logo search
иконоведение

2. Происхождение и смысл литургического искусства. Протестантский, католический и православный взгляд на этот вопрос. Библейское обоснование иконопочитания.

Икона включена в определенный контекст, т.е. в литургию, в храмовое пространство. Вне этой среды икона не вполне понятна. О том, как икона существует внутри храмово-литургического пространства, следующая глава.

Литургия по-гречески значит "общее дело". Икона рождается из литургии, она литургична по сути и вне контекста литургии не понятна. Икона отражает соборное сознание (личное откровение, рав-но как и талант иконописца, не исключается, а включается в это сознание), она является не произведе-нием единичного автора, но произведением Церкви, которое исполнено конкретным художником. Вот почему иконописцы никогда не подписывали своих произведений (сведения об авторстве обычно чер-пают из косвенных источников), тем не менее иконописцы всегда высоко чтились Церковью.

Икона - произведение более молитвенное, нежели художественное. Она создается молитвой и ради молитвы. Ее естественная среда - храм и богослужение. Икона в музее - это нонсенс, здесь она не живет, а только существует как засушенный цветок в гербарии или как бабочка на булавке в коробке коллекционера. Вырванная искусственно из своей среды икона безгласна.

О.Павел Флоренский назвал православное богослужение синтезом искусств; здесь все - архитек-тура, живопись, пение, проповедь, театральность действа, - работает на создание единого образа иного мира, преображенного, в котором царствует Бог. Храм - это образ Горнего Иерусалима и своего рода модель мира.

Основой литургии является Слово Божье. В православном богослужении мы видим как бы раз-личные "ипостаси" Слова: Слово звучащее (чтение Евангелия и Апостола, молитвы, проповеди, пение), Слово зримо явленное (фрески, мозаики, иконы), наконец, Слово, Бог Живой, присутствующий среди народа, собранного во имя Его, и через Причастие соделываемого Его Телом, Телом Христовым.

С 6 в появляется традиция окружать алтарь изображениями святителей. Это с одной стороны мо-лельное изображение, с другой – символ литургического общения и традиции.

Икона имеет литургическую связь с богослужением. Событие изображенное раскрывает смысл события празднуемого. Например, икона Благовещения в одном из своих списков-вариантов представляет Богородицу прядущую пупурную церковную завесу. Об этой завесе, которая разрывается в момент Крестной смерти, говорится в текстах Страстной седмицы.

Часто икона нарушает даже историчность события: на иконе Пятидесятницы не изображается Богородица. Традиция Ее изображения при сошествии Св. Духа пришла и укоренилась от Запада, а среди апостолов видим ап. Павла, который в то время, конечно, не был христианином. Интересная особенность: апостолы сидят полукругом – символ сопричастности вечности. А в центре – пустота, место оставлено для Владыки Христа, и даже Петр сидит в ряду прочих апостолов. Среди апостолов наблюдается иерархия. Космос, изображенный на иконе Пятидесятницы – символ всего мира.

Событие Воскресения никто не видел, поэтому на иконе Воскресения изображается Сошествие во ад. Здесь также раскрытие или иллюстрация к богослужебным текстам. Традиция изображать восстание от мертвых Самого Христа – это западная традиция. Древняя икона – это образец православного искусства, чего нельзя сказать про современные иконы. Икона всегда более или менее профессиональна, но всегда икона – отражение живой жизни во Христе. Иконописец – богослов, так как призван передать какую-либо идею. Иконописец – это поэт, т.к.идею он передает гармоничной композицией.

Цвета на иконе никогда не “кричат”. Есть достаточно активные, но в основном амплитуда колебаний цвета невелика. Чистые цвета не присутствуют.

Католикам легко вернуться к иконе, так как икона - общее наследие Церкви и в западной тради-ции есть свой опыт иконописания и иконопочитания. Кроме того, православные и католики имеют мно-го общих святынь, например, такие древние иконы, как "Страстная" (в Польше известна под именем "Неустанной помощи"), "Ченстоховская", "Остробрамская" и др. Парадокс современной ситуации в том, что и протестантский мир начинает интересоваться иконой. В раннем протестантизме были сильны иконоборческие настроения, и до сих пор многие протестантские деноминации категоричны и непри-миримы в своей позиции к иконопочитанию, считая его язычеством и идолопоклонством. И тем не ме-нее икона интересует современный протестантский мир. Как ни странно, первыми к иконе стали обра-щаться представители самых "ортодоксальных" направлений - лютеране, кальвинисты, реформаты. В этой среде сейчас наблюдается новый поворот к литургической эстетике, апофатическому богословию и к образному постижению слова. Значение Слова Божьего для протестантского сознания объяснять нет необходимости, фундаменталисты часто доходят до абсолютизации текста Св. Писания и почитания буквы в ущерб духа. Поэтому икона оказывается тем откровением Слова, которое избавляет от крайностей рационального восприятия Благой Вести. В некоторых протестантских конфессиях допускаются священные изображения, но только как иллюстрация текста. Человек при этом не молится, а рассматривает и вспоминает, или заучивает урок.

В протестантском мире, порвавшем с древними христианскими традициями, в том числе с иконописью, изображения обычно носят ложно-символический характер. Библейское событие под кистью художника превращается в туманную аллегорию, похожую на иллюстрацию к сказкам или басням. Например, Христос изображается в виде пингвина, питающего своего детеныша собственной кровью, вытекающей из груди. Такая "живопись" открывает широкий доступ для фантазии и вымысла, и в религиозном плане ведет к ложному мистицизму. "Басенная морализация" характерна для немецких гравюр эпохи реформации. Следует отметить, что эта живопись хотя и пыталась заполнить вакуум, создавшийся после протестантского иконоборчества, однако сама не претендовала на роль иконы. Гиперболизированная аллегория воспринимается православным сознанием как профанация святыни, почти карикатура.

