logo search
История религий

Первобытные формы религии и их особенности

Термин «форма религии» в отношении первобытных обществ был разработан советской этнографической науки и в частности большой вклад в разработку данной категории и в изучение конкретных ранних форм религии был сделан Токаревым. Под формой религии Токарев предлагает понимать определенную совокупность связанных между собой верований и обрядов, которые определенным образом отражают тип общественных отношений или какой либо вид человеческой деятельности.

Перед исследователями стоит несколько важных вопросов, которые касаются во первых времени появления религиозной жизни, во вторых важной проблемой является вопрос о том, какие формы религии более ранние, а какие сформировались позднее, третий вопрос – сущность этих форм религии.

Сложение религиозной жизни в виде погребального обряда и тотемизма вероятно можно отнести к эпохе жизни неандертальцев, но достоверно погребальный обряд фиксируется примерно со 100тысяч лет назад. Поэтому исследователи отмечают, что зарождение религиозной жизни произошло позднее, чем стали формироваться физиологические типы людей («хомохабилес», «хомоэбилес»).

На протяжении двух столетий исследователи по мере изучения первобытных верований приходили к выводу, что наиболее древними формами религии были анимизм; другие говорили, что это фетишизм; третьи говорили что тотемизм; четвертые – погребальный обряд как форма религии; пятые – магия.

С точки зрения современной науки, наиболее ранними формами религии являются погребальный обряд и тотемизм.

Погребальный обряд – это совокупность действий и верований, связанных с процессом погребения умершего человека или животного. С точки зрения исследователей, формирование погребальной обрядности обусловлено двумя основными факторам: первый – стремление избавиться от тела умершего человека из чувства дискомфорта, страха перед умершим; второе – горечь утраты близкого и желание вновь с ним встретиться.

Существует несколько основных типов погребений:

В погребальном обряде важную роль играют такие элементы как погребальное сооружение, сопроводительный инвентарь, как правило, особенности погребального инвентаря в древности и средневековье отражали социальный статус и имущественное положение умершего. Важное значение погребального обряда, если оно совершено по традиции ингумации, имеет положение тела умершего в могиле и его ориентация либо относительно сторон горизонта, либо относительно каких-то географических и иных объектов.

Всё разнообразие погребальной обрядности и всей её составляющей направлены на то, чтобы обеспечить благоприятный переход души умершего или иной субстанции в загробный мир.

С погребальным обрядом очень тесно связан поминальный обряд и поэтому очень часто исследователи используют термин «погребально-поминальная обрядность», поскольку это понятие отражает единый цикл, направленный на благоприятный переход души умершего в иной мир. Весь этот погребально-поминальный цикл может охватывать период от нескольких дней до одного года.

Тотемизм – изучению тотемизма посвящено большое количество научной литературы, и данная форма религии является одной из наиболее дискуссионных в отечественном и зарубежном религиоведении. Сам термин «тотемизм» происходит от слова «ототеман», что в переводе с языка североамериканских индейцев означает «его род». В научный обиход этот термин впервые был введен в конце XVIII века, когда в 1791г английский путешественник Дж. Лонг опубликовал книгу под названием «Путешествия и странствия индийского переводчика и купца». Правда в этой книге он дал несколько ложное толкование данному термину, считая, что тотем обозначает духа покровителя отдельного человека, который является ему в виде животного. Более дасканально и более научно проблема тотемизма стала изучаться во 2й половине XIX столетия, в частности в 1870году Дж. Мак-Ленан опубликовал свою знаменитую работу о почитании животных и растений и именнов этой работе прозвучал не «тотем», а термин «тотемизм» и в этой книге ученый сделал вывод о том, что тотемизм – это особая стадия, которую прошли все народы и сущность его представления тетемизма заключалась в поклонении животным и растениям.

