logo
Трагедия Русского Православия

Каноническое обоснование «иосифлянами» своего отхода от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и его Временного Патриаршего Священного Синода (тезисы)

I. Мы идём за своим каноническим митрополитом, Иосифом, от которого не должны отступать и прекращать возношений его имени в Божественной тайнодействии "прежде соборного рассмотрения" какового не было (Двукратного Собора правило 14).

II. Указывают на 15-е правило Двукратного Собора, но

1) митрополит Сергий не Патриарх, а только временный Заместитель митрополита Петра, которого возносим.

2) Митрополит Пётр поручил митрополиту (Сергию временное управление Русскою Церковью, но не поручал нарушать канонические правила, на которых должно основываться это управление.

3) 14-е правило Двукратного Собора в отношении митрополита Иосифа нарушено епископом Николаем [Ярушевичем] Петергофским раньше, чем мы якобы нарушили 15-е правило, и первое нарушение было поводом ко второму мнимому нарушению.

4) В действиях митрополита Сергия усматривается наличие ереси и даже худшего её, что дает право на отхождение «прежде соборного рассмотрения» даже и от Патриарха.

III. Митрополит Сергий не имел права вторгаться в управление нашей епархией без согласия митрополита Иосифа: III Вселенский Собор, 8-е правило, Антиохийский 9-е. Карфагенский - 64-е, 67-е.

IV. Митрополит Сергий не имел права поставлять викарных епископов к нам (Сергий Зенкевич) без согласия митрополита Иосифа [Петровых]: Вселенского Собора 6-е правило.

V. Тем более не имел права посылать к нам митрополита (Серафима Чичагова), пока наш митрополит Иосиф жив и пока он добровольно не отрекся от метрополии: Двукратного Собора правило 16-е.

VI. В Божественном тайнодействии мы должны выносить имена своих патриархов, метрополита и епископа (Двукратного Собора 13,15-е правила). Но на одном месте двух имен возносить не должны, чего теперь требует митрополит Сергий, заставляя возносить вместе с именем митрополита Петра и свое имя.

VII. Насильственные переводы епископов из одной епархии в другую правилами строго воспрещаются, даже в случае если бы клир и народ не принимал епископа (Апостольское правило 36), чего в отношении митрополита Иосифа нет, или даже если бы было внешнее непреодолимое препятствие к принятию епископом управления епархией (VI Вселенского Собор правило 37).

VIII. Указывают на примеры принудительных переводов епископов с одной кафедры на другую в прежнее время. Но когда бывало, чтобы, переводили одновременно свыше 40 епископов, притом даже без их ведома? И бывали ли примеры, чтобы переведённый всё-таки не давал согласия и не ехал, а требовал соборного рассмотрения своего дела? А если бы и бывали подобные примеры, то они никогда не считались нормальными.

IX. Церковь Православная - Соборная (ср. 37-е правило Св. Апостолов) митрополит Сергий управляет ею единолично и совершенно произвольно. Организация «Синода» и выбор членов его без совета с другими епископами: запрещение епископов в священнослужении без Собора, на что не дерзал даже и Святейший Патриарх Тихон и т. д.

X. В этом усматривается уже нарушение догматического учения о Святой Церкви (Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь).

Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы.

Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемственности высшей церковной власти 1917-1943 г.г. Издано по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П. Москва, Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, 1994 г.