Во все времена иконоборцы используют в своих аргументах вторую заповедь «Декалога» Моисея — “Не делай себе кумира и никакого изображения” и пророческие тексты, в которых запрещалось идолопоклонничество. Действительно, в Ветхом Завете существовал запрет на со­здание и почитание изображений. Это было исторически обус­ловлено условиями жизни богоизбранного народа, который на­ходился в языческом окружении. Но, с другой стороны, в Священном Писании имеются и тексты, которые косвенно свидетельствуют о другом, а именно о подобиях и образах, об изображениях, разрешенных Самим Богом, какими, например, являются изображения херувимов в Скинии и Храме. Например, Моисей по непосред­ственному указанию Божию изготовил медного змия, и этот змий много веков хранился во Святая Святых Иерусалимского храма. Над Ковчегом Завета, который тоже находился в Свя­тая Святых храма, также по непосредственному указанию Бо­жию были сделаны изображения двух херувимов: “…там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым” (Исх. 25:22). Таким образом, херувимы и Ковчег Завета были видимым образом невидимого Бога и отношение к этим видимым обра­зам безусловно предполагало благоговейное почитание. В Вет­хом Завете описывается случай поражения Озы, который за неблагоговейное прикосновение к Ковчегу Завета был пора­жен смертью (2 Цар. 6:7).

Библейский летописец очень подробно описывает сделанные для Соломонова храма изображения.

Какое же значение имели изображения херувимов, если ковчег завета был лишь знаком, символом Божьего присутствия, а они были изображениями живых разумных существ? “Представление, что изображения херувимов были лишь простыми украшениями, не имеющими никакого религиозного смысла и не требующими никакого религиозного почитания, неосновательно и неуместно” [4, стр. 407]. Потому что в скинии, устроенной Моисеем, по данному ему самим Богом образу, все имело высокорелигиозное значение, было предназначено служить славой единому Богу и потому требовало и подобающего себе благоговейного внимания и почитания. (Исх. 33:10) “Можно с уверенностью предположить, что к изображениям херувимов, занимающих самое почетное и видное место в скинии, также относились с необходимым уважением и почитанием” [3, стр. 203]. Наряду с этим символом в Ветхом Завете существуют откровения Бога в других образах. Там, где в Священном Писании говорится о законодательстве Синая, становится ясно, что Божия слава явилась израильскому народу в виде символов. Моисей говорит: “ ...гора горела огнем до самых небес, и была тьма, облако и мрак. И говорил Господь к вам из среды огня…”(Втор. 4:11-12). Эта картина Божьего явления могла быть изображена, но известны и другие явления Бога в более определенных образах и в виде человека. В том числе можно вспомнить видение Аврааму у дубравы Мамре (Быт. 18), встречу Иакова с Богом “…лицом к лицу” (Быт. 32:25-30), свидетельство Господа Бога о Моисее: “Устами к устам говорю Я с ним, и образ Господа он видит…” (Чис. 12:6-8). Очевидно, Бог являлся Моисею наяву, в определенном образе или виде. Господь являлся некоторым ветхозаветным персонажам в виде ангела в человеческом образе, а между прочим, из слов и действий Его было видно, что это сам Господь Бог.

Собственно богословие (т.е. богопознание) в значении, которое ему придают отцы Церкви, было скрыто от ветхозаветного Израиля до воплощения Сына. “В воплощении — основном догматическом событии христианства — «образ» и «богословие» связаны так тесно, что само выражение «богословие образа» может показаться почти плеоназмом, в случае, если мы считаем богословием познание Бога в Его Логосе, Единосущном образе Отца” [ 8, стр. 105]. Священные новозаветные книги содержат идею о Сыне Божьем как ипостасном образе Отца ( Евр. 1: 3; Кол. 1:15; 2 Кор. 4: 4). Воплотившийся Сын Божий назван “образом Бога” (2 Кор. 4:4), “образом невидимого Бога” (Кол. 1:15). В данном случае слово «образ» означает целостное, полное изображение невидимого через воплощение. Действительно, Бога никто никогда не видел, но Единородный Сын, Который в недрах Отца, Он Его объясняет после Своего воплощения. Поэтому на просьбу ап. Филиппа, чтобы Господь показал им Отца, Господь Иисус Христос ответил: “ Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? ” (Ин. 14: 9). Сын жив, естествен и неизменен в образе Отца. Отец и Сын соотносятся как Первообраз и Образ. Иными словами, только Сын есть подлинная икона Бога. Господь Иисус Христос в Новом Завете упоминает об изваянии, которое сделал Моисей, это изваяние является неким прообразом. “И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:14-15). Сам Господь упоминает об изваянии, которое сделал Моисей, это изваяние является неким прообразом. Нам отцы церкви прекрасно показывают, что это изображение было символом спасения, символом победы Христа над грехом. Если такой символ был допустим в Ветхом Завете, совершенно вопреки всему ветхозаветному учению, по воле Божией, если Господь Иисус Христос этот символ упоминает в беседе с учеником Никодимом, то мы должны отнестись к этому внимательно. В Новом Завете имеется чрезвычайно интересное свидетельство апостола Павла. Апостол Павел пишет галатам: “О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?  ” (Гал. 3:1) По мнению Иоанна Златоуста, этим ап. Павел хочет указать силу веры, которая может видеть и отдалённое. Не сказал он «распят», но «предначертан», ясно показывая тем, что они очами веры видели это (т.е. распятие) гораздо лучше, чем некоторые из присутствующих там (в Иерусалиме) и смотревших на совершавшееся перед ними. Многие из этих последних (в Иерусалиме), видя всё это собственными глазами, не получили никакой пользы, а те, хотя и не увидели собственными глазами, силою веры увидели ещё яснее. Согласно учению Церкви смысл и значение образа напрямую происходит из учения о Боговоплощении.

