logo
ext_6794

Жидовствующие

Еретическая синкретическая секта в русском православии. Является своеобразным продолжением идей стригольничества. Возникла в Новгороде в 1470 г. под влиянием прибывшего из Литвы в свите брата князя киевского Симеона - Михаила Александровича - караима еврея Схария. По преданию, Схарий обратил в иудейскую веру попов Дионисия и Алексия, но посоветовал им скрывать свою приверженность, на словах же исповедовать христианство.

Многие идеи жидовствующих, дошедшие до нашего времени, существенно искажены при последующих, как правило, критических, описаниях.

Воснове ереси жидовствующих - первые в русском сектантстве попытки реализации рационалистических взглядов на религию.

Жидовствующие отрицали догмат о Троице и божественность Христа. Бог-отец существует один, без Святого духа и Бога-сына. Все, относящееся в Ветхом завете к Святому духу

иБогу-сыну, следует толковать буквально. Бог-сын должен пониматься не по существу, а по благодати; при этом считалось, что он еще не родился. Исторический Христос - не бог, а простой человек, который, погибнув, не мог воскреснуть. Из этих положений жидовствующие делали вывод, что изображение Троицы на иконах - грех.

Жидовствующие отвергали причастие, духовную иерархию, праздновали субботу и практиковали обрезание. Поклонение иконам отвергалось вследствие запрета Моисея поклоняться любому творению человеческих рук.

Идея монашества порицалась жидовствующими как искажение естественного образа жизни.

В1480 г. ересь проникла к Москву через новгородских священников-жидовствующих, приглашенных Иваном Грозным и назначенных протопопами Успенского и Архангельского соборов. Первоначально движение вызвало большой интерес среди образованного духовенства и придворных. В течение нескольких лет ересь развивалась тайно, лишь в 1487 г. несколько пьяных священников в Новгороде стали открыто хулить православную веру. В этом же году архиепископ Геннадий начал активную борьбу с жидовствующими. В 1488 г. ему удалось собрать собор, постановивший казнить всех еретиков.