logo search
пособие миррорел

Католицизм.

Католицизм (от греч. καθολικός - «всеобщий, вселенский») является одним из важнейших, наряду с православием и протестантизмом, направлений в христианстве, а по числу последователей (ок. 1 214 млн. человек) занимает первое место в мире3.

Традиционно исповедуемый в Европе, католицизм даже после Реформации занимает ведущее положение в Италии, Испании, Франции, Португалии, Бельгии, Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, Польше и Литве. Значительное влияние католическая церковь имеет в Западных и Южных землях Германии, Южных провинциях Нидерландов, Западных областях Украины и Белоруссии; католические общины с различной степенью влияния существуют и в других странах Европы. Вне континентальной Европы особую приверженность католицизму сохранили Мальта и Ирландия. Католические приходы действуют во многих крупных городах России. Господствующее положение католическая церковь занимает в странах Центральной и Южной Америки (кроме бывших британских колоний). В США наиболее высокий процент католиков в штатах так называемой Новой Англии. В Азии влияние католицизма в наибольшей степени проявляется на Ближнем Востоке, особенно в Ливане, где сохранились древние церковные общины, заключившие в XVI–XVII вв. союзы с католической церковью. Католические общины существуют также в Индии, Вьетнаме, Китае и особенно много их на Филиппинах. В Африке католицизм сохраняет свои позиции в Габоне, Конго, Заире, Анголе, Мозамбике.

Ватикан. Католицизм, в отличие от других направлений христианства, строго централизован. Он имеет единого главу – Римского первосвященника (Romanus Pontifex), папу, который венчает собою церковную иерархию. Единым центром является Ватикан – папская резиденция, небольшое государство на территории Рима (официальное название – Государство Град Ватикан), занимающее площадь 44 гектара, образуемую собором Св. Петра, дворцами, построенными в разное время, и садами. Ватиканское гражданство имеет около 1 000 человек – служащие центрального аппарата церкви и дипломаты, но на самой территории государства постоянно проживает около 300 человек представителей высшего духовенства, швейцарских гвардейцев, духовенство собора Св. Петра и несколько десятков монахинь ордена кармелиток. Ватикан чеканит свою монету, имеющую внутреннее хождение, и выпускает марки. Помимо воинского корпуса, охраняющего папу и ворота, через которые осуществляется впуск на территорию государства, Ватикан имеет свою радиостанцию, ветку железной дороги и почтовую службу.

Правительством Ватикана являются высшие учреждения католической церкви, со времени поздней античности называемые, подобно административным учреждениям империи, Римской курией, все члены которой назначаются папой. Управляет ею Государственный секретариат, разделенный на два департамента: Отдел общих вопросов и Отдел сношений с зарубежными государствами. Глава этого органа –– Государственный секретарь – является, по сути, главой правительства и министром иностранных дел. Ватикан имеет в большинстве государств своих дипломатических представителей. В 1990 г. Россия и Ватикан восстановили дипломатические отношения, прерванные после 1917 г.

Функцию министерств выполняют конгрегации – постоянные комиссии кардиналов и епископов, руководящие определенными направлениями церковной деятельности. Число и функции конгрегации менялись на протяжении истории церкви, в настоящее время их девять: вероучения; по делам восточных церквей; богослужения и таинств; канонизации святых; по делам епископов; евангелизации народов; по делам духовенства; по делам институтов священной жизни и обществ апостольской жизни; католического образования. Кроме этого, в курию входят высшие судебные инстанции – трибуналы, осуществляющие рассмотрение вопросов судопроизводства в соответствии с нормами канонического (церковного) права, включая и бракоразводные дела. И наконец, в число высших органов входят три секретариата: по содействию христианскому единству, по делам нехристианских религий и по делам неверующих. Помимо курии, действует Коллегия кардиналов – высших сановников церкви, из числа которых избирается папа.