Вы помните, что головотяжи ап. Павла (платочки, покрывала) налагали на больных, и больные тоже ис-целялись - предметами. Это, на первый взгляд, не имеет прямого отношения к иконопочитанию, но имеет отношение к почитанию реликвий. А почитание икон и почитание реликвий тесно связаны между собой. И вот такое почитание реликвий, чудеса от реликвий, мы видим в Деяниях Апостолов.

3. Раннехристианское искусство. Росписи катакомб, их символическое значение. Первые исследователи катакомб. Рельефные изображения на саркофагах. Языческие мотивы в росписях катакомб. Ранние христианские апологеты об античном и христианском искусстве. Символика креста.

Искусство древних христиан I – III веков

Христианство – своим направлением, своими небесными истинами, своим великими событиями – с момента своего появления должно было оказать благодатное влияние на все искусства. Божественная личность Господа Иисуса, озарившего Своим пришествием весь мир, учение веры с ее символикою, разнообразие Священной Истории, как Ветхого, так и Нового Завета, создали благодатный запас художественных идей, много превышающий языческие образы.

Евангелие святого Иоанна Богослова можно назвать евангелием для живописцев, ибо в нем представлены прекрасные, действительно, живописные образы доброго Пастыря, виноградника Господня, Тайной вечери, страданий, смерти и Воскресения Господа. Много подобного мы находим и у Святого евангелиста Луки. Церковное предание говорит о том, что евангелист Лука был мастером живописного дела и написал несколько образов Пресвятой Богородицы.( Церковное предание указывает на существование иконы Спасителя еще при Его жизни. Об этом повествует прп. Иоанн Дамаскин (Точное изложение Православной Веры, гл. 16)

Уже с самых первых времен появления христианства порой раздавался голос, укоряющий в том, что христианство уничтожает или стесняет искусства. Это высказывали Цельс, Лукиан, Юлиан, Ливаний и др. Однако Церковь никогда не допускала никакого пренебрежения или стеснения человеческого искусства. Подобные обвинения, главным образом, должны относиться к еретикам первых веков. Секты назореев, евионитов, монтанистов считали искусство живописи и скульптуры изобретением лукавого с целью ослеплять и увлекать людей.

Христова Церковь с самого начала своего бытия была покровительницей и защитительницей искусств. Если в первое время Церковь достаточно осторожно относилась к различным священным изображениям – то происходило это, в основном, от предосторожности, весьма уместной по отношению к новообращенным из язычества: чтобы творение не затмило Творца, святое не обесчестили прикосновением нечистых рук, и образ не приняли за одно с Образуемым. Но это столь же мало свидетельствует о нерасположении христианства к искусству, как и случай изложенный в Деяниях Апостольских (16, 23), когда в Эфесе все серебряники поднялись против Павла и проповедуемого им учения, потому что для них стало очевидным, что с падением культа поклонения Диане, они потерпят большой финансовый убыток. Несправедливо было бы вменить в вину Христианской Церкви и случаи, когда, по достижении торжества христианства и окончательном падении язычества, некоторые ревнители разрушали или позволяли разрушать храмы и произведения языческого искусства. Как правило, происходило это по воле императоров, стремившихся как можно скорее покончить с языческим прошлым - но никак не являло собою голос и волю Церкви.

В первое время своего существования Христианская Церковь мало занималась художествами. Причина здесь, прежде всего, кроется в особом, гонимом положении Церкви. Как могли развиваться художества, когда Церковь подвергалась жестокому преследованию, и малейший видимый знак мог выдать христианина и целую общину в руки врагов? (В Истории Церкви Евсевия епископа Кесарийского мы находим, например, следующую фразу: «Я видел множество портретов Спасителя, Петра и Павла, которые таким образом сохранились до нашего времени». Перед этим Евсевий подробно останавливается на описании статуи Спасителя, виденной им в городе Панеаде (Кесарии Филиповой в Палестине), воздвигнутой кровоточивой женой, исцеленной Спасителем)

Неблагоприятные обстоятельства, сопровождавшие появление Христианской Церкви, в первое время не позволяли думать даже о весьма скромных памятниках зодчества. В век апостольский и много времени спустя дома верующих служили местами христианских богослужебных собраний. Часто для этой цели отводили самую лучшую, в богатых домах – верхнюю комнату (горницу) (Деян. 1, 13; 20, 8). С наступлением гонений местами молитвенных собраний стали пещеры, подземные катакомбы и даже темницы.

Наиболее полную картину древних христианских общественных собраний (храмов) представляют собой подземные катакомбы – кладбища (Iocus religiosus). Большей известностью из сохранившихся до нашего времени пользуются Римские катакомбы (общая протяженность составляет более 700 км.). Известны катакомбы в Палестине, Африке, Центральной Азии, Кипре, Сирии. В Риме известно 42 катакомбы; из них: 26 больших, 11 малых, 5 возникших после торжества христианства.

В целом, искусство первохристианское есть, прежде всего, искусство вероучительное. Тематика росписей, как чисто символическая, так и сюжетная, как правило, соответствует священным текстам: ветхозаветным, новозаветным, богослужебным и святоотеческим.

ПЕРИОД I-III ВВ

Христианское искусство зарождалось в определенное время на определенном фоне, который не мог не влиять на христианских живописцев. Христиане не копировали, не следовали прямо, но определенные черты раннего искусства родились именно вследствие общения с языческими образцами.

