Предисловие
Родина наша – Россия и Русская Православная Церковь, сегодня, на рубеже времен – в раздорах и смуте. Каждый – не только миряне, но и часть священнослужителей – в страхе и растерянности, ибо утрачена твердая уверенность в незыблемости жизненных устоев и миропорядка.
Этот страх порождает сомнения и разобщенность среди простых людей и среди священников. Вселенская Православная Церковь разделена сегодня на более 30 патриархатов, (см. Приложение 1). Многие из случившихся в годы диктатуры расколов Православия произошли под давлением (или были спровоцированы внедрёнными в церковные структуры агентами) тоталитарной коммунистической власти, царившей на огромном земном пространстве.
Сегодня Россия, обретя свободу, встаёт на новый путь, на котором главной ценностью, главной созидательной силой общества, государства и Церкви стала личность. Быть ответственным за свои и ближнего взгляды, поступки, деяния – самоочевидная для христианского сознания идея – принята ныне как принцип нового Российского государства.
В тяжелые времена гонений на Православие Церковь поневоле выполняла роль прибежища для гонимых, стремившихся сохранить живую мысль, Веру, душу и Дух.
Но с другой стороны, многие священники, под милосердным давлением карательных органов тоталитарной власти, по слабости своей, потерпели поражение в противостоянии с этой властью. И это было поражением всей Православной Церкви, трагедией русского христианства.
Сейчас Православие в России обретает новое дыхание. Но, возрождая Церковь по дореволюционном меркам, не восстанавливаем ли мы причины бедствий, постигших и страну, и Церковь? Осознав ответственность перед историей, грядущими событиями, которым именно мы своими молитвами, действиями или их отсутствием можем придать положительное или отрицательное наполнение, нужно почувствовать все возрастающее напряжение борьбы сил добра и зла. Понимание всех аспектов нынешней ситуации, предвидение Апокалипсиса, осознание личной ответственности за исход противостояния должно побуждать нас к действиям в пользу Добра.
Мы, каждый на своем месте, должны воссоздать и Православную Церковь, и государство Российское такими, чтобы было обеспечено и физическое, и духовное здоровье каждого гражданина нашей страны, всей нации, объединённой благородным служением своему Отечеству и господу.
Но ни Отчизне нашей, ни тем более Богу не нужны лживые заверения в искренности и верности. Десятилетия карательная система диктатуры истребляла лучших детей народов России – практически все северные земли устланы костями православных, зверски замученных богоборческой властью. Нескончаемо длинны мартирологи невинно погибших… Практически нет на карте России места, края, где не было бы каторжных лагерей ГУЛАГа… Как нет ни одного не пострадавшего народа нашей многонациональной Родины.
Но в каком бы тяжёлом положении мы ни были сегодня, жизнь продолжается. Должна продолжаться. Сегодня и каждому человеку, и каждому народу (причём не только в России, но и во всём мире) необходимо осознать последствия прошлого, сегодняшние реалии, перспективы будущего. Начинать переустройство нужно с себя: неустанно трудиться в самосовершенствовании, в духовном росте. Не в чужом глазу бревно нужно видеть, но в своём – соломинку! Нужно идти к целителям духа, наставникам, которые могут указать чистые родники, в которых мы промоем свои ослеплённые глаза.
Не фарисейством, но истинной Верой возродится Православие: не разглагольствованиями о морали, но соблюдением моральных норм каждым – от бездомного до президента – возродится государство в России. Важнейшая на сегодня задача Православия: найти истинный путь познания, духовного роста человека, ведущего к творцу! Для решения ее необходим рост самостоятельности, социальной, творческой, активной и ответственной деятельности каждого и народа в целом. Единство христиан возможно только на основе истинной Веры.
Русская религиозная мысль еще перед революцией поставила вопросы о растущей угрозе как христианству, так и России. Ответы на них так и не получены. Более того, возросла необходимость их решения из – за возрастания агрессии на христианство от других, воинствующих религий.
Мы забыли о том, что истинная цель Господа – сотворить из нас творческих соработников, созидателей в деле устроения мироздания. Задача же врага – помешать этому, увести нас на ложный путь движения в пустоту. По слабости своей мы часто выражаем яростный протест против труднейших требований, которые Отец наш предъявляет к каждому из нас, ожидая от нас духовного роста и просветления.
Пытаясь осознать глубинные истоки почти столетней трагедии России, никогда прежде не виданного гонения на Православие, мы будем вынуждены признать, что ужасная тоталитарная система явилась как бы следствием бездеятельности и духовной лени не только элиты России, но и простого народа. Ибо народ видел, что пастыри сами грешны, сами не имеют истинной веры, не Господу служат, а выполняют не плохо оплачиваемую работу. Дело Христианство для таких свяще6нников отдвинулось на второй план и собирали они в житницы не небесные, но земные. А куда пастырь, туда и овцы.
Нынешнему христианству не легче. Мало истинных пастырей, мало истинно верующих среди них. После десятилетий насильственного атеизма простой человек не может придти в Храм Божий, ибо опасается изгнанным храмовыми снобами. Так многих и многих потенциальных прихожан – людей, продолжающих определяться в вере, потеряла Церковь.