С критикой концепции Мак-Ленона выступил английский исследователь Тайлор, по мнению Тайлора тотемизм нельзя сводить к простому поклонению животным и растениям, как это делал Мак-Ленон. В целом Тайлор утверждал, что он обнаружил в тотемизме стремление человека классифицировать мир и его предметы, поэтому в целом Тайлор рассматривал тотемизм как отношения между определенным видом животного и племени (социальный организм), кроме того, Тайлор был против того, чтобы считать тотемизм основой религиозной жизни человечества и не случайно Тайлор сформулировал свою концепцию, согласно которой самой ранней формой религии является анемизм, то есть воодушевление всего окружающего мира. В тоже время и Мак-Ленан и Тайлор, не смотря на различные взгляды, справедливо отметили, что в тотемизме человек переносит на всю природу черты собственного общественного устройства, поэтому тотемизм имеет не только религиозный, но и социальный аспект. Наибольший вклад в разработку теории тотемизма внёс еще один английский исследователь – Дж. Фрезер. В 1887 году появляется его первая книга по данной проблеме, назвавшаяся «тотемизм», содержавшая в себе большое количество фактических данных, но конкретного определения не дает данному явлению, а вот в 1890году выходит первое издание его книги – золотая ветвь и в этой работе он пытается объяснить сущность тотемизма с позиций представления о «внешней душе». «Внешняя душа» - это одна из душ человека, которая храниться в каком-либо предмете или объекте внешнего мира. Соответственно, с жизнью и сохранностью этого предмета связана и жизнь самого человека. Большое внимание Фрезер уделял обряду инициации (переход ребенка от детской жизни во взрослую). Во время таки инициаций душа человека, переносится в животное или иной объект, которое и становиться его тотемом. И происходит обратная связь – душа животного переносится в самого человека. Таким образом устанавливается особая связь между человеком и его тотемом и отсюда возникает представление о том, что если убить тотем, автоматически означает убить самого себя. В 1910 году выходит другая его знаменитая книга «Тотемизм и экзогамия» (экзогамия – это запрет на брачные отношения между представителями родственного коллектива, противоположный термин – эндогамия). В этой работе ученый обобщил огромное количество фактической информации по проблеме тотемизма и собрал энциклопедию тотемизма, которая по фактической информации не потеряла своего веса до настоящего времени. В этой же работе ученый уделил внимание теоретическим аспектам в изучении тотемизма.

Тотем, с точки зрения Фрезера – это класс материальных объектов, к которому первобытный человек (дикарь) относится с суеверным уважением. Этот первобытный человек верит, что между таким материальным объектом и каждым членом класса существует определенная особая связь. Причем, эта связь между человеком и его тотемом, с точки зрения Фрезера, взаимовыгодна: одной стороны, тотем защищает человека, а с другой стороны – человек выказывает тотему свое уважение разными способами (не убивает тотемных животных, не срывает тотемных растений и т.д.). Фрезер указывает, что в отличие от фетиша, тотем – это всегда целый класс объектов, а не отдельный предмет. Чаще всего в роли тотема выступают животные или растения, гораздо реже неодушевленные предметы природы и еще реже искусственно сделанные какие либо вещи.

Тотемизм, по мнению Фрезера, бывает клановый (совокупность родов), половой и индивидуальный. Таким образом, согласно первой концепции тотемизма Фрезера, тотемизм – это одновременно и религия, и социальная система. Согласно второй теории Фрезера, важное место в тотемизме занимает такое явление, как умножение тотема. Согласно этой концепции, каждый клан магически обеспечивает изобилие своего тотема, но, при этом, представители клана сами не употребляют тотемы (животных, растения) в пищу. Таким образом, происходит объединение в своеобразные магические кооперации кланов и тотемов и тем самым достигается процветание всей окружающей природы. Третья теория Фрезера о происхождении тотемизма, основывается на представлениях о том, что первобытные племена не понимали истинной причины беременности женщин и поэтому беременные женщины полагали, что существует определенная связь между зачатием ребенка и какими-то видами растений или животных. В настоящее время все три теории Фрезера представляют интерес только как определенный этап осмысления тотемизма, поскольку последующее развитие религиоведения показало их несостоятельность.

Многие исследователи подчеркивают очень тесную эмоциональную связь между людьми и их тотемом. При этом обращается внимание и на коллективность тотемических представлений, поэтому носителями таких представлений является группа людей и чаще всего именно род.