Предание – Нерукотворный Образ. Спас на чрепице (на черепице). В 10 в Образ был перенесен в Константинополь. Это предание сохранилось с 3 в. В 6 в это уже авторитетное повествование (доиконо-борческий период).

Плат Вероники. Вероника – кровоточивая жена, края подала Христу, идущему на крестную смерть, плат. На плате изобразился образ в терновом венце.

Есть мнение (еп.Василий Родзянко), что Нерукотворный Образ – Туринская Плащаница. Есть пре-дание о древних изображениях Христа (рукотворных) – скульптура Христа в г.Панеане, М.А., изобра-жение Христа и преклонившейся Вероники, о ней пишет в 4 в Евсевий Кесарийский - “язычникам было свойственно так благодарить благодетелей”. Евсевий признает факты чудотворения – народ рвал траву вокруг статуи и исцелялся. Были иконы Христа 4, 5 в, но они не сохранились..

Предания об иконах Пресвятой Богородицы. Повествование есть о написании только одной ико-ны. В Русской Церкви предание говорит о 3, 10, на западе – 21 иконах, написанных ев.Лукой. Уже в 6 в об этой иконе есть свидетельства. Сейчас мы не можем показать эту икону. Владимирская икона по кра-сочному слою – 12 в. возможно, это список с иконы ев.Луки, м.б.она написана на той же доске.

Предание о нерукотворной иконе Б.М. - [Лиддской] (Римской). О ней свидетельствует св.Германа Конст., 8 в.

Собственно древнейшее церковное искусство не сохранилось. Это было вызвано гонением на Церковь, многое было утрачено или вообще изображений в храмах не делалось.

Эльвирский собор 302-304 гг, правило 34 - “да не будет в церквах живописных изображений”. Имеется в виду живопись на стенах. Храм м.б.разрушен при гонении. Чтобы не подвергнуть поруганию святыни, собор постановил не делать изображений на стенах. В периоды мекжду гонениями строились отдельные храмы, руины дошли до нас.

Искусство скульптуры, бывшее в употреблении в античности, теперь перестает быть актуальным. В этот период создается очень мало скульптур. Например, скульптура Христа в Панаде – 1-3 вв, но в целом отношение к скульптуре неготивное, количество их у ранних христиан незначительное.

Римские катакомбы представляют собой совершенно поразительные коридоры подземные, достигающие пяти этажей вглубь. Протяжённость их чрезвычайна велика: если римские катакомбы вытянуть в линию, то их протяжённость будет около 1000 километров. Кроме Рима катакомбы существуют в Неаполе, в Египте, в Палестине, но именно в римских катакомбах избежало уничтожения и сохранилось наибольшее количество первохристианских памятников. Римские катакомбы сохранили рисунки на своих стенах, свидетельствующие, что библейский символизм находил выражение в живописном и графическом исполнении. Рыба, якорь, кораблик, птицы с оливковыми ветвями в клюве, виноградная лоза, монограмма Христа и т.д. - эти знаки несли в себе основные понятия христианства. Для выражения своего учения первохристианская Церковь привлекает и языческие символы, и некоторые сюжеты греко-римской мифологии. Она пользуется формами античного искусства, греческого и римского, наполняет их новым содержанием, и от этого нового содержания изменяются и самые эти формы. Постепенно христианская культура осваивала язык античной культуры, по мере разложения последней христианские апологеты все меньше опасались ассимиляции христианства античным миром. Язык античной философии хорошо подошел для изложения догматов христианской веры, для богословия. Язык позднеантичного искусства на первых порах оказался приемлемым для христианского изобразительного искусства.

Все изображения (живопись) катакомб обычно разделяют на: 1) символическую (якорь, голубь, феникс, павлин, агнец), 2) аллегорическую («Притча о 10 девах», «Добрый Пастырь»), 3) историческую («Ноев ковчег», «Даниил во рве львином», «Поклонение волхвов»), 4) литургическую (плавающие рыбы, на спинах которых находятся корзины с хлебами), 5) изображения Христа (условное изображение в виде юноши) и Богородицы.( Образ Богоматери достаточно устойчив с самых первых времен христианства. Богородица часто изображалась с Младенцем на руках в образе смиренной и кроткой женщины. Древнейшим фресковым образцом изображающим Богоматерь является роспись в катакомбах Прискиллы (I-II вв.), фреска в катакомбах Маркеллина и Петра (начало III в.), фреска в катакомбах Агнии (IV-V вв.). Отличительная черта всех этих изображений состоит в том, что они находятся, в большей или меньшей степени, под влиянием античной школы и, потому, являются свободными произведениями художественного творчества – отсюда их яркая индивидуальность) Большинство изображений катакомб носит символический характер. При выборе символических изображений, христиане опирались отчасти на творения свт. Климента Александрийского, который первым из отцов указал на удобство египетских иероглифов для изображения христианских образов (голубь, рыба, корабль, лира, якорь, птица). Но самым древним символом доныне остается крест. В катакомбах он часто скрывался под видом буквы «Х» или еврейской буквы «Т». Только в памятниках искусства, начиная со времени Феодосия Великого (379-395 гг.), появляется прямое изображение знамения креста.

Искусство катакомб прежде всего искусство вероучительное. Тематика росписей, как чисто символическая, так и сюжетная, в большинстве соответствует священным текстам, ветхозаветным, новозаветным, богослужебным и святоотеческим.

Первые христиане употребляли прежде всего библейские символы, как агнец, Ноев ковчег и т.д. но когда в Церковь стали входить язычники, эти символы оказались им чуждыми и часто малопонятными. Тогда, чтобы приблизить их к постижению истины, Церковь приняла некоторые языческие символы, способные передать её учение. Но, принимая эти символы, Церковь очищала их от языческого содержания, восстанавливая их первоначальный глубокий смысл, который к этому времени был в значительной степени утерян, и использовала их для выражения совершившегося дела спасения.

