Заключение. Стать сыном грома Глава liv Свидетельство о православной метафизике
Христианская метафизика представляет собой духовный парадокс, уникальное и не имеющее аналогов послание. Эта метафизика не является результатом позднейших толкований, разработок и домыслов, но лежит в основе самого новозаветного Откровения, адекватное понимание которого возможно только при соучастии Святого Духа. Благая Весть, принесенная человечеству и миру Исусом Христом, имеет сверхтварный, сверхнебесный, сверхчеловеческий и сверхангелический смысл. Следовательно, для понимания этой Вести надо выйти за рамки творения с помощью Веры, Воли и Силы. Лишь Духом Святым можно прояснить тайны Православия. Чисто человеческое толкование обречено на то, чтобы остаться неполным и, в пределе, неверным. Невозможно “подогнать” евангельское повествование и основы православного предания под строгую систему. Очевидно, что нетварная Троица стоит по ту сторону систем и ограничений, и следовательно, все связанное с Воплощением одного из трех ее лиц также заведомо несет в себе апофатический, непознаваемый, трансцендентный аспект.
Ясно отдавая себе в этом отчет, христианское сознание должно упорно учиться сверхрассудочному созерцанию, прямому видению нетварного Света, в котором “известное” и “привычное” становится “неизвестным” и “преображенным”, а “тайное” разъясняется еще большей Тайной. Фаворское созерцание не имеет предела: погруженный в него бесконечно движется внутрь светового абсолюта, в котором, строго говоря, нет ни Света, ни Тьмы. Метафизика — это та область, где созерцание доходит по пути внутрь до предела, отделяющего тварное, индивидуальное и имеющее форму, от нетварного, сверхиндивидуального и не имеющего формы. Уже в силу такого определения метафизики становится совершенно понятно, насколько исключительными качествами надо обладать человеку, чтобы получить адекватное представление об этой сфере. И тем не менее, несмотря на уникальность и исключительность метафизического подхода, именно он является той общей универсальной базой, на которой покоится структура творения и, более конкретно, природная и разумная структура мыслящих существ. Неведение относительно метафизики не освобождает существо от ее законов и ее логики.
Учение Церкви обращено ко всем — не только в его ритуально-догматической и этической форме, но и в его внутренней, таинственной стороне. В некотором смысле, существует “метафизическое оглашение”, и его логика и его история во всей полноте откроются только в День Восьмой. Традиция православного исихазма имеет к этому “метафизическому оглашению” самое прямое отношение. Представленное в этой книге метафизическое толкование основных моментов православной традиции никоим образом не претендует ни на новизну, ни на оригинальность, ни, тем более, на исчерпывающее разъяснение этой проблемы (что вообще невозможно). Речь шла только о том, чтобы рассмотреть Православие с позиции традиционализма геноновского типа, описать его различные стороны в терминологии этого традиционализма, показав одновременно его отличие как от других сакральных традиций (“иудейских” или “эллинских”), так и от иных версий христианства. При этом совершенно объективно сложилась картина, наглядно и убедительно свидетельствующая не только о “регулярности”, “ортодоксальности” Православия в ряду других сакральных традиций, но о его особости и метафизическом превосходстве. При этом мы стремились беспристрастно продемонстрировать сходство православного учения с иными религиозными доктринами — там, где оно, действительно, имеется, показав, одновременно, уникальность Православной Благой Вести.
Отправляясь от этой книги и ориентируясь на работы других традиционалистов, можно развивать аналогичные исследования в любом направлении. На наш взгляд, мы высказали здесь достаточно, чтобы дать твердую точку отсчета для метафизического толкования более конкретных аспектов православного учения. Так, много еще можно сказать о символизме икон, литургии, годовом ритме церковных служб и т. д. Отталкиваясь от любого догматического элемента, православного символа, предания, жития или ритуала, теоретически можно (и должно) восходить к световому созерцанию нетварной троической реальности и к соответствующему преображению человеческого субъекта и окружающего его мира в лучах Славы Господней. В Православии нет ничего случайного. Каждый малейший его элемент — как универсальный, так и локальный, как догматически закрепленный, так и восходящий к местным преданиям — обладает великой сверхъестественной мощью, способной увлечь за собою в воронку фаворского Света материальную тьму вещей.
