logo
Православный анализ протестантской идеи sola Scriptura

1.2 Формирование идеи в символических книгах протестантизма

Апология утверждает, что лютеране учат на основании чистого, истинного божественного Писания: «Мы придерживаемся Евангелия Христова правильным и богобоязненным образом». Впоследствии Формула согласия повторила, что Аугсбургское исповедание взято только из Слова Божия, и такую же связь со Священным Писанием нашла в прочих символических книгах. Имея своим источником одно Священное Писание, символические книги всячески оттеняют чистоту и спасительность этого источника и вообще постоянно стараются возвысить его достоинство. По словам символических книг только одно Священное Писание открывает людям истинное Христово учение. Особенно решительно утверждают это Шмалькальденские артикулы и Формула согласия. Шмалькальденские артикулы говорят: «одно лишь Божие Слово утверждает догматы веры, более же никто, ни даже какой бы то ни было ангел…. На основании деяний и слов св. отцов нельзя определять догматов веры, потому что тогда пришлось бы определять догматы относительно того, какую пищу, жилище и пр. они употребляли». Терентьев Н. Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства. Казань,1990- С.56. Формула согласия поясняет: «Мы веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские писания Ветхого и Нового Заветов».

В приложенном к Формуле согласия перечне свидетельств говорится, что «истинная спасительная вера должна основываться не на свидетельствах церковных учителей, будь они древними или новыми, но только и единственно на Слове Божием, которое содержится в Писаниях святых пророков и Апостолов, как несомненных свидетельствах о божественной истине». Вполне естественно, что символические книги решительно восстают против всего, взятого, по их мнению, не из Священного Писания. Аугсбургское исповедание укоряет католиков за то, что они своей обрядностью затемняют предписания Слова Божия. В Апологии часто говорится, что Святой Дух осуждает догматы, противные Священному Писанию. Эта мысль поясняется тем, что пораженный грехом человек помимо Слова Божия собственными силами - не может найти истину. К таким же выводам часто приходит и Формула согласия и поэтому противополагает «чистые светлые источники Израиля» человеческим писаниям. Конечный вывод Формулы согласия такой: «Никто не может думать о нас скверно и порицать нас за то, что мы основываем на них [получаем из них] (то есть из лютеранских символических книг) объяснение и решение спорных артикулов, а также за то, что, поскольку мы положили в основание [этих писаний] Слово Божие, вечную истину, мы также представляем и цитируем эти писания в качестве свидетельств истины и как единодушно принятое и правильное понимание наших предшественников, твердо и неуклонно придерживавшихся чистого учения».Таким образом, Формула согласия говорит: мы Слово Божие полагаем в основание как вечную истину, а наши писания (лютеранские символические книги) берем лишь как показание истины.

Большой Катехизис подробно раскрывает мысль о значении Писания: «Святой Дух присутствует при чтении, речах и размышлениях о Священном Писании и подает все новый и больший свет и благоговение.

Шмалькальденские артикулы и Формула согласия делают очень важное дополнение к приведенным рассуждениям Большого Катехизиса: объясняют причину животворности Священного Писания и отрицают возможность получения благодати иным путем. В Шмалькальденских артикулах читаем: «устное внешнее слово необходимо потому, что Бог никому не подает Своего Духа и благодати без предшествующего или совместного внешнего слова». То же говорит Формула согласия: «ошибочно учение еретиков, что Бог обращает людей непосредственно Святым Духом и без внешней проповеди и слушания Святого Слова». Терентьев. Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства. Казань,1990 - С.59. Таким образом, Святой Дух представляется действующим только в Писании, - тесно соединенным с ним; непосредственное просвещение от Святого Духа, или независимое от Писания научение отрицаются. Терентьев. Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства. Казань,1990 - С.59.Другими словами, символические книги смешивают понятия Откровения и Писания. А лютеранские богословы пытаются смягчить эту ошибку. Там же. - С.59.

Наконец, высокое достоинство Священного Писания, по учению лютеранских символических книг, основывается на том, что оно помогает против диавола мира, плоти и вообще всего греховного и злого. Такая действенность Слова Божия возносит его на недосягаемую высоту.

Символические книги не приводят никаких научных доказательств богодухновенности Писания.

Ничего не говорят символические книги лютеранства и о разделении Писания на книги канонические и неканонические. Только Новый Завет они отделяют резкой гранью от Ветхого, причем понятие Евангелия берут в особенном смысле. Но, по-видимому, символические книги считают все писания Библии каноническими. Символические доказательства берутся безразлично из канонических и неканонических книг. Например, Апология цитирует Тов.IV,6; 2Макк.XV,2 и др.

Что касается отношения Писания к церковным символам, то оно довольно ясно указано в предисловии Формулы Согласия. - «Писания древних или современных учителей, кем бы они не были созданы, не должны расцениваться как равные Святым Писаниям, но все они вместе взятые должны быть подчинены им и не могут приниматься иначе или более чем свидетельства [показывающие], как и где это [истинное] пророческое и апостольское учение сохранялось после апостольских времен как формы, а не источник вероучения». Символические книги не могут, равняться со Священным Писанием, но как вполне согласные с ними, заслуживают полного уважения, суть книги добрые, полезные и чистые. По ним так же, как по источнику их - Писанию, нужно определять достоинство всякой другой вероисповедной книги, хотя в основе этой критики должно лежать одно Писание: «Лишь Слово Божие должно быть и оставаться единственным мерилом и критерием учения, Слово Божие, к которому не может приравниваться ни одно человеческое писание, но которому все должно быть подчинено. Но не следует думать, будто таким образом отвергаются другие хорошие, полезные и чистые книги, истолкования Святых Писаний, опровержения заблуждений, объяснения доктринальных артикулов, ибо, поскольку они согласуются с вышеупомянутым эталоном учения, они рассматриваются - как полезные изложения и объяснения и могут быть использованы с выгодой. Но под всем сказанным о кратком изложении нашего христианского учения подразумевается лишь то, что нам следует иметь единодушно принятую определенную, общую форму учения, которую единодушно исповедуют все наши евангелические церкви, с позиций которой и согласно которой , поскольку она получена из Слова Божьего все остальные писания должны оцениваться и выверяться на предмет того, насколько они могут быть одобрены и приняты». Здесь Формула Согласия повторяет мысль Лютера, что «Символы должны употребляться не как сторонние заповеди, а как свидетельства и исповедания нашей веры». Терентьев Н. Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства. Казань,1990 - С.62. Заканчивая свои суждения об источниках вероучения, Формула Согласия говорит: «церкви и школы должны прежде всего обращаться к Писанию, а потом уже к Аугсбургскому исповеданию». Там же.- С.62.

Это равносильно подчинению авторитета Церкви авторитету Писания. Все приведенные рассуждения символических книг действительно проникнуты таким духом. «Протестантская церковь, помещена около Библии вместо того, чтобы иметь Библию внутри себя, превращена в хранительницу родословной Библии, будучи замещена последней во всех других своих первоначальных