Папство институт, определивший не только централизацию Католической церкви, но и ее лицо, возник постепенно на основе римского епископства, начало которого, по легенде, связано с деятельностью апостола Петра, казненного в 64 (67) г. н. э. и похороненного на том месте, где сейчас стоит собор св. Петра. В ходе внутрицерковных споров I–III вв. окреп авторитет Римской церкви, опиравшейся как на свое столичное положение, так и на авторитет, унаследованный римскими епископами от апостола Петра – первенствующего апостола, которому, согласно евангельскому тексту: «Ты Петр (камень], и на этой скале Я построю Мою Церковь, и врата ада не одолеют Ее. Я дам тебе ключи Царства Небесного; и что ты свяжешь на земле, будет связано и на небесах...» (Мф. 16:18–19), Христос передал власть над церковью. Примечательно, что главный атрибут Петра – ключи от рая – один из символов папского авторитета. Во второй половине III в. римский епископ практически управлял церковными округами (диоцезами) центральной и южной части Апеннинского полуострова и назначал там епископов. Отсюда берет начало определение римского епископа как «епископа епископов», что со временем проявилось в претензии на главенствующее положение католицизма во Вселенской церкви и стремлении распространить унификацию вероучения и обрядовой практики. Объективной предпосылкой этой политики было то, что римские епископы не поддержали ни одного из мощных еретических движений IV–VII вв., которые захватили Восточную церковь и находили в ряде случаев поддержку среди императоров и высшего духовенства. С конца III в., судя по сохранившимся надписям, рядом с именем римского епископа появляется титул папа (от греч. Πάππας – «отец, батюшка»), который еще раньше знала Восточная церковь. Возможно, первоначально так отличали истинного главу церкви от еретических епископов, но со временем данный титул закрепился только за Римским первосвященником. В настоящее время он носит исключительно неофициальный характер, поскольку протокольная практика оперирует титулом верховный понтифик.

Перенос столицы империи из Рима в Константинополь (330) создал благоприятные условия для возникновения независимой Римской церкви (недаром с этим связана средневековая легенда о дарении императором Константином Великим папе Сильвестру I власти не только над Римом, но и над всеми провинциями Запада). Постепенно папство, используя римскую систему управления, стало единственной силой в Вечном городе. Важную роль в этом процессе сыграли папы Лев Великий (440–464) и Григорий Великий (590–604). Варварские нашествия, приведшие к созданию в Италии государств остготов и лангобардов, вынуждали пап искать защиты у византийских императоров и у франкских королей. Во второй половине VIII в. конфликт с лангобардами заставил папу Стефана II искать защиты у короля франков Пипина Короткого, который пожаловал Римскому первосвященнику земли в центральной Италии в качестве «наследия св. Петра». Из них сложилась Папская область, просуществовавшая с 756 по 1870 гг. На деле она была светским государством, и в ее пределах Римский первосвященник был обычным светским государем, постоянно втягиваемым в политические комбинации, что отнюдь не способствовало укреплению папского авторитета.

В XIII в. папа Иннокентий III дополнил учение о папе – преемнике Петра – положением о том, что он есть наместник Христа на земле. В 1870 г. на I Ватиканском соборе был утвержден догмат о безошибочности папы, согласно которому «когда Римский Первосвященник говорит ex cathedra (с кафедры, т. е. исполняя служение пастыря и учителя всех христиан), тогда в силу Божьей помощи, обещанной ему в лице святого Петра, он обладает той безошибочностью, которой Божественный Искупитель хотел, чтобы его Церковь была одарена в определениях, касающихся веры и нравственности»4.

По установленному в 1059 г. папой Николаем II правилу, папу избирает Коллегия кардиналов (первоначально – священнослужителей крупнейших римских церквей). С XIII в. дабы избежать затягивания выборов нового папы, что было в те времена распространенной практикой, было решено изолировать Коллегию кардиналов от окружающего мира. Запертые на ключ (отсюда происходит слово «конклав» – от лат. сonclave – «запертая комната», которым называют эту коллегию), они обязаны были быстро избрать нового папу. В противном случае им угрожали урезанием рациона питания. С 1878 г. выборы нового папы проходят в Сикстинской капелле. Для избрания папы требуется набрать 2/3 голосов плюс один голос. Если выборы прошли успешно, то после них сжигают избирательные бюллетени, подкладывая в печь сухую солому, дабы белый дым оповестил жителей Рима об избрании нового папы; если же выборы не увенчались результатом, в печь подкладывают мокрую солому – тогда из трубы идет черный дым. После избрания папа принимает новое имя (впервые это произошло в 533 г. при избрании Иоанна II), который сменил свое языческое имя Меркурий. Эта практика окончательно утвердилась в конце X в.; с тех пор все папы, за исключением Адриана VI (1522–1523), последнего до 1978 г. папы-неитальянца, меняли свои имена при вступлении на престол. В 1978 г. впервые за всю историю католической церкви был избран папа-поляк, Кароль Войтыла, архиепископ Кракова; он принял имя Иоанн-Павел II. 19 апреля 2005 г. его сменил уроженец Баварии кардинал Йозеф Ратцингер, принявший имя Бенедикт XVI и отрекшийся по состоянию здоровья 28 февраля 2013 г. С 13 марта на папский престо вступил Хорхе Мария Бергольо под именем Франциск. Это первый папа иезуит, первый пана из Америки, первый папа монах с XVIII в. и первый за более чем 1 200 лет папа не европеец.