- Александр Дугин Метафизика Благой Вести (православный эзотеризм) введение
- Глава I Христианская метафизика: сущность проблемы
- Часть I. Метафизика православных догматов
- Глава II Три аспекта метафизического абсолюта
- Глава III Апофатика трех лиц
- Глава IV Мир божественных энергий (вечный канун творения)
- Глава V Между проявлением и творением
- Глава VI “Bereshit bara Elohim”
- Глава VII Разделение вод
- Глава VIII Свобода твари и выбор ангелов
- Глава IX Райский Адам и падший Адам
- Часть II. Новая истина воплощения
- Глава X Бог плоть бысть (“несть ни иудея, ни эллина”)
- Глава XI “Злой демиург” (первый экскурс в гностические доктрины)
- Глава XII Новозаветная Свобода
- Глава XIII Спасение и/или обожение
- Часть III. Метафизический аспект пресвятой богородицы
- Глава XIV Глава ангелов
- Глава XV Пренепорочная и Барбело (второй экскурс в гностические доктрины)
- Глава XVI Дева Мария и духовная реализация
- Глава XVII “Он ввел меня в дом пира”
- Часть IV. Инициатический смысл христианских таинств
- Глава XVIII Таинства в Восточной и Западной Церквях
- Глава XIX Протестантский вопрос
- Глава XX Смысл инициации
- Глава XXI Рождение свыше. Малые мистерии
- Глава XXII Царственное священство. Великие мистерии
- Глава XXIII Чин Мельхиседеков
- Глава XXIV Евхаристия и литургия
- Глава XXV Пневматический аспект исповеди
- Глава XXVI Таинство Брака. Сотериологическая функция женщины
- Глава XXVII Монашеский путь и трансцендентность Любви
- Глава XXVIII Серафимское таинство (елеопомазание)
- Глава XXIX “Огнь поядаяй”
- Часть V. Христианский год
- Глава XXX Метафизика года
- Глава XXXI Великий Круг
- Глава XXXII Православное время
- Глава XXXIII Символизм Креста
- Глава XXXIV Две горы
- Глава XXXV Русский год и православная традиция
- Глава XXXVI Летняя колесница пророка Илии
- Глава XXXVII Полярная Параскева-Пятница
- Глава XXXVIII Календарное "чаянье твари"
- Часть VI. Символизм апостольского чина
- Глава XXXIX Три ограды Небесной Церкви
- Глава xl Наследие Петра и наследие Павла (о внешней и внутренней Церкви)
- Глава xli Иуда, Израиль и контринициация
- Часть VII. Царствие и царство
- Глава xlii Священники и воины
- Глава xliii Симфония властей
- Глава xliv Теократия и тирания/иудейство и эллинство
- Глава xlv Византия, катехон и тысячелетнее Царство
- Глава xlvi о Третьем Риме
- Глава xlvii Краткий эон “Державной”
- Глава xlviii “Да приидет Царствие Твое”
- Часть VIII. Христианство и эсхатология
- Глава xlix Первые Времена — Последние Времена
- Глава l Пистис София (третий экскурс в гностические доктрины)
- Глава li “и времени больше не будет”
- Глава lii День Восьмой
- Глава liii Кенозис и эсхатология
- Заключение. Стать сыном грома Глава liv Свидетельство о православной метафизике
- Глава lv Званые, избранные и отчуждение
- Глава lvi Трубный Глас
- Приложения неопалимая купина Богословский символизм
- Универсальный символизм
- Соответствия
- Успение пресвятой богородицы Богословский символизм
- Универсальный символизм
- Сакральный знак России
- Орден илии Введение
- Свидетельства Ветхого Завета
- "Орден илии" и иудаизм
- Илия и его роль в инициации
- Каббала ортодоксальная, гетеродоксальная
- Илия в "Новом Завете"
- "Орден Илии" и западное христианство
- Илия в календарной традиции (модель г. Вирта)
- "Орден Илии" и новая парадигма заговора
- Мы церковь последних времен Подготовка к последнему событию
- Актуальность “экклесеологии”
- Первый период истории Новозаветной Церкви (от Пятидесятницы до Константина)
- Второй период (“катехон” и Православная Империя)
- Первые знаки апостасии
- Великая схизма
- Отход “катехона”
- Последний Рим
- Катастрофа
- Третий период (последние времена)
- Цивилизация антихриста
- Небесное против Земного
- Филадельфийский томос
- Страшный Суд