logo search
иконоведение

6. Правила Трулльского Собора об изображениях.

На Востоке в конце 7 в. был созван так называемый Трулльский Собор 692 г. который среди прочих решений принял решение об иконопочитании. Вероятно, действия этого Собора в отношении иконопочитания были вызваны тем разбродом, разноголосицей, непорядком, которые существовали во всей , по существу, Церкви.Этот Собор, (он еще называется пято-шестой, т. к. дополняет решения 5-го и 6-го Соборов) вынес очень важные определения, кот. До сих пор действуют в нашей Церкви

Пято-Шестой Собор откр. 1сент.692г. Он доп.два Собора: Пятый (553) и Шестой(681) в Конст. в зале император.дворца (поэтому назв.Трулльский) . Пятый Собор, осудив.монофиз.и оригенизм, и Шестой, осудив. монофел., занимались лишь догматич. вопросами. Целый ряд канонич. вопр. дисциплинар. порядка ожидал своего решения. С этой целью и был созван Пято-Шестой Собор, кот.обычно наз.просто Шестым ВселСобором. «В зрелую пшеницу истины замеш. Остатки языч. и иудейской незрелости»(слова из посл.Отцов Собора имп.Юстиниану П).

Правило 73 относ. к изобр. Св.Креста. «…Дабы знамение победы нашея не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертыващих на земли изображение Креста повелеваем отлучати».

Правило 82: « …Повелеваем отныне на иконах вместо ветхого агнца представлять по человеч.виду Агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего».(об иконах, где св.Иоанн Предтеча, изобр. в своем чел.виде, указ.перстом на Христа, Кот. изображен симв. под видом агнца (Ин.1:29). Так же как и рыба, агнец означал не только Самого Спасителя, но и христианина вообще.

Собор предпис. зам.симв. В.З. и первых и первых веков прямым изобр. того , что они предображали, предпис.раскрывать их смысл потому , что образ, кот.заключ. в этих симв., стал реальностью в воплощ. Но 82 правило не огранич. Отменой симв. и принцип.догм.обосн.образа: оно дает указание на то, каким церк.образ должен быть: он представ.нам чел.лик воплотив.Бога, историч.лик Иисуса Христа. Сама манера изобр.должна отражать славу Божию. Уничижение Бога Слова показ.таким обр., что, глядя на него, мы видим и созерцаем в Его «рабьем зраке» Его Бож.славу - чел.образ Бога Слова, и через это познаем, в чем заключ.спасит. Его смерти и «происшедшее отсюда искупление мира».

Иконограф.символика не искл.сов., но переходит на второй план. Употребляются три звезды на мафории Богоматери, чтобы указать на ее девство до Рождества Христова, во время и после него.Изображается в небесах благословляющая рука, чтобы показать присутствие Божее. Но символика эта занимает подобающее ей второстепенное место и не заменяет собою личного образа.

Во время Пято-Шестого Собора еще сущ.наряду с церк.праздниками языч. празднества, кот. были запрещ. 62 правилом, в частности Брумалии(торжества в честь Вакха, пляски в честь эллинских богов.

100 Правило показ., что Церковь треб. от своих членов опр.аскезы не только в жизни, но и в иск-ве, к-рое, с одной стороны отражает эту жизнь, с другой стороны, на нее влияет.

Постановления Пято-Шестого Собора были подписаны императором. Затем шли подписи Патриархов Константинопольского, Иерусал., Антиохийского, подписи 213 епископов. Римский Папа Сергий, кот.привезли на подпись постановл., подписать отказался. Однако Римская Церковь признает 7 Всел.Собор, ссыл.на 82 прав.Пято-Шестого Собора

Т.о., Римская Церковь осталась в стороне от формулировки уч.Церкви о христологич.основе свящ.образа. Учение это поэтому не смогло обогатить западное свящ.иск-во,кот.и по сей день остаетсяч верным нек.чисто симв.изобр., в частности, Спасителя в виде агнца.

(Пято-Шестой Собор открылся 1 сентября 692 года. Наименованием своим он обязан тому, что он дополнил два предшествующих ему Вселенских Собора: Пятый (553 г.) и Шестой (681 г.), оба имевшие место в Константинополе. Так же как Шестой Вселенский Собор, Пято-Шестой происходил в зале (in Trullo) императорского дворца. Отсюда его наименование — «Трулльский». Пятый Собор, осудивший монофизитство и оригенизм, и Шестой, осудивший монофелитство, занимались лишь догматическими вопросами. Целый же ряд канонических вопросов дисциплинарного порядка ожидал своего решения. С этой целью и был созван Пято-Шестой Собор, который обычно называется просто Шестым Вселенским Собором. Три правила Пято-Шестого Собора касаются изображений. Правило 73 относится к изображению Святого Креста. Оно гласит: «Поелику Животворящий Крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения. Посему и мыслию, и словом, и чувством почитание ему принося, повелеваем: изображения Креста, начертываемыя некоторыми на земли, совсем изглаждати, дабы знамение победы нашея не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земли изображение Креста повелеваем отлучати». Это простое предписание ясно само по себе и не требует пояснений: изображение Креста нельзя делать там, где оно может быть попираемо ногами. Наиболее важно для нас правило 82. Значение его велико потому, что оно, как увидим, раскрывает содержание священного образа так, как понимает его Церковь. Текст этого правила следующий: «На некоторых изображениях находится доказуемый перстом Предтечи агнец, который принят во образ благодати, через закон показуя нам истинного Агнца, Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, как знамения и предначертания истины, преданные Церкви, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную как исполнение закона. Сего ради, дабы и в изображениях очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне на иконах, вместо ветхого агнца, представлять по человеческому виду Агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, дабы через уничижение усмотреть высоту Бога Слова и приводиться к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительной смерти». Вслед за утверждением необходимости прямого образа в следующей части 82 правила дается догматическое обоснование этого образа, и именно в этом основное значение этого правила. Это первое соборное выражение христологической основы иконы было впоследствии широко использовано и уточнено защитниками икон в период иконоборчества.)