Современный статус государства Ватикан сложился в ходе объединения Италии в 60-х годах XIX в., когда в 1870 г. Папская область была присоединена к Итальянскому королевству, а Рим был объявлен его столицей. Пий IX демонстративно отказался признать новое государство и объявил себя узником Ватикана. Конец враждебным отношениям итальянского государства и папского престола положили Латеранские соглашения, заключенные в 1929 г. правительством Б. Муссолини и папой Пием XI, согласно которым Ватикан был объявлен независимым государством. Эти соглашения не утратили силы и после падения фашистского режима: папа римский снова, разумеется, в совершенно иных формах, обрел светскую власть.

В католической церкви, как и в православной, существуют три степени иерархии: епископат, пресвитеры и дъяконы. Все священнослужители католической церкви дают обет безбрачия, хотя для дьяконата существуют некоторые послабления: к сану допускаются пожилые женатые мужчины. В католической церкви существует сан кардинала – высший после папы духовный чин. Они носят как отличительный признак своего звания красную мантию и шапку такого же цвета. Первоначально к ним принадлежали священнослужители наиболее важных церквей Рима. Возвышение их началось с XI в., когда исключительно на них было возложено избрание Римских первосвященников; эта функция сохранилась за ними и по сию пору. До последнего времени большинство кардиналов были итальянцами, и из 263 человек, избранных папами, около 200 были также итальянцами. В правление Иоанна Павла II Коллегию кардиналов составили 156 членов, а итальянцы потеряли в ней былое численное превосходство.

На местах вся полнота церковной власти лежит на епископах. Для решения наиболее важных церковных дел с середины 60-х годов XX в. один раз в три года епископы созываются на Синод, который играет при папе роль представительного совещательного органа. В пределах национальных католических церквей глава столичной или наиболее чтимой древней епархии носит почетный титул примаса, например архиепископ Парижский во Франции, Толедский в Испании и т. д.

Основой церковной жизни является приход, который управляется назначенным епископом священником (пресвитером). Он имеет право совершать все таинства, за исключением миропомазания, которое совершается епископом во время обряда конфирмации. В приходе проходит и служба дьяконов, которые могут совершать таинства крещения, венчания и отпевания, а причащать они могут только освященными до этого священником дарами.

Догматика и вероучение. Вероучение католической церкви (как и православной) основано на двух источниках: Священном Писании и Священном Предании. Католическая Библия традиционно признавалась только в виде узаконенного латинского перевода, так называемой Вульгаты (Общедоступная, Распространенная повсюду). После II Ватиканского собора было разрешено издание текста Писания на национальных языках. В Ветхом Завете Вульгаты на одиннадцать книг больше, чем в еврейском ТаНаХе (50, не 39). Эти книги сохранились только в греческом переводе, среди них «Книга Юдифь», «Книга Премудростей Соломона», «Книга Иисуса сына Сирахова», все книги Маккавеев и др. В то время как протестанты исключают их, считая апокрифическими, православные включают их в принятый текст Ветхого Завета (в качестве неканонических – душеполезных, но не богодухновенных), католики включают их в ветхозаветныи канон на равных основаниях с остальными его частями и признают богодухновенными.

Под Священным Преданием подразумеваются древние вероучительные документы (Символ веры, апостольские правила, решения Поместных соборов древней церкви), акты Вселенских соборов начиная с Никейского (всего Католическая церковь признает 21 собор – последний по времени, II Ватиканский собор проходил в 1962-1965 гг.), а также сочинения тех богословов, которые признаны церковью в качестве Учителей Церкви (изначально их число ограничивалось четырьмя – св. Амвросием Медиоланским, св. Иеронимом, св. Августином и св. Григорием Великим, но со временем оно достигло двух десятков, среди них одна женщина – св. Тереса де Хесус).

