- Буддизм и его основные идеи
1. Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.
Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха) (563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего "прозрел" ( 527 г . до н. э.) и передал свои духовные достижения людям.
Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между двумя крайними: "путем удовольствия" (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и "путем аскетизма" (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).
"Средний путь" — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана — высшая благодать.
2. Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:
• земная жизнь полна страданий;
• страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;
• от страданий можно избавиться;
• существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
3. Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение. Данный план — так называемый Восьмеричный путь — предусматривает соблюдение следующих принципов:
• правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни;
• правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;
• правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;
• правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;
• правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;
• правильное умение — усердие и трудолюбие;
• правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;
• правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.
4. К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие:
• не убий; • не. укради; • будь целомудренным; • не лги; • не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
Философия Др. Китая: периодизация, мифологические истоки, период предфилософии, книга «И-цзин»
Периодизация истории китайской философии. Китайская философия сложилась в VII - VI вв. до н.э. Свое начало китайская философия ведет от учений Лао-цзы (VI в. до н.э.), Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.) и "Книги перемен" (VIII - IV вв. до н.э.).
Относительно древнего периода развития китайской философии у исследователей нет принципиальных разногласий. Он устанавливается в рамках VII - III вв. до н.э.
В китайской философии рождаются два основных направления – даосизм и конфуцианство, между которыми помещается призванное интегрировать их учение "Книги перемен".
Каждое из направлений вырабатывает свой термин и понятие философии. В конфуцианстве философия называется хаосюэ, Дословно хаосюэ, означает любовь к мудрости: хао - любить, сюэ - мудрость, учение. В даосизме философия называется цзюэсюэ - отрицание мудрости: цзюэ - отрицать, сюэ - мудрость. Однако это только отрицание иллюзорной человеческой самости и утверждение подлинной всеобщей самости человека, входящей в даосизме в понятие цзыжань - естественность. Учение "Книги перемен" вырабатывает свой термин и понятие философии, которые не изрекаются в слове, но выражаются символически в триграммах и гексаграммах. Таким образом, китайская философия вводит в мировую философскую культуру не один, а сразу три термина и соответственно три идеи философии.
Мифологические истоки. Философские воззрения древних китайцев зарождались и оформлялись в недрах религиозно-мифологического осмысления мира.
Одной из особенностей китайской мифологии является зооморфный характер богов и духов, многие древнекитайские божества были похожи на животных, птиц, рыб, часто мыслились как полулюди, полуживотные. Верховным божеством являлся Шан-ди — первопредок и покровитель китайского государства. Ему подчинялись и боги, и духи. Часто в образе Шан-ди выступала персонифицированная сила Неба. По представлениям древних китайцев, безличное, но всевидящее Небо управляло всем ходом событий во Вселенной, а его первосвященником и единственным представителем на земле являлся император, носивший титул Сына Неба.
Другой особенностью китайской мифологии был культ предков, который строился на признании влияния духов умерших на жизнь и судьбу потомков. В обязанность предков, ставших духами, входила постоянная забота о потомках, живущих на земле.
Следующей отличительной особенностью китайских мифов является представление о мире как взаимодействии противоположных начал: женского инь и мужского — ян. В глубокой древности не было ни неба, ни земли, а вся Вселенная представляла собой бесформенный хаос. В этом бесформенном мраке родились два духа — инь и ян, деятельность которых привела к упорядочиванию мира: дух ян стал управлять небом, а дух инь — землей.
Мифологическая форма мышления просуществовала до I тысячелетия до н. э. Формирующиеся философские представления во многом использовали понятия мифов.
Исторический период VIII—VI века до н.э. можно считать периодом предфилософии, когда совершался переход от мифологических представлений о мире к философии. Представления древних китайцев о мире, обществе и человеке изложены в исторических памятниках «И-цзин» («Книга перемен») и «Ши-цзин» («Книга песен»). В этих книгах - истоки позднейших философских учений о «первостихиях» мира, о силах «инь» и «ян», о Небе и Дао.
Ценнейшим источником древнекитайской философии является “Книга Перемен” (И Цзин),которая может рассматриваться как связующее звено между предфилософией и собственно философией. "И-Цзин" объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов — земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте. В “Книге Перемен” представлена оригинальная система философских построений. Характерным является то, что человек, природа, Вселенная рассматриваются как единое целое, в котором всё взаимосвязано и взаимообусловлено, но вместе с тем и пронизано переменами. Этот процесс описан с помощью графической и иероглифической частей. Основу графики образуют целая черта ян -- и прерванная черта инь - - (в числовом выражении это соответственно девятка и вообще нечет, шестерка и вообще чет). Ян и инь составляют генетическую диаду и символизируют любые противоположности: Небо и Землю, Солнце и Луну, мужское и женское начала и т.д. Графическая часть “Перемен” состоит из восьми триграмм и шестидесяти четырёх гексаграмм. Иероглифическая часть "Книги перемен" состоит из названий гексаграмм, афоризмов к каждой гексаграмме в целом, афоризмов к каждой черте 64 гексаграмм и комментариев
Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека, образы-понятия человека, явлений окружающей жизни, создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая — даосизма, конфуцианства, легизма.
- 43. Древнеиндийская философия ведического периода. Эпический и классический периоды философии Др. Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.
- - Буддизм и его основные идеи
- Философское учение Лао-цзы Даосизм – древнейшее философское учение Китая.
- Учение о познании. Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
- 1. Мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности.
- 2. Всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое «да» есть вместе с тем и «нет».
- 3. Подлинная философия скептицизма - молчание.
- 4. Следуйте «миру явлений».
- 3. Основные направления философии эпохи Возрождения.
- 27. Эмпиризм и сенсуализм. Субъективно-идеалистические учения Нового времени. Солипсизм.
- 3. Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:
- 1. Обосновал ведущую роль разума в познании;
- 2. Выдвинул учение о субстанции.
- 4. Выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".