Наряду с редкими непосредственными изображениями Христа мы находим множество изображений и символических, как написанных красками в катакомбах, так и барельефных на саркофагах. Из тех, которые прибегают к человеческому образу, на первом месте стоит изображение Доброго Пастыря, которое появляется уже в первом веке. Например, на саркофагах знатных людей появляется сюжет "Добрый Пастырь" - это аллегорическое изображение Христа является знаком принадлежности этих людей к новой вере. Образ тесно связан с символом агнца и основан на библейских текстах. Так пророки Иезекииль (гл.34) и Давид (пс.22) представляют Израиль как стадо овец, Пастырем которого является Бог. И Христос применяет этот образ к Самому Себе: "Я есмь пастырь добрый; " (Ин. 10.14) или "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. " (Мф. 15.24). восприняв этот иконографический тип, христианство вложило в него определённое догматическое содержание: Добрый Пастырь - воплощённый Бог - несёт на Себе заблудшую овцу - падшую человеческую природу и сочетает её со Своей Божественной славой. Здесь поясняется действие Христа, а не показывается Его исторический облик. Облик этот ни в коем случае нельзя смешивать с образом Христа Отрока - Эммануила.

Из античной мифологии взят другой, сравнительно редкий символический образ Христа в виде Орфея, игрой на лире чарующего диких зверей. Символ этот часто встречается в писаниях древних авторов, начиная с Климента Александрийского: как Орфей укрощал своей лирой диких зверей, очаровывал горы и деревья, так Христос привлекает людей через Своё Божественное слово и покоряет стихии.

Даже сюжеты, которые могут с первого взгляда показаться декоративными, имеют скрытый смысл, как, например, виноградная лоза, очень часто встречающаяся в первохристианских росписях. Это образная форма, соответствующая словам Спасителя : " Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. " (Ин.15. 4-5). И слова эти, и соответствующее им изображение имеют двойной смысл. Изображение лозы и её ветвей указывает на Христа и Его Церковь: "Я есмь лоза, а вы ветви".но чаще всего встречается изображение лозы с гроздьями винограда: или сбор винограда, или птицы, клюющие гроздья. Такие изображения имеют целью указать христианам на центральное Таинство Церкви - Евхаристию. "Виноград даёт вино, как Слово дало Свою кровь", - пишет Климент Александрийский. Люди или клюющие гроздь птицы представляют христиан, питающихся Телом и Кровью Христовыми.

Одним из наиболее распространенных символов первых веков была рыба (у примитивных народов рыба символ плодовитости, у римлян начала эры она превратилась в эротический символ). Принятию христианами этого символа способствовало то, что рыба играет большую роль в евангельском повествовании. Сам Спаситель неоднократно пользовался образом рыбы и рыбной ловли. Обращаясь к рыбакам, Он, естественно, употреблял образы им близкие и понятные, и, призывая их к апостольскому служению называл их "ловцами человеков" (Мф. 4.19; Мк. 1.17). Но широкое распространение этого символа в христианстве имело и другое основание, а именно: значение пяти букв, из которых состоит греческое слово рыба - Ichthus (Ichthus - "рыба" греч., Iesous Christos Theou Uios Soter - Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель). Образ этот встречается повсюду: и в стенных росписях, и на саркофагах, и в надгробных надписях, и на отдельных предметах. Маленьких рыбок из металла, стекла, перламутра или камня христиане носили на шее, как мы носим нательный крестик, с надписью "спаси" или "да спасёшь". Итак первое и основное значение рыбы - это Сам Христос. Некоторые древние авторы называют Его "небесной рыбой". Чтобы показать, что церковь основывается на Христе, изображают корабль, покоящийся на спине рыбы. Христос посреди христиан изображался в виде большой рыбы, окружённой маленькими. Более того в изображениях и письменных источниках, употребляющих символ, рыбы, подчёркивается евхаристическое значение этого символа. Когда изображается таинство Евхаристии, в виде трапезы, совершения самого таинства или же чистого символа, рядом с хлебом обязательно изображалась рыба. Между тем рыба никогда не употреблялась при совершении таинства Евхаристии. Она лишь указывала на значение хлеба и вина.

Другим распространённым символическим изображением Спасителя был Его ветхозаветный прообраз - агнец, изображение которого появляется в христианском искусстве с I века. Этот символ распространялся как и рыбы распространялся прежде всего на Самого Христа, на христиан вообще, и в первую очередь на Апостолов. Агнцы, пьющие воду из горных источников, указывают на утоление жажды душ человеческих живой водой евангельского учения. Если агнца было два, то это указывало на Церковь из израильтян и Церковь из язычников.

Изображения Богоматери в катакомбах почти так же многочисленны, как изображения Спасителя. Но в то время, как Христос часто изображается символически, Богоматерь всегда изображается прямо и непосредственно. Наиболее древнее дошедшее до нас Её изображение относится ко II в. Часто изображается Она и одна в виде Оранты, то есть с воздетыми в молитве руками. Такое изображение подчёркивает Её роль Предстательницы пред Богом за Церковь и за мир, и в таком именно виде и изображается Она на многочисленных найденных в катакомбах донышках богослужебных сосудов. Иногда рядом с Ней изображаются Апостолы Петр и Павел, иногда Её мать, святая Анна. Роль Её особенно подчёркивается в сцене поклонения волхвов. В римских катакомбах до сих пор открыто не менее 12 изображений поклонения волхвов, восходящих ко II- IV векам. Богоматерь всегда сидит, держа Младенца на коленях и вместе с Ним принимая поклонение, что особенно подчёркивает Её достоинство Матери Божией. Этими изображениями христиане подчеркивали место в Церкви христиан из язычников и законность их служения наряду с христианами из народа израильского.

