logo
ext_6794

Бегунский толк (Бегуны, Истинно православные христиане странствующие, Пустынники, Сопелковцы, Странники)

Одно из беспоповских направлений старообрядчества. Возникло в 1772 г. в Ярославской губернии. Основатель толка - Ефимий, беглый солдат, уроженец Переславля-Залесско- го. Бегуны отделились от филипповцев, которых критиковали за соглашательство с "антихристовой властью", выражавшейся в уплате налогов, посещении суда, получении паспортов, захоронении умерших на православных кладбищах.

Духовным центром бегунов стало село Сопелки в 16 км. от Ярославля.

Воснове вероучения бегунов - идея о том, что спасение от Антихриста возможно лишь путем полного разрыва с миром, изоляции от общества, отказа от любых гражданских функций, повинностей и обязанностей.

Бегуны ожидают "первого воскресения", когда Христос на белом коне придет с небес, сразится с Антихристом, и все бегуны встанут в его ряды. Тогда наступит тысячелетнее царство Христа, "Новый Иерусалим для жилища странников будет спущен с неба в то место, где моря несть к тому". Бегуны видят это место около Каспийского моря и совершают туда паломничество.

Бегуны не признают крещения, совершенного в любом другом вероисповедании. Крещение у бегунов производит каждый человек самостоятельно, чтобы быть уверенным, что к этому таинству не причастен какой-либо человек, связанный с Антихристом.

Бегуны, вышедшие в странничество и крещеные по странническому обряду, считают себя монахами, носят имена, данные при крещении и именуются "совершенными христианами".

Со временем среди бегунов выделились так называемые "жиловые", или "пристанодержатели", которым вменялось в обязанность давать пристанище странствующим, "мироотреченцам". Сами же жиловые выполняли обеты странствия лишь формально.

Вотличие от большинства других беспоповцев, Антихрист понимается бегунами не как духовное явление, а как конкретная персонификация Петра I, поэтому царскую власть они считают "апокалиптическим зверем", иконы - властью гражданской, тело - властью церковной.

Бегуны никогда не хоронят своих покойников на кладбище, а устраивают захоронения

втайных местах, никак не отмечая могилы.

Отношение к браку у бегунов различно и не является критичным. Бегуны характерны высоким уровнем эмансипации женщин, проявлявшемся даже в XIX в.