Следуя Символу веры, принятому на двух первых Вселенских соборах – Никейском (325) и Первом Константинопольском (381) – католическая церковь признает Триединство Бога, учение о спасительной миссии Иисуса Христа, грядущем воскресении мертвых и Последнем суде, а также спасительной роли церкви. В этих пределах наблюдается совпадение с православным вероучением, но в процессе своего исторического развития католическая церковь выработала ряд положений, отличающих ее от православного понимания вопросов веры. Так, например, к восьмому члену Символа веры сделано добавление, касающееся исхождения Святого Духа. Никейский собор провозгласил учение об исхождении его от Бога-Отца, а в 589 г. на Соборе в Толедо было сделано разъяснительное добавление, согласно которому Святой Дух исходит от Отца и Сына (лат. filioque). В дальнейшем оно стало общепринятым во всей католической церкви.

Католицизм понимает спасительную миссию церкви несколько шире, чем православие. Согласно учению обеих церквей, спасение достигается верой и добрыми делами, которые являются результатом деятельности человека во время земной жизни. Но, по учению католической церкви, тем, кто покаялся перед смертью в своих грехах, но не успел восполнить раскаяние добрыми делами, надлежит восполнить недостаток добрых дел в очистительном огне некой срединной, между адом и раем, части загробного мира, получившей название чистилища. Время пребывания в нем определяется степенью греховности, но церковь может сократить срок пребывания, восполнив отсутствие или недостаток добрых дел из того запаса благодати, который оставили Христос, Дева Мария и святые. Эта сокровищница находится в ведении папы, который распоряжается ею по своему усмотрению. Отсюда берег начало популярное в Средние века учение об индульгенциях. Учение о чистилище встречается в трудах Григория Великого, но было признано в качестве официального догмата только на Флорентийском соборе в 1439 г.

Одна из важнейших сторон католицизма – наличие большого числа догматических и культовых особенностей, связанных с почитанием Девы Марии. Утвержденный еще на III Вселенском соборе в Эфесе (431) догмат о признании ее Богородицей и Царицей небесной достиг на Западе к XIII в. небывалой популярности. Это привело к появлению ряда новых положений вероучения: еще в XII в. сложилось представление о непорочном зачатии Девы Марии ее матерью Св. Анной, на этой основе в 1864 г. был принят догмат о непорочном зачатии Девы Марии. В 1950 г. был провозглашен догмат о телесном вознесении Богоматери на небо после смерти. Наконец, в 1964 г. Дева Мария была признана Матерью Церкви. Католическая практика признает множество чудотворных образов Богоматери. Католики Восточной Европы и России особо чтят иконы Божьей Матери Ченстоховской (Польша) и Божьей Матери Остробрамской (Вильнюс, Литва), обе являются почитаемыми и православными.

Необходимость церкви как посредника в деле спасения обосновывает католическое учение о таинствах, при совершении которых верующему при посредничестве священника передается благодать. Именно в католической церкви окончательно сложилось учение о семи таинствах, впоследствии заимствованное православной церковью, но в их понимании существуют различия. В католической практике для причастия используется пресный хлеб (гостия), в православии – замешанный на закваске. Кроме того, католики традиционно признавали право причащаться хлебом и вином только для священников, православные допускали это и для мирян. II Ватиканский собор разрешил допускать мирян до причастия хлебом и вином. Существенным различием стало и окончательное введение безбрачия духовенства – целибата, утвержденного в 1075 г. папой Григорием VII, что означало изменение условий для совершения таинства священства; некоторые отличия есть и в совершении других таинств.

Культ. Литургическая практика занимает в католической церкви важнейшее место. Центром ее является храм, строящийся, как правило, в виде базилики или латинского креста. Боковые нефы часто превращаются в капеллы с самостоятельными алтарями. Множественность алтарей в церкви и отсутствие строгой ориентации алтаря на восток – одна из особенностей католической архитектуры. Престол всегда сооружается на фундаменте, в основу которого кладутся мощи какого-либо святого. Над алтарем помещается главный храмовый образ. Иконостас в католическом храме отсутствует. На алтаре располагается табернакль – хранилище для освященных гостий (круглых небольших пресных лепешек из пшеничной муки, которые выполняют роль хлеба в таинстве евхаристии по католическому обряду), сооружаемое обычно в виде шкафчика, скульптурное распятие, чаша для причастия, патена – плоское блюдце для гостий, и корпорал – салфетка, на которую ставят чашу и патену, чтобы после освящения даров собрать с нее частицы хлеба. Иногда здесь же располагаются циборий – чаша с крышкой для хранения гостий, и монстрация – сосуд для выноса гостии во время религиозных процессий.