Наряду с изображениями, прямыми или символическими, Спасителя и Божией Матери, мы видим в катакомбах и изображения Апостолов, пророков, мучеников, а также образы Ангелов, т.е. всё разнообразие христианской иконографии.

В искусстве катакомб мы находим основной принцип церковного искусства. В катакомбах уже с первых веков появляется новый стиль искусства, свойственный христианству. Искусство это передаёт учение Церкви и соответствует священным текстам. В соответствии с этим и цель его в том чтобы на проблематику повседневной жизни дать евангельский ответ. Нигде в катакомбах мы не встречаем изображений бытового или психологического характера, в катакомбах до сих пор не найдено ни одной сцены мучений. Ещё одна черта, характерная для христианского искусства: образ сводится к минимуму деталей при максимуме выразительности. Этот лаконизм, эта скупость в средствах выражения также соответствует лаконичному и сдержанному повествованию Евангелия. Символика этого времени представляет собой стройную систему, проникнутую благовестием о тайне спасения.

Ветхозаветные и евангельские изображения в катакомбах.

Первые христиане употребляли прежде всего библейские символы, как агнец, Ноев ковчег при этом ветхозаветные символы наполнялись как правило новым евангельским содержанием.

Одним из наиболее распространенных символов первых веков была рыба, ко-торая играет большую роль в евангельском повествовании. Сам спаситель неодно-кратно пользовался образом рыбы и рыбной ловли. Обращаяясь к рыбакам, Он есте-ственно употреблял образы, им близкие и понятные, и, призывая их к апостольскому служению, называл их «ловцами человеков» (Мф. 4, 19). Царствие Божие уподобля-ется Им сети, полной всякого рода рыбами. С рыбой сравниваются и небесные блага (Мф. 7, 9-11, 13, 47-48).

Ветхозаветные образы катакомб:

- Три отрока в огненной пещи – символизируют Троицу, Воскресение Христа, победу над смертью, вечную жизнь.

- Первое изображение Троицы: Авраам принимает трех странников – 4в.

- Даниил с распростертыми руками.

- Самсон, побивающий филистимлян.

- Лествица Иаковлева.

- Жертвоприношение Авраама.

- Путешествие Ионы в чреве кита. Крест изображен в виде мачты.

Древнейшие изображения Спасителя.

Церковное предание утверждает, что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это образ, который мы знаем как Нерукотворный Спас. История происхождения первого образа Христова передается нам прежде всего тек-стами службы Нерукотворному Спасу 16 августа: Едесский царь Авгарь болной проказой послал ко Христу своего архивария Ананию с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Анания был художником и Авгарь поручил ему написать образ Христа, если сам Он не сможет прийти. Христос, видя что Ана-ния пытается Его изобразить, потребовал воды, умылся и вытер Свой лик платом на котором отпечатался Его образ, и которым исцелился едесский царь.

Первый исторический образ Христа был найден в катакомбах Понтиана (4в.) – это привычный нам образ Христа как 30-ти летнего мужчины, носящего бороду. По-явление его связано с тем, что в 4-м век Константин и Елена обретают крест Госпо-день. В этой связи оживились исторические представления, возникло желание при-близить образ Христа к человеку.

Значение античного искусства для возникновения и развития церков-ных искусств области архитектуры, градостроительства и строительных наук.

Архитектурной основой возводимых церквей послужили хорошо известные в рим-ской архитектуре здания базилики, обычно трехнефовые сооружения с особым пье-десталом около одной из длинных сторон здания. Для целей богослужения тради-ционная форма базилики была переработана, ее интерьер перестроен. Из этой пер-строенной формы впоследствии был выработан особый тип христианского храма, но с сохранением прежнего античного названия «базилика».

Базилики представляли собой вытянутые прямоугольники с двумя открытыми галереями-кораблями (нефами) по бокам. Нефы обрамлялись рядом стройных ко-лонн. Там же находились комнаты для уединенной молитвы. По образцу иерусалим-ского храма в передней (восточной) части базилики находилось алтарное простран-ство, перед которым возвышалась арка. Углубление за алтарем (апсида) было от-крытым или задергивалось завесой. Центральную часть храма занимал неф, куда во время службы допускались крещеные, а в западной части (портике) находились ог-лашенные, то есть те, кто готовился принять таинство крещения. Крышу базилики венчали обычные гладкие скаты. Чаще всего форма такой базилики была крестооб-разной.

Кроме продолговатой, вытянутой формы, в христианской архитектуре рано утвердился тип храма круглой формы — ротонды, со сводчатым потолком и купо-лом сверху. Такая форма храма также являлась наследием античности;

В храмовой архитектуре широко использовались усовершенствованные рим-скими строителями элементы греческой ордерной системы. Широко используя строечно-балочные конструкции, основные греческие ордера, зодчие внедряли но-вые строительные приемы – своды, купола, арки, столбы. Использовались разные типы ордерной системы – дорический, ионический, коринфский – в рамках одного сооружения. Был разработан смешанный, так называемый композитный ордер и создана новая конструкция – ордерная аркада (арка поставленная на колонны).

Тертуллиан и другие раннехристианские писатели о изображе-ниях.

