logo search
пособие миррорел

Культ святых.

Учение о почитании святых было утверждено VII Вселенским собором в Никее (787). Первое место в небесной иерархии принадлежит Богоматери, без которой не могло быть чуда Воплощения Бога, и Спаситель не пришел бы в мир. Догмат о почитании Марии Богородицей был утвержден на III Вселенском соборе в Эфесе (431). Христианами она почитается как спасительница всего человечества, в теле которой, как в храме, пребывал до своего рождения Бог (поэтому ее часто сравнивают с храмом), и через которую, словно через врата (еще один образ, часто встречающийся в текстах, посвященных Богоматери), он вышел в мир. В народном восприятии Богородица, много страдавшая и пережившая крестную смерть сына, - утешительница и заступница. Древнерусские источники и этнографические данные свидетельствуют, что культ Богоматери в народном сознании в значительной степени слился с древним почитанием «матери сырой земли».

Раннехристианский культ апостолов способствовал установлению культа мучеников, которые приобщались к святости через смерть, принимаемую за веру. Церковь особо чтит великомучеников как претерпевших особенно тяжелые мучения и проявивших необычайную твердость в вере. В народном православии культ великомучеников был дополнен различными легендами и народными поверьями.

С древнейшего периода существует почитание равноапостольных святых, тех, которые, подобно апостолам, распространяли христианство. К ним относятся святая Мария Магдалина и ученица апостола Павла Фекла, а также те, благодаря кому были христианизированы целые народы или государства: император Константин Великий и мать его Елена, просветители славян Кирилл и Мефодий, просветительница Грузии святая Нина. Среди русских равноапостольных святых – великая княгиня Ольга и ее внук великий князь Владимир Святославович, а также создатель православной церкви в Японии святой Николай Японский (Касаткин). Очевидно, в это же время возникает и почитание святых-бессребреников, раздавших свое имущество и живших, не принимая денег; к ним относятся почитаемые в православии мученики Косьма и Дамиан.

С момента утверждения христианства в качестве государственной религии Римской империи церковного почитания начинают удостаиваться деятели церкви, которых относят к лику преподобных святых. Среди наиболее почитаемых в православии епископов были Василий Великий, Иоанн Златоуст и Николай, епископ Мирликийский.

Монашество представляется в православии как образ святой «ангельской» жизни, поэтому среди преподобных большую часть составляют основатели крупных монастырей: Антоний и Феодосии Печерские – основатели Киево-Печерской лавры, Сергий Радонежский – Троице-Сергиевой лавры, Зосима и Савватий Соловецкие – Соловецкого монастыря, Кирилл Белозерский – Кирилло-Белозерского монастыря, Иосиф Волоцкий – Иосифо-Волоколамского монастыря, Нил Сорский – Нило-Сорской пустыни и др. К разряду святителей относятся митрополиты и епископы, как руководители христианских общин, устроители церкви земной и продолжатели дела апостолов. Общецерковное почитание их было установлено еще во времена правления императора Льва Философа (886-911). Наибольшее число русских святителей приходится на XII в., и среди них такие известные личности, как Лаврентий Печерский, Никита Новгородский, Нифонт Новгородский, выдающийся книжник и епископ города Турова – Кирилл Туровский, Леонтий Ростовский. Значительное число святителей дали XV и XVI вв. – это Иона, Макарий и Филипп, Московские митрополиты и Фотий, митрополит Киевский.

Одновременно получает распространение и такой лик святых, как благоверные, - правители, которые прославились своим благочестивым поведением и сделавших много для церкви и укрепления веры. Богословское обоснование этого типа святости имеет корни еще в ветхозаветной традиции, в которой подчеркивалась богоизбранность царей (Саул, Давид, Соломон). Среди русских благоверных княгини Анна Новгородская, Евдокия Московская (жена Дмитрия Донского), Иулиания Вяземская, Феврония Муромская. Среди благоверных князей – Владимир Новгородский, Андрей Боголюбский, Димитрий Угличский, Петр Муромский.

Специфическим явлением православной религиозной жизни был культ юродивых, которые пользовались особым уважением в народе, называвшем их блаженными. Юродство как религиозный феномен возникает в конце IV в. на христианском Востоке в монашеской среде. Для религиозного сознания наиболее важным было то, что юродивый добровольно принимал на себя личину безумия, с тем, чтобы скрыть от мира свое совершенство и избежать суетной мирской славы. Отвергнув «разум мира сего», юродивый целиком полагается на веру. Поведение его странно, он живет на грани миров, и ему доступно особое видение, он видит мир невидимых сущностей: ангелов и демонов. Канонизация юродивых была чрезвычайно затруднена. Андрей Юродивый (нач. X в.) – самый известный византийский юродивый. Расцвет русского юродства начинается на севере России в XV столетии, и затем распространяется в Центральную Россию. Среди русских юродивых – Прокопий Устюжский, Василий Блаженный, Никола Псковский, Михаил Клопский, Ксения Блаженная.

В православной церкви не существует специального чина причисления к лику святых. Как правило, в основе канонизации лежит местное почитание, а в том случае, когда устанавливается общецерковное почитание, решение принимает глава церкви либо собор. В Русской православной церкви первые крупные канонизации пришлись на время правления митрополита Макария, при котором на соборах 1547 и 1549 гг. были канонизированы 39 русских святых. С этого момента до 1700 г. было канонизировано еще 130 святых. В Синодальный период истории русской православной церкви были канонизированы святители Димитрий Ростовский, Митрофан Воронежский, Иннокентий Иркутский, Тихон Задонский, Гермоген, патриарх Московский, Иоасаф Белгородский, преподобные Феодосии Тотемский и Серафим Саровский. Новая волна канонизаций началась в конце 1990-х гг., когда сотни новомучеников и святителей были причтены к лику святых. Помимо канонизации царской семьи, были канонизированы Герман Аляскинский, Иннокентий Московский, Николай Японский, патриарх Тихон и многие другие.