logo search
Религия к экзамену

25. Раскол в русском православии. Разновидности старообрядчества

Наиболее значительные потрясения Русская православная церковь испытала в сер. 17 в, когда произошел раскол. РАСКОЛ - религиозно-общественное движение, приведшее к отделению от РПЦ старообрядчества. К сер. 17 в.накопились и стали очевидными расхождения с современной греческой церковной практикой и возникли вопросы по поводу обрядов Русской православной церкви.

ПРИЧИНЫ РАСКОЛА: 1)Была нужна централизация церковного управления; 2)Никон преследовал цель док-ть приверженность РПЦ православию и неоспоримое преимущество РПЦ перед остальными христианскими церквами.

Введение новых обрядов и богослужения по исправленным книгам многие восприняли как введение новой религиозной веры, отличной от прежней, «истинно православной». Кто последовал за Никоном, тех народ стал называть «никонианами», или новообрядцами, сами же последователи Никона, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь православной или господствующей, своих противников стали звать оскорбительной и принципиально неверной кличкой «раскольники». На них они свалили и всю вину церковного раскола. Церковным расколом называют отделение части верующих от официальной православной церкви (бояре, крестьянство, низшее духовенство, купечество). Реформа заключалась в исправлении богослужебных книг и некоторых изменениях в обрядах по греческому образцу.На самом же деле противники никоновских нововведений не совершали никакого раскола: они остались верны древним церковным преданиям и обрядам. Поэтому они называют себя православными старообрядцами, староверами.

Наиболее важные изменения и нововведения:

1)Двоеперстие сменилось троеперстием

2)Исус =>ИИСУС

3)Обход храма при крещение по солнцу – стало ПРОТИВ солнца

Уход Никона породил у сторонников «старой веры» надежды на отказ от нововведений и возвращение к прежним церковным чинам и обрядам. В этих условиях руководителем православной церкви России стала царская власть, которая после 1658 г. сосредоточилась на решении двух основных задач — закреплении результатов церковной реформы и преодолении кризиса в церковном управлении, вызванного оставлением Никона.

Старообрядчество возникло во второй половине XVII в. в результате раскола в РПЦ. Разделение старообрядчества на два основных направления - поповщину и беспоповщину - произошло в середине 90-х годов XVII века, когда среди последователей «старой веры» необычайно остро возник вопрос о том, каким образом выйти из тупика, создавшегося в связи с тем, что священников «дониконовского», старого становления к этому времени почти не осталось в живых. ПОПОВСТВО - возникло в результате раскола и закрепилось в последнем десятилетии XVII века. Поповцы приемлют все 7 таинств христианства и признают необходимость священников при богослужениях и обрядах. Характерно участие в церковной жизни не только священнослужителей, но и мирян. По догматике поповцы мало отличаются от новообрядцев, однако придерживаются при этом старых — дониконианских — обрядов, богослужбных книг и церковных традиций.

БЕСПОПОВСТВО - Возникло в XVII веке после смерти священников старого рукоположения. В рядах старообрядцев после раскола не было ни одного епископа, за исключением Павла Коломенского, умершего ещё в 1654 году и не оставившего себе преемника. Старообрядцы, отвергнувшие священников нового поставления, оставшись совершенно без священников. Они утверждали: 1) Церковь не является безусловно необходимой для спасения души; 2) Каждый христианин есть священник; 3)Отказ от большинства церковных обрядов.