Отвращение первых христиан к искусству основывается в совр. Науке на тек-стах неск.древ.писат.( Тертуллиан (160-240), Климент Александрийский (150-216), Ориген(185), Евсевий Кесарийский(265-339), Минуциус Феликс (П или Ш век), Ар-новий(255) и Лактанций (240),к-рые именуются в таких случаях Отцами церкви и к-рые явл. Противниками христ.иск-ва.Здесь необходимо сделать оговорку: поскольку употребляется церк.термин Отцы церкви, то не следует отклоняться от его значения. Но,несмотря на то уважение, с к-рым Церковь относ. к нек. из древ. авторов, осно-воположных для аргументации ученых (Тертуллиан, Ориген, Евсевий Кесарийский), она не считает их вполне православными. Тертуллиан, несмотря на то , что был бле-стящим апологетом и исповедником христианства, кончил свою жизнь в монтанист-ской секте, и сочинение «О целомудрии», в кот. Он протестует против нек.изображений, было написано, когда он уже ушел из Церкви. Ориген был осуж-ден 5 Всел.Соб. Евсевий, склонный к арианству, был также оригенистом. Т.о., Церк-ви припис. то, что она своим не считает. Даже если эти авторы и боролись бы про-тив христ.иск-ва, их писания не могут рассм. Как голос Церкви, а лишь как их част-ное мнение или как отраж.нек.враждеб. образу течений внутри Церкви. Св.Отцами писателей этих считать никак нельзя. Те, кто именует их Отцами Церкви, тем самым отождествл. Их позицию с позицеией Церкви, голосом кот. они якобы явл. Отсюда и вывод. Заключение, что сама Церковь боролась с изображениями из страха перед идолопоклонством.

«Христ.иск-во род. вне Церкви, - читаем мы, - и, по крайней мере вначале, развивалось почти против ее воли. Христианство, вышедшее из иудейства, было ес-тественно, как и религия, из кот. оно произошло, враждебно всякому идолопоклон-ству». Отсюда вывод : «Т.о., христ.иск-во создала не Церковь. По-видимому, она недолго сохраняла к нему равнодушное и незаинт. отнош., приняв иск-во, она,несомненно, его в нек.мере регламентировала, но своим возникновением оно обязано инициативе верующих». Проникновение образа в христ.культ рассматр. Здесь как явление, происшедшее в лучшем случае благодаря нерешительности и ко-лебаниям иерархии перед этой «паганизацией» христианства.. Если иск-во появи-лось в Церкви, то произошло это помимо ее воли. «Мы, вероятно, не ошибемся, ес-ли отнесем общий переворот в позиции Церкви по отношению к изображениям к периоду между 350 -450 гг.», - пишет Т.Клаузер. Итак, в глазах совр.ученых Цер-ковь, отожд. С иерархией и духовенством, противопост. Верующим, и именно эти последние навязали образ иерархии. Но такое отожд. Церкви с одной только иерар-хией противоречит понятию Церкви, каким оно было в первые века христианства и каким осталось в Православии. Именно духовенство и миряне вместе составляют тело Церкви.

Что касается древних писателей, то даже если признать, что они действ. боролись против изображений (как,напр.,Евсевий), то уже самый факт противобор-ства доказывает и существование и важную роль изображений в христианстве, ибо нельзя бороться с тем, чего нет , и незачем бороться против того, что не имеет зна-чения. Но большинство приводимых авторов, протестуя против изображений, име-ют ввиду определенно образы языческие. Так, Климент Александрийский, к-рый считается среди них наиболее непримиримым, пишет: «Искусство обманывает и обольщает, увлекая если не к любви, то во всяком случае к уважению и почитанию статуй и картин. Ибо то же действительно и для живописи. Можно хвалить это иск-во, но пусть оно не обманывает человека, выдывая себя за истину». Итак, Климент гов.лишь об изображениях, кот.обольщают и обманывают, выдав. Себя за истину, т.е. борется против изображений ложных. В другом же месте он пишет: «Нам раз-решается иметь кольцо, служащее печатью. Изображения , выгравир.на нем, долж-ны быть предпочтительно голубь, рыба, быстрый корабль под надутыми парусами, можно изображдть на нем даже лиру Пликрата или якорь, как Селевк, наконец, ры-бака у берега моря, вид к-рого напомнит нам Апостола и детей, вынимаемых из во-ды». Все перечисл.изобр. явл. Христ. Символами. Итак, ясно, что в глазах Климен-та сущ.два совершенно различных рода изобр.: одни полезны для христиан, другие ложны и неприемлемы. Сам Климент подтверждает это тем, что порицает христиан, изображающ.на своих печатях языч.богов, мечи и стрелы богини войны, бокалы Вакха и проч.предметы,несовмест. с христианством. Все это показыв. У Климента мудрое и осторожное отношение к иск-ву. Правда, он гов.лишь о светском употреб-лении последнего, не упоминая культовой его роли , и отношение его к ней неиз-вестно.

Историк иск-ва Н.Покровский пишет: « След., ответы апологетов ничего не гов. о принцип.предубежд. христиан против изобр., а свид. лишь о недост. рас-простр.их в то время .» И действ., если бы христиане не принимали в принципе ни-каких изображений, то мы не имели бы памятников христ. иск-ва первых веков, кот. найдены как раз в местах собраний христиан. С другой стороны, распростране-ние изображений в последующ.века было бы явл.непонятным и необъяснимым, если бы они не сущ.раньше.

Но сущ.еще один текст,кот.неизменно цитируется в кач. док. враж-деб.Церкви к изобр. Это 36 прав.Помест.Собора в Эльвире (Испания) ок.300г. Прав.это гласит: « Изволися нам чтобы живописных изобр. не было в Церкви и чтобы то, что почитаемо и поклоняемо , не было изображено на стенах». Однако, если мы без предвзятости вдум.в смысл этого текста, мы увидим, что он совсем не столь неоспорим, как его пытаются представить. Как мы видим, речь идет лишь об изобр. на стенах, т.е. о монументальной живописи, составл.одно целое со зданием храма, но ничего не гов.о другого рода изобр. Не следует ли видеть в его 36 прав.скорее попытку оградить святыню от поругания?