Перед алтарем совершается важнейшее католическое богослужение – месса, соответствующая православной литургии. Она состоит из литургии слова, являющейся аналогом древней литургии оглашенных (членов общины, не принявших крещения), во время которой читается Писание и произносится проповедь, по воскресным и праздничным дням читается и поется Символ веры; далее следует евхаристическая литургия (аналог литургия верных), которая состоит из евхаристической молитвы (ранее – канона освящения), причащения и заключительных обрядов. Чтение молитв и исполнение песнопений чаще всего сопровождается органом, но католическая практика допускает и инструментальную музыку. До решений II Ватиканского собора католическое богослужение могло совершаться только на латинском языке (отсюда синоним католицизма – латинский обряд). Собор разрешил проведение службы с соблюдением всех канонических требований на национальных языках. Тогда же были разрешены включения в мессу мелодий, исполняемых на национальных музыкальных инструментах, что нашло широкое применение среди африканских католиков.

Облачение священников разделяется на повседневное и литургическое. Повседневная одежда священника, сутана, – длинное одеяние со стоячим воротником, наглухо застегнутая сверху донизу. У священника сутана черная, у епископа – фиолетовая, у кардинала – красная, у папы – белая. Форма литургических одежд восходит к одеждам римлян IV–V вв. Эти облачения должны напоминать о добродетелях и обязанностях священников. Для совершения мессы поверх сутаны надевается белая длинная рубашка, иногда украшенная кружевами – альба (лат. белая), плетеный пояс, наминающий о веревках, которыми был связан Иисус во время ареста, и стола – лента, надеваемая на шею (соответствует православной епитрахили), которая символизирует власть священника. Поверх этого надевается орнат (лат. украшаю), безрукавная накидка с вырезом, изготовляемая из бархата или парчи, символизирующая груз евангельского учения. Для совершения других служб, например процессий, священником надевается рубашка до колен – комжа и плащ капа, часто именуемый «плувиал», поскольку он защищает от дождя. Головной убор священника – четырехугольная шапочка биретта. Епископы носят на голове митру, которая со времени папы Павла VI (1963–1978) заменила и традиционную тиару первосвященников.

В католических храмах верующие обычно сидят и должны вставать только при чтении Евангелия и при вознесении Святых даров. Храмы, помимо алтарей, украшаются живописными и скульптурными изображениями. Таинство исповеди совершается у специальных кабинок, окна которых обычно закрываются решетками и занавесками, что должно обеспечить анонимность покаяния. При входе в храм помещается чаша со святой водой.

Видное место в католической практике занимает почитание святых, т. е. лиц, наделенных Богом за свою веру способностью творить чудеса и выступать в качестве помощников. Это представление сложилось в ранней церкви на основе поклонения останкам мучеников, пострадавших во время гонений на христиан. В IV–V вв. возникло представление, что жизнь, полная самоотречения, равна по святости мученичеству. Таких святых стали называть исповедниками. В католической церкви сложилась двухступенчатая процедура приобщения к лику святых. Первая ступень – беагификация, т. е. признание блаженным, утверждаемое специальной папской конгрегацией, вторая – канонизация, т. е. признание святым, утверждаемое папой. С почитанием святых связана практика паломничества в Палестину, к святым местам и почитание мощей, занимающие в католицизме важное место. В раннем Средневековье широкое распространение культа святых привело к соединению его с народными, часто дохристианскими верованиями. Это породило поклонение святым как покровителям ремесел и других видов деятельности, защитникам и помощникам в обыденных делах. Так, св. Иосифа считали своим патроном плотники, св. Екатерину – колесные мастера, св. Губерта – охотники, св. Элигия – ювелиры, св. Варвару – пожарные, св. Цецилию – музыканты. Особо почитались святые целители. Среди них главенствующее положение занимали св. Антоний – защитник от гангрены (отсюда народное название «антонов огонь») и св. Себастьян – защитник от чумы. Многие святые почитались как покровители стран и народов: например, св. Франциск Ассизский – Италии, св. Георгий – Англии, св. Людовик IX – Франции, св. Вацлав – Чехии, св. Антоний Падуанский – Португалии. Патронат, как правило, определялся важнейшими эпизодами деяний святого и не ограничивался одной сферой. Колесные мастера потому почитали св. Екатерину, что она претерпела казнь через колесование, но ее образованность и споры с языческими философами сделали ее покровительницей учащихся, адвокатов и философов. Наконец, всеобщее почитание она приобрела как защитница девочек.

В настоящее время католическая церковь чтит память около 3 000 святых, но праздники в честь только 58 из них имеют общецерковное значение.

Паломничество. В католицизме весьма развито почитание святых мест, под которыми понимаются те области Палестины, которые связаны с ветхозаветными событиями и новозаветной историей, и священных мест, т. е. связанных с захоронениями святых или с видениями, чудесами и т. д. Паломничества в Палестину, обычно именовавшуюся в церковной традиции Святой землей, начались в IV в. и практиковались на протяжении всего Средневековья. Исламские завоевания вызвали, с одной стороны, идею крестовых походов, ставивших своей целью освобождение христианских святынь Иерусалима от власти мусульман, а с другой – усиление почитания священных мест в самой Европе. Наряду с Римскими святынями, связанными с проповедью и мученичеством апостолов Петра и Павла, почитание которых возникло еще во II–III вв., с IX в. огромной популярностью пользовалась гробница апостола Иакова в испанском городе Компостела. С конца XV в. на первый план выходит почитание Дома Девы Марии в Лорето, куда, по легенде, его принесли из Иерусалима ангелы. В XIX в. особое значение как центр паломничества приобрел Лурд, город на юго-западе Франции, в окрестностях которого произошло явление Богоматери 14-летней девочке Бериадетте Субиру, которое, по ее свидетельству, повторялось 18 раз. В XX в. подобное значение приобрела деревушка близ Лиссабона Фатима, в окрестностях которой в 1917 г., по рассказам трех крестьянских детей, также произошло явление Богоматери. Наряду с этим важнейшими центрами почитаются и священные места более локального значения.

Монашеские ордена. Монашество пришло с Востока на Запад в IV в., но истинным отцом-основателем западного монашества по праву считается св. Бенедикт Нурсийский (ок. 480–543). Монастырь в Монте Кассино (Италия), основанный им, стал образцом для создаваемых по всей Западной Европе монашеских объединений. Составленные св. Бенедиктом «Правила» требовали от братьев совместного проживания, послушания, воздержания и обязательного труда. Достойно внимания то обстоятельство, что через несколько десятилетий после основания ордена монастырская практика уравняла в правах физический и умственный труд. В середине V в. возникает и стремление слить миссию духовенства и идею монашества, что нашло отражение в создании объединений августинских уставных (или регулярных) каноников, которые, будучи священниками, жили в монашеских объединениях. Поскольку начало такой практике положил св. Августин, который, будучи епископом Гиппона, собрал в своем доме местное духовенство и образовал тем самым некое подобие монастыря, то такой тип монашества получил название августинского. Так сложилась католическая (не имеющая аналога в православии) практика разделения монашества на ордена. Со временем два первоначальных объединения стали дробиться, и в XI–XII вв. от них стали отделяться новые ордена – цистерцианцы, картезианцы, кармелиты. В это же время в Палестине после крестовых походов возникают духовно-рыцарские ордена, сочетавшие в своих уставах и деятельности монашеские идеалы и воинское ремесло. Наиболее известны из них госпитальеры (иоаниты, впоследствии получившие название мальтийских рыцарей), тамплиеры (храмовники, чьи объединения были запрещены в 1312 г. под давлением французского короля Филиппа IV Красивого) и тевтонский орден, перенесший свою деятельность в Северо-Восточную Европу и прекративший свое существование в XVI в. В XIII в. появляется новый тип монашества – нищенствующие ордена, среди которых наиболее знаменитыми являются доминиканский, основанный св. Домиником (1170-1221) и францисканский, основанный св. Франциском Ассизским (1181/82-1226). Если францисканцы (официальное название – Орден меньших братьев) сочетали проповедь любви и милосердия с практической деятельностью по организации больниц и приютов, то доминиканцы (официальное название – Орден братьев-проповедников) сочетали проповедь и ученые занятия с обязанностями инквизиторов, которые были переданы им в 1233 г. Оба этих монашеских объединения имеют как мужские, так и женские ветви. В XVI в. возникает новый орден – Сообщество Иисуса (иезуиты), который со временем приобрел в церкви наибольшее влияние. В XX в. наиболее заметным событием монашеской жизни стало основание в 1948 г. матерью Терезой в Калькутте Ордена милосердной христианской любви, поставившего своею целью самоотверженное служение беднейшим людям.

В настоящее время насчитывается около 140 монашеских объединений. Руководит ими Конгрегация по делам институтов освященной жизни и обществ апостольской жизни. Число католических монахов к началу 90-х годов XX в. было около 214 тыс. (из них около 149 тыс. – священники), а монахинь – около 908 тыс.