Сегодня, когда все тайное становится явным, когда Церковь вместо старательных трудов по объединению Православных церквей, не может скрыть ни своих раздоров, ни фарисейского служения власти, ситуация чревата новыми расколами. Только осознание глубокого неблагополучия внутри Церкви, его причин, стремление отыскать пути его преодоления, истинная боль и за будущее всего христианства должны помочь сделать шаги к ёё новому переустройству.
Многие церковнослужители – истинные пастыри, безбоязненно обсуждая самые острые, самые жгучие проблемы прошлого, нынешние проблемы церковной и государственной жизни, стремятся найти пути единства Православных Церквей.
Мало восстанавливать Храмы Божии и строить новые. Нужно поверовать и жить так, чтобы в каждом Храме воцарился Господь, чтобы каждый вошедший в Дом Божий твёрдо знал, что он – желанный гость в этом Доме, что любую свою боль и тревогу он здесь утишит и исцелит.
Началом выхода из сегодняшнего церковного кризиса должно стать восполнение провала церковно – исторической памяти и трезвое осмысление благодатного и трагического опыта.
Условия, в которых в начале становления Советской власти находилась Россия, Русская Православная Церковь, были беспрецедентны. В согласии с древним преданием было восстановлено Патриаршество как новый акт Русской Церкви и роль Патриарха как церковной вершины, через которую осуществляется связь со Вселенской Церковью. Это важный шаг к всемирному соединению Православия. В период действия Поместного Собора 1917 года Россия пережила потрясения государственной и духовной жизни. И это в то время, когда Николай П отказался от престола (то есть оборвалась исторически сложившаяся связь между государством и Православной Церковью). Временное правительство доживало свои последние дни. Откладывали созыв Учредительного собрания. Русская жизнь разваливалась и надвигался хаос. К власти шёл Антихрист. В то же время подготовленную для выступления на Поместном Соборе статью – речь проф. С.Н. Булгакова можно рассматривать как важнейший шаг к всемирному соединению Православных Церквей «Важнейшее всего, конечно, - писал он, - стоит вопрос об основной болезни всего христианского мира, о разделении между восточной и западной Церковью, которое не может не вызывать непрестанной боли в христианском сердце. В европейском, а вместе и русской трагедии, развертывающейся перед нашими глазами, не осуществляется ли ныне зло, которое было посеяно тысячу лет назад, в те недобрые дни, когда назревала последняя распря константинопольского и римского престолов? И если Провидению угодно, чтобы настал, наконец, исторический час, когда очутится близость чуда нового мира по всей Вселенской Церкви, то мы должны быть готовы, чресла наши препоясаны и светильники горящи. Вот какие всемирно – исторические перспективы открываются с той вершины, на которой мы ныне находимся, вот какие думы навевает день торжественного настолования Святейшего Патриарха Всея Руси. В таком смысле приемлемо совершающееся торжество». (Деян. Собора, кн. 3, прил. К Деян. 31, Пг., 1918).
Всемирно – исторические перспективы торжественного настолования Святейшего Патриарха Всея Руси, да такими, что взглянул весь православный мир. Уже в 1920 году Указ Патриарха Тихона допускал возможность временно независимого существования епархий (или групп епархий), то есть оставаться при Синодальном строе .
Однако восстанавливая здания Православной Церкви, следует помнить не только об архитектуре этого здания, но и о его духовном наполнение. Нужно не только стремиться избежать новых расколов, но осознать, что сила христианства – в единении, в чистоте Веры.
Всем нам нужно окончательно определиться в том что, как каждый прихожанин должен почитать пастыря, так и пастырь должен оберегать каждого из опекаемого стада. Ибо истинная соборность – не только в авторитетности и святости низших иерархов Церкви, но и в духовной силе, в стремлении к росту духа каждого прихожанина. Если будет слышен голос каждого прихожанина и каждого пастыря, каждого истинно верующего, ибо всякий просветленный – прекрасен и в каждом пребывает Господь, тогда только здания Православия будет воистину крепким и Церковь Русская станет истинно Соборной.
- Предисловие
- Русская православная соборная церковь Краткая историческая справка
- В России
- Трагедия русского православия
- - И идут люди в Храм, приходят к Богу и кладут на Алтарь Его свои сердца.
- Исторические предпосылки современной политики российской истинно-православной церкви
- Священномученик Митрополит Петроградский Иосиф. (биографическая справка).
- Приложение №1. Состав Вселенской Православной Церкви на октябрь 1999 г.
- Приложение № 2.
- Послание Святейшего Патриарха Тихона об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной.*
- Приложение № 3
- О Господе радоваться.
- Приложение № 5.
- Отклик православных епископов, заключенных в Соловках, на Декларацию Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного Патриаршего Синода от 6(29) июля 1927 г.
- Приложение № 6 Акт отхода ленинградских иосифлян от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и его Временного Патриаршего Священного Синода.
- Приложение № 7
- Каноническое обоснование «иосифлянами» своего отхода от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и его Временного Патриаршего Священного Синода (тезисы)
- Приложение № 8 Письмо митрополита Иосифа (Петровых) к одному петроградскому архимандриту.
- Приложение № 9.
- Выписка из письма митрополита бывшего Ленинградского Иосифа (Петровых) к ленинградским иосифлянам
- Список рекомендуемой литературы