Японская мифология
Выделяются 800 Ками, вера в божественность вселенной. Особенностью японцев было то, что они не выделяли себя из Вселенной. Считали себя частью её, жили в ритме с ней. Крестьяне, ремесленники, торговцы считали, что через них действуют Ками. Огромное влияние уделялось поклонению Ками. Японцев не волновал моральный грех, они больше уделяли внимание тому, что они думают. Считалось, что избавиться от дурных мыслей можно с помощью экзорциста (через него действует Ками), можно избавить от зла его мысли.
Для мифологии раннего синтоизма характерно деление на три уровня.
Высшая сфера, где обитают мужские и женские Ками.
Низшая сфера (нижний мир) – место обитания не читстых и злых духов
Средняя сфера (проявленный мир) – населенная людьми и другими живыми и неживыми существами
Однако, бОльшее внимание уделялось средней сфере.
Для раннего синтоизма не характерно наличие канонизированной литературы, церквей и т.д.
Религиозные обряды связаны с домашними ритуалами. Так же совершались ритуалы на священных мпстах – гора Фудзи, Химорога (священное дерево)
Как правило, Ками не имели собственных имён. Особенно были популярны праздники в честь моря и земли. Это было связано с деятельностью др. японцев – земледелие, рыбная ловля.
В более поздний период появляется культ предков – У-Цзи (4-6вв.) благодаря представлению о ками как о умерших духах.
Император был крут. Императорская крутота поддерживалась с помощью табу.
В императорскую религию входили поклонение священным яшмовым подвескам, зеркало, священному мечу. Огромную роль играл император.
От самого императора так же требовалось жесткое соблюдение ритуалов – духам всей империи. Всех областей. Охохо.
Для того чтобы узнать волю Ками, как правило прибегали к гаданию. Гадали в основном на панцире черепахи. Особая роль уделялась именно своей речи – как она сформулирована. Считалось, что правильная и хорошая речь может дать хорошоший результат. Не правильная мысль способна принести зло. Существовала идея о том, что царский двор был создан по образу небесного двора.
Древние япы не видели различий между светской и религиозной жизни. Не было различия в ритуалах. Следовательно, религиозные и светсткие лидеры были на обоих позициях.
Помимо поклонения Ками, существовала богиня Аматэрасу – Ками импетаротского клана. Так же она – богиня солнца. Только император мог обращатся к Аматэрасу
Император был монархом и верховным жрецом.
Не смотря на это, ему необходимы были помощники – шаманы-провидцы. Для Японии до 4 века характерно то, что девушки были этими помошницами. Их считали «Ками-одержимыми»
С 6 века начинают оформляться религиозные сооружения. Там осуществлялись ритуалы, посвященные Ками и божеству. Бывали храмы, посвященные определенному событию. Храм Ясукуни – построен в честь воинов, погибших за честь императора. В отличие от традиций других стран, старались поддерживать образ культовых сооружений в первоначальном виде.
Храм состоит из главного здания, предназначенного для божества, считается, что именно в нём содержится дух Ками, его называют Хон-Дэн. В Хон-Дэне хранится Син-Тай (тело Ками) – какая-нибудь ленточка, либо табличка с иероглифом например. Син-тай, как правило, скрыт от глаз верующих. Никогда в храмах не изображаются никакие божества, а изображаются животные и растения. Считается, что именно в них присутствует Ками.
Счичается, что духи местности при храме охраняют его.
В храме есть зал для молящихся (Хай-Дэн). Храмы строились из дерева. Были каменные, но это редкость. В данное время из современных материалов делаются.
Перед каждым храмом обязательно находятся Тори. Тори – ворота без створок. Считается, что это вход в место, где находится Ками. И там только можно общаться с духами. Строятся в честь знаменательных событий. ритуальные практики:
Хараи – символическое очищение – обмыть деревянным ковшом себе руки. Должен прополоскать себе рот. Омыть ковш. Массово проходят часто. Для массовых очищений можно использовать солёную воду путём разбрызгивания. Либо посыпание солью
Синэн – подношение. Верующии должны подносить подарки Ками. Подношениями могут считаться Тори. Но круто. Также продукты Упитания приносят, либо продукты ремесленничества. Жертвоприношений не было. Всё в двор, что дарили. Даже крутых ложадей
НоритО – ритуальные молитвы – читаются по торжественным дням, в определенные праздничные дни. Могли их читать лишь жрецы.
Ноорай – ритуальный пир. Участвуют как жрецы, так и прихожане
В основном жертвы – продукты питания
Священника именуют как Каннуси. Иногда Каннуси могут помогать Мико (женщина-помщница).
При храмах принято наличие музыкантов, танцовщиц. В некоторых храмах есть даже сцена для танцовщиц.
Каннуси носили белые юбкие
В 6-7 веках начинается расслоение Каннуси. В этот век возрастает существенно влияние Китая. Китайские культы проникают. Постоянно переносится резиденция монарха японского область Асуки – последнее пристанище монарха – В 710г (изменение территории, чокаво). Проникают буддийские течения.
В6 веке Япония переживает внутренн.. и dyt.i.. нестабильность. Выедляется греческое сословие. В этот период имепетратор Сётоку принимает китайскую концепцию императора как сына неба. Он начинает опираться на бюрократический аппарат. Уходит на второй план следование религиозным представлениям. В 604 г. Сётоку провозглашает кодекс из 17 статей (называют первой яппонской конституцией). На сётоку большое влияние оказывает буддизм, однако, в 607 г. он издает декларацию, где привелегии отдает культу ками.
Много храмов и будуйских и сентоизских храмов строится. Выступают как образовательные центы. Изначально буддизм был религией отедльных кланов. При сётоку, буддизм становится императорской религии. Происходит слияние буддизма с синтоизмом.
Через год после смерти Сётоку (622г), в Яп насчитывалось 46 буддийских монастырей, где проживало 816 монахов и 569 монахинь.
Во втррой половине 7го века на Яп окончательно начинает влиять китай. Ками истолковываются как нравственные божества. Или дождественные нему. Под влиянием Китая, произошло существенное расслоение. Усваивается китайская культура.
Низжие слои освоили китайскую мистику, и т.д., короче – практику. Верхние – нечто духовное, например, - культ императора
С 6го по 8й век в японии формируся синкретизм яп и кит. Религ. Мировозрений.
Основной религиозной единицей обществе становится клан. Ответственность за соблюдение религ. Ритуалов отвечает глава клана. Император так же считается главной клана и является ответственным за исполнение ритуалов в общесте.
Ритуалы С с 7го века начинают исполнять уже не император, а Мастера культа (хоязяин Ками) – Ками входит в его тело и может общаться через него. Он является представителем Ками среди людей.
В 7м веке происходит институализация синтоистского жречества. Чётко выделется бюрократический аппарат и жрецы. Все министры по прежнему должны почитать ритуалы. Создан был «верховный совет по делам Синта»
Верховные жрецы становятся высшей знатью. Наделяются всякими придворын мизнаниям
Наряду с синт,. Отмечаются буддистск
С 8го века школы становятся всё более влиятельными. Жрецы жиле не в храмах, а в своих домах. Они приравнивались к административным чиновникам – из-за этого синтоизм теряет свои позиции. Прёт буддизм во всю.
- Первобытные религиозные верования
- Типы мифов
- Первобытные формы религии и их особенности
- Анимизм
- Береговая линия
- Рельеф, почвы, полезные ископаемые
- Второе направление изучения магии как оккультного знания
- Трансформация мифа в сказку
- Шаманизм как религиозный феномен
- Ведийская мифология
- Брахманизм и Джайнизм на территории Индии
- История возникновения и развития Буддизма
- Религиозная жизнь др. Японии
- Японская мифология