Взаимоотношения русской и зарубежной православной церквей в наши дни

реферат

1.2 История взаимоотношений церквей

За семьдесят лет коммунистического огромное число русских эмигрировало за Границу в разное время. Обосновываясь в разных странах, русские православные строили храмы, учреждали приходы, создавали просветительские и благотворительные учреждения. В эмиграции находилось много иерархов и священников, и с 1920х гг. встал вопрос о каноническом положении русских православных приходов за границей - Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., - 2002. С. 112.

Вскоре после прихода большевиков к власти в России началась гражданская война (1918--1920). Россия разделилась на два враждующих лагеря -- красных и белых, и Русская Православная Церковь распалась на две части, поделенные линией фронта. В общей неразберихе братоубийственной войны патриарх Тихон 25 сентября 1919 г. призвал духовенство воздерживаться от участия в политических распрях. Для поддержания жизнеспособности Церкви патриарх Тихон допустил в ноябре 1920 г. учреждение временных церковных Управлений на территориях, находившихся под контролем Белой армии.

В 1919 г. в Новочеркасске состоялся Церковный собор (впоследствии перенесенный в Ставрополь), на котором было образовано Временное высшее церковное управление юга России. В 1920 г. в Крыму также было учреждено Временное церковное управление. Когда Белая армия была вынуждена оставить сначала Северный Кавказ, а затем Крым, руководство этих временных церковных управлений оказалось вместе с эмигрантами в Константинополе, где в декабре 1920 г. Вселенская патриархия разрешила создать временное Высшее Церковное Управление Русской Церкви за границей. Вскоре эта временная структура церковного управления переместилась в Югославию, и в ноябре 1921 г. митрополит Антоний (Храповицкий) созвал в Сремских Карловцах Всезаграничный церковный собор, в котором приняли участие епископат, духовенство, представители приходов и видные деятели политических партий, оказавшиеся в эмиграции в результате гражданской войны. Этот собор реорганизовал Высшее Церковное Управление по образцу Московского Патриаршего Управления. На соборе были также приняты определения политического, в частности -- монархического, характера, несмотря на протесты значительной части участников, в числе которых был и митрополит Евлогий - Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., - 2002. С. 118.

В мае 1922 г. находившийся под арестом патриарх Тихон своим указом распустил Высшее Церковное Управление Русской Церкви за границей и назначил митрополита Евлогия (Георгиевского) временно управляющим всеми приходами Русской Церкви в Западной Европе. Не желая вступать в конфликт с руководством Русской Православной Церкви, оказавшиеся в эмиграции иерархи выполнили распоряжение патриарха Тихона, но сохранили центральное управление Церкви в эмиграции: митрополит Евлогий возглавил приходы Русской Православной Церкви в Западной Европе, а в сентябре 1922 г. Высшее Церковное Управление Русской Церкви за границей было распущено, и вместо него был учрежден Архиерейский Синод Русской Церкви за границей под председательством митрополита Антония (Храповицкого).

Так возникла Зарубежная Русская Православная Церковь.

Архиерейский Синод продолжал считать себя зарубежной частью Русской Православной Церкви, и все его определения начинались словами: "По благословению патриарха".

После смерти патриарха Тихона в 1925 г. Архиерейский Синод признал полномочия митрополита Крутицкого Петра (Полянского). Но все попытки заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) наладить отношения с Архиерейским Синодом оказались безуспешными Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., - 2002. С. 119.

Из всех иерархов, входивших в состав Архиерейского Синода Русской Церкви, только митрополит Евлогий (Георгиевский) и митрополит Платон (Рождественский) были канонически утверждены патриархом Тихоном, что давало им моральное право на некоторую автономию внутри Зарубежной Русской Православной Церкви. В 1926 г. собор епископов Зарубежной Русской Православной Церкви лишил митрополита Евлогия этой автономии. Такое решение привело к окончательному разрыву митрополитов Евлогия и Платона с Архиерейским Синодом Русской Церкви. Так возник раскол в хрупкой структуре Зарубежной Русской Православной Церкви. Приходы, верные митрополитам Евлогию и Платону, последовали за своими архипастырями и вышли из ее состава - там же. С. 120-121.

В поиске компромисса с советской властью митрополит Сергий (Страгородский) издал в 1927 г. документ Временного Патриаршего Синода (так называемую "Декларацию митрополита Сергия"), где говорилось о лояльности Русской Православной Церкви к советскому государству. Одновременно митрополит Сергий потребовал такой же лояльности от зарубежных частей Русской Православной Церкви. Среди эмиграции этот документ и в особенности требование лояльности вызвали недоумение и возмущение, и Архиерейский Синод Русской Церкви окончательно порвал с Русской Православной Церковью. С этого времени он становится самостоятельным органом высшей церковной власти.

Митрополит Антоний (Храповицкий), возглавлявший Архиерейский Синод Русской Церкви за границей до своей смерти в 1936 г., родился в 1863 г. в Новгородской губернии. Еще в детстве в нем обнаружилась склонность к книгам духовного содержания, и это обусловило его поступление после гимназии в С.-Петербургскую духовную академию, которую он окончил в 1885 г. В 1889 г. архимандрит Антоний был назначен ректором С.-Петербургской духовной академии, а в 1897 г. он был возведен в сан епископа. Благодаря своим ученым трудам, проповедям и авторитету среди церковной молодежи епископ Антоний вскоре стал пользоваться влиянием в Русской Православной Церкви. С 1900 г. епископ (с 1906 г.-- архиепископ) Антоний возглавлял Уфимскую, Волынскую и Харьковскую епархии и повсюду прилагал немало усилий к обустройству церковной жизни и пользовался неизменной любовью и уважением православного народа. После убийства митрополита Владимира (Богоявленского) в 1918 г. архиепископ Антоний стал митрополитом Киевским. При выборе патриарха на поместном соборе Русской Православной Церкви митрополит Антоний получил наибольшее число голосов, но выбранным по жребию оказался митрополит Московский Тихон (Белавин) Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., - 2002. С. 128.

Перед смертью митрополита Антония его посетил митрополит Евлогий. Оба митрополита попросили прощения друг у друга и помирились, но, к несчастью, это примирение не распространилось на их паству, и Русская Церковь за границей осталась разделенной на разные юрисдикции. После смерти митрополита Антония первоиерархом Зарубежной Русской Православной Церкви был избран митрополит Анастасий (Грибановский), при котором Архиерейский Синод переместился в Америку. После смерти митрополита Анастасия первоиерархами Зарубежной Русской Православной Церкви стали митрополит Филарет (Вознесенский) и Виталий (Устинов).

Зарубежная Русская Православная Церковь не принимала соборного определения о безблагодатности таинств, совершаемых иерархами и клириками Московской патриархии, но иерархи синодальной юрисдикции нередко высказывались в таком духе. Иерархам, иереям и мирянам синодальной юрисдикции было запрещено сослужить и вступать в Евхаристическое общение с членами Русской и других Православных Церквей. Зарубежная Русская Православная Церковь отказывается от всяких контактов с другими Церквами и экуменическими организациями.

В 1980-х гг. Архиерейский Синод канонизировал новомучеников российских во главе с императором Николаем II и членами царской семьи, а также св. Иоанна Кронштадтского и св. Ксению Петербургскую, и многим русским православным казалось, что канонизацию могла совершить только сама Русская Православная Церковь. В начале 1990-х гг. Русская Православная Церковь причислила к лику святых патриархов Иова и Тихона (Белавина), мученически погибших митрополитов Владимира (Богоявленского) и Вениамина (Казанского), св. Иоанна Кронштадтского и св. Ксению Петербургскую и некоторых других русских православных праведников.

Когда в 1927 г. митрополит Сергий (Страгородский) потребовал, чтобы русское духовенство в эмиграции подтвердило свою лояльность советской власти, подавляющее большинство клириков сочло это неприемлемым. Отношения митрополита Евлогия с Московским патриархатом становились все более натянутыми. После того как митрополит Евлогий принял участие в общественной молитве о гонимых российских христианах, митрополит Сергий отстранил его от управления Западноевропейской митрополией и потребовал, чтобы все приходы в Западной Европе, сохранившие верность Русской Православной Церкви, вошли в подчинение митрополиту Литовскому Елевферию, который оставался в юрисдикции Московского патриархата. Тогда митрополит Евлогий обратился к Вселенскому патриарху с просьбой принять его митрополию под свое покровительство.

Вселенский патриарх согласился, и это обусловило каноническое положение митрополии Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., - 2002. С. 118. С. 140..

Некоторые русские православные приходы не пожелали порвать с Русской Православной Церковью и предпочли присоединиться к юрисдикции Московского патриархата. В эту группу вошли искренние и благочестивые православные, которые были готовы согласиться с унизительным положением Церкви под властью большевиков, только бы не порывать с Церковью-Матерью. Эту часть заграничной Церкви возглавили митрополит Сурожский Антоний (Блюм) в Лондоне и архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин).

Таким образом, можно говорить о неразрывной внутренне связи русской и зарубежной православной церквей на протяжении почти столетнего периода, несмотря на внешний разрыв.

Делись добром ;)