXIII Символизм Креста
- Глава XXXIV Две горы
- Глава XXXV Русский год и православная традиция
- Глава XXXVI Летняя колесница пророка Илии
- Глава XXXVII Полярная Параскева-Пятница
- Глава XXXVIII Календарное "чаянье твари"
- Часть VI. Символизм апостольского чина
- Глава XXXIX Три ограды Небесной Церкви
- Глава xl Наследие Петра и наследие Павла (о внешней и внутренней Церкви)
- Глава xli Иуда, Израиль и контринициация
- Часть VII. Царствие и царство
- Глава xlii Священники и воины
- Глава xliii Симфония властей
- Глава xliv Теократия и тирания/иудейство и эллинство
- Глава xlv Византия, катехон и тысячелетнее Царство
- Глава xlvi о Третьем Риме
- Глава xlvii Краткий эон “Державной”
- Глава xlviii “Да приидет Царствие Твое”
- Часть VIII. Христианство и эсхатология
- Глава xlix Первые Времена — Последние Времена
- Глава l Пистис София (третий экскурс в гностические доктрины)
- Глава li “и времени больше не будет”
- Глава lii День Восьмой
- Глава liii Кенозис и эсхатология
- Заключение. Стать сыном грома Глава liv Свидетельство о православной метафизике
- Глава lv Званые, избранные и отчуждение
- Глава lvi Трубный Глас
- Приложения неопалимая купина Богословский символизм
- Универсальный символизм
- Соответствия
- Успение пресвятой богородицы Богословский символизм
- Универсальный символизм
- Сакральный знак России
- Орден илии Введение
- Свидетельства Ветхого Завета
- "Орден илии" и иудаизм
- Илия и его роль в инициации
- Каббала ортодоксальная, гетеродоксальная
- Илия в "Новом Завете"
- "Орден Илии" и западное христианство
- Илия в календарной традиции (модель г. Вирта)
- "Орден Илии" и новая парадигма заговора
- Мы церковь последних времен Подготовка к последнему событию
- Актуальность “экклесеологии”
- Первый период истории Новозаветной Церкви (от Пятидесятницы до Константина)
- Второй период (“катехон” и Православная Империя)
- Первые знаки апостасии
- Великая схизма
- Отход “катехона”
- Последний Рим
- Катастрофа
- Третий период (последние времена)
- Цивилизация антихриста
- Небесное против Земного
- Филадельфийский томос
- Страшный Суд