Большое внимание к рассмотрению коллективных тотемических представлений уделил Эмиль Дюркгейм. Он полагал, что тотемизм являлся всеобщей стадией развития религиозных представлений, второй его вывод – тотемизм являлся первоначальной, т.е. самой ранней формой религии. В основу понимания данного явления Дюркгейм положил два понятия: священное и мирское (сакральное и профанное). Священное – это то, что санкционировано самим обществом. Соответственно, тотем священен, потому что это символ (материальное олицетворение всего клана). Тотем – это элементарная форма божества, в лице которого первобытный коллектив чтит в том числе и самого себя. Таким образом, Эмиль Дюркгейм считал, что тотем – это как раз материальный символ единства первобытного общества. В начале XX столетия сложились определенные представления о тотемизме, как о религиозной системе с сильно выраженной социальной стороной. И этой системе были присущи следующие черты:

- вера группы людей (как правило, рода) в особую связь между классом объектов внешнего мира и коллектива

- это вера в происхождение коллектива от тотема

- Экзогамность тотемической группы

- название социальной группы по тотему.

- введение пищевых запретов в отношении тотема

- забота о тотеме

- вера в перевоплощение в тотем

Тотемизм считался необходимой стадией в развитии религии и более того считался одной из самой ранних форм религиозных представлений.

Проблеме тотемизма большое внимание уделялось и в отечественной науке, особенно в советский период (1е два десятилетия советской власти). В советский период тотемизм рассматривался как исторически возникшее образование (система). Более того, тотемизм интерпретировался не только как необходимая стадия религиозного развития, но и как необходимая стадия развития общества в социальном аспекте.

В 20-30е гг. XX века стали вводиться такие понятия как тотемическая стадия, тотемический строй, который предшествовал родовому строю. В советский период, исследователи, которые занимались проблемами тотемизма, предлагали разные подходы к его интерпретации и более того, на протяжении своей научной деятельности иногда меняли свою позицию.

Религиовед и этнограф Зеленин, занимавшийся вопросом тотемизмом у народов восточной Европы и северной Азии. Во 2й половине 30х гг. ученый писал: «тотем – это одна из древнейших форм духа. В тотеме дух еще совершенно неотделим от своей внешней формы животного или иного объекта природы. Именно такой материальный дух-тотем и является объектом наиболее ранним проявлением первобытных религиозных верований.» в первой половине 30х гг. тот же Зеленин полагал, что тотемизму мог предшествовать так называемый «культ ангонов» (духи-покровители у народов Сибири в виде антропоморфных органов).

Другой исследователь Золотарев так же занимался проблемой тотемизма и полагал, что тотемизм – это всеобщая идеология, которая устанавливает соотношение между природой и первобытным обществом.

Толстов в начале 30х гг. указывал на то, что для тотемизма весьма важно чувство связи коллектива с определенной территорией и с производственными силами этой территории. Кроме того, он считал, что чувство производственной связи с определенным видом животных и растений как раз и лежит в основе идеологий тотемизма. Другой исследователь, который занимался проблемами ранних форм религий, Анисимов, пришел к выводу, что тотемизм безусловно является стадиальным явлением, которое проходили большинство народов, однако тотемизму предшествовала более ранняя форма религии – фетишизм.

Токарев определил тотемизм как форму религии раннеродовых охотничьих общин как веру в сверхъестественную связь или родство, существующую между людьми и определенными видами материальных предметов (животных или растений). Токарев считал, что основой тотемизма является перенесение кровнородственных отношений на внешний мир.

Большой вклад в разработку теории тотемизма в советской науке внес другой известный исследователь – Семенов. По его мнению, идея тождественности коллектива людей с определенным видом животного возникла в результате охотничьей специализации.

В целом, в советской науке сложилось понимание о тотемизме как об универсальной и обязательной стадии в духовном и социальном развитии первобытных народов.

Уже в начале 20го столетия стал формироваться второй подход к пониманию тотемизма. Этот подход базировался на том, что понятие «тотемизм» этнографы, религиоведы, историки часто вкладывают разнообразные религиозные и социальные явления. В частности, в 1910г. известный европейский исследователь, Александр Гольденвейзер опубликовал работу, посвященную тотемизму, под названием «Тотемизм и аналитическое изучение», где пришел к выводу, что тотемизма как религиозно-социальной системы не существует, а сам термин «тотемизм» есть иллюзия или самообман ислледователей.

Во второй половине 20го столетия данная проблема также поднималась. Прежде всего таким известным исследователем, как Клод Леви-Стросс. Одна из его работ называется «Тотемизм сегодня». В этой работе Леви-Стросс делает акцент на то, что сфера тотемизма лежит прежде всего в интеллектуальной области и поэтому тотемизм и всё, что с ним связано есть ни что иное как форма или аспект всеобщей систематической деятельности. В этой связи различные животные, растения и другие явления природы в первобытном обществе выступали как элементы классификации, т.е. как некие логические инструменты в процессе интеллектуальной деятельности первобытного человека. И более того, тотемизм с точки зрения Леви-Стросса во многом используется современными исследователями для объединения различных религиозных и социальных явлений и отсюда он делает вывод о том, что тотемизм, в том виде, в котором его предлагают его исследователи, не существовал. Конечно, такую позицию разделяют далеко не все исследователи, поэтому известный ученый П. Уорси после выхода работ Леви-Стросса писал, что стремлением ученого было не понять тотемизм, а исключить его как религиозное явление.

Не смотря на то, что ученые признают разноплановость и сложность понятия тотемизма, тем не менее, современная наука считает оправданность использования этого термина и необходимость изучения этого явления. А. Элькин опубликовал работу «Тотемизм в северо-западной Австралии. Элькин полагает, что действительно, тотемизм – это не единое явление, а термин, который используется для обозначения разных феноменов социального, религиозного и магического характера. Поэтому, необходимо каждый раз изучать особенности тех отношений, которые возникают у той или иной группы. Элькин предлагает свою классификацию тотемизма по двум признакам: по форме и по функциям. Под формой ученый понимает определенный способ распределения тотемов среди членов племени, а под функцией понимается та роль, которую отдельные формы тотемизма играют в жизни коллектива.

Классификации по Элькину:

Классификация по функциям по Элькину:

Элькин делает вывод, что сущность тотемизма проявляется во взгляде на мир, в соответствии с которым человек является частью природы, не имеет резких отличий от других живых видов и обладает той же жизненной сущностью что и другие живые организмы. В то же время, ученый подчеркивает, что это не является взаимной связью между всем народом или племенем и природой в целом. По скольку, в данном случае речь идет о взаимоотношениях между человеком и группой людей с одной стороны и отдельными видами животных и растений с другой.

В современной отечественной науки проблема тотемизма также поднимается исследователями. Особенно в отношении изучения пережитков тотемизма у народов Сибири. Большой вклад в разработку такой проблематики внёс отечественный ученый Алексеев. В отечественной современной науки тотемизм понимается как система верований, в которой человек имеет родство с тотемом или же признается существование мистического отношения между группой или индивидуумом и тотемом. Также традиционно считается в нашей науке, что тотем – это, как правило, животное или растение, которое выступает именно символом, эмблемой социальной группы или отдельного человека. К тотему первобытные люди относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей (именно своих родственников) от голода, болезней, холода, смерти и т.д. первоначально российские исследователи полагали, что тотемом являлось настоящее животное, насекомое или растение. Но постепенно такие реальные объекты заменялись на более или менее реалистичные изображения, а затем на более упрощенный символ, слово или звук.

Отечественные ученые также в целом признают классификационный подход Элькина. По мере исторического развития, большинство народов утратили тотемическое представление, но в ряде регионов, прежде всего в Австралии, он оказался наиболее живуч. Наши отечественные ученые обращают внимание, что у австралийский племен в обрядовой деятельности большое значение имеют предметы, которые получают название «чуринги». Это каменные или деревянные пластины с нанесенными на них рисунками, которые обозначают тот или иной тотем. По представлению австралийских аборигенов, чуринги хранят магическую силу предка-тотема. Именно чуринги обеспечивают размножение живых существ, могут являться вместилищем предка и благоприятствует рождению детей. Связь между объектами настолько сильна, что в случае разрушения, поломки такого предмета, человек может заболеть и даже умереть. Безусловно, по мнению отечественных ученый большую важность имел индивидуальный и групповой тотемизм. Он являлся основой мировоззрения первобытного общества. Также есть связь тотемизма с магией, культом предков, с идеей существования души, с верованиями о существовании духов. В настоящее время элементы группового тотемизма фиксируются не только у народов Австралии, но также у части народов Африки (Юг и центр), Океании и Северной Америки.

Несмотря на дискуссионность подходов к определению тотемизма, большинство исследователей признают существование данного социально-религиозного явления и исследователи отмечают, что пережитки тотемизма можно найти во многих религиозных системах древности. Можно сделать вывод о том, что возможно тотемизм рассматривается как этап духовного развития человечества.