Символика креста в раннехристианском иск-ве.

Крест – это распятие, орудие страданий Христовых, но учители Церкви, бого-словы, церковный писатели гов.нам ,что крест – это не только нек-рый де-рев.предмет, на кот. Иисус Христос был распят. Крест есть символ, и символ необы-чайно глубокий, охватывающий , по существу, весь мир. У П.Флоренского «Из бо-гословского наследия» много гов.о символике креста. Флоренский гов.о том, что Голгофа, по его мнению, есть нек-рый центр мира. «Не образно, а географически мы координируемся в пространстве в отношении Голгофы, средоточия всех средо-точий, первоначала всех координатный начал.Воистину крест – Христов.»

Т.о., голгофский Крест – это символ мира, строение мира. Свою мысль Флоренский подтверждает цитатой из Василия Великого: «По образу Креста сотво-рен весь мир. Прежде дерев.креста ворздвигнут был целому миру мысленный крест, в центре кот.соприкасаются четыре части Вселенной и сила кот., заключающаяся в центре, проходит в эти четыре части.» Дальше Флоренский приводит цитату из блаж.Иеронима: «Крест - общая для всех движений форма. Эта форма дала вид всему миру». Он тоже рассматривает крест как обобщающую форму всего живого.

«Крест есть величайший символ силы и власти Христовой, - гов. Иустин Философ.

«Амвросий Медиоланский: «Велико таинство Креста , и по нашему пред-ставлению сам мир спасается сим знамением. … И также самое небо расположено по образу сего знамения. Делясь на четыре стороны : Восток, Запад, Юг,Север, - оно как бы сдерживается четырьмя углами креста. Само положение человека с подня-тыми руками являет крест. Вот почему нам заповедуется молиться с воздетыми ру-ками, дабы мы самим движением наших членов исповедывали страсть Господню, потому что наша молитва вскоре услышана, когда и тело наше подражает Кресту».

Прот.Всеволод Шпиллер гов., что Крест –это образ любви Божией, которая предвечно существует в Самом Божестве».

Главным для христиан было то, что Крест – это орудие казни. И для языч-ников главным было то, что это орудие казни. А вся человеческая символика была второстепенной. Вот именно поэтому христиане и язычники не могли найти здесь общую почву. Крест их разделил, потому что обе стороны видели в нем прежде все-го орудие казни. И потому крест вызывал насмешки у язычников.

Одно из древнейших изображений креста в Риме 2 века, в Палатинском дворце, представляет собой трехконечный крест на стене дворца, и на этом кресте изорбражена человеч.фигура с ослиной головой. Это одно из древнейших изображе-ний креста, даже распятия. Это насмешка над христианами.

Самое древнейшее изобр.христ.Креста такое. Этот Крест дат.134г. Это так называемая Пальмирская надпись,г.Пальмира в Сирии. Там была открыта надпись с таким текстом: «Тому, имя Которого благословенно в вечности». Само изобр.креста нах.в конце надписи и перед датой,т.е., изобр. два креста. По мнению исслед. – это несомненно изобр.креста ва креста.

Представл. интерес, как соед.образ креста с образом Распятого Христа, как появл.распятие. До недавнего времени ученые считали, что распятие появ. до-вольно поздно – где-то ок.4в.Проф.Голубцов приводит очень инт.данные в по-явл.распятия в связи с борьбой против ересей. Древнейшее описание распятия сод.у Анастасия Синаита . Это 6 век. Он пишет, что сделав изобр.распятия, прикладывает к рукописи и просит перерисовать и почитать это изображение.

Была найдена гемма,дат. 2-3 вв. Она была опубл. В одном зарубеж.словаре. На этой сердоликовой гемме изобр. распятый Иисус Христос с Богоматерью и Иоанном Предтечей, с нимбом и с лучами. Тело Господа обнаженное и изогнутое.

Кресты и распятия

В этот период, как в частной христианской жизни, так и в Церкви широкое распространение (почти такое же, как во втором столетии) получил крест как символ искупления, а также нанесение крестов на лоб, рот, грудь и даже на одежду. Зачастую это использовалось и в суеверных целях. Прозвище "молящиеся кресту", которое язычники дали христианам во времена Тертуллиана, во многих случаях оправдывало себя. Теперь, когда Церковь стала царством, наряду с простыми деревянными крестами стали изготовляться серебряные и золотые кресты, иногда роскошно украшенные жемчугом и драгоценными камнями. (Форма креста была разной. Крест crux decussata имел форму "X" (он назывался крестом св. Андрея, т. к. согласно легенде апостол умер на таком кресте); cruz commissa имел форму "T"; cruz immissa имел либо форму "+" (православный крест), либо форму "†" (католический крест).

В конце рассматриваемого периода мы впервые встречаем распятие, т. е. не просто крест, а крест с распятым Спасителем. В пятом веке появились кресты с фигуркой агнца, а иногда и бюста Христа, прикреплёнными к верхней или нижней части креста. Позднее на смену им пришли кресты со скульптурным изображением Христа. Константинопольский собор (Quinisextum) в 692 году постановил в 82-ом каноне: "Отныне вместо изображения агнца на образах будет изображение Христа". Но впоследствии Восточная Церковь запретила все скульптурные изображения, в том числе и распятия, признавая только живописное изображение Христа и святых. Первые католические распятия были безвкусны и оскорбительны для религиозного чувства, но позднее, в период своего рассвета, католическое искусство сумело выразить в скульптурном изображении страдающего и умирающего Искупителя; Его величайшие и святейшие муки с высочайшим достоинством. В Средние века на распятии также размещались и другие фигурки: Дева Мария, Иоанн, солдат и кающаяся Мария Магдалина, стоящая на коленях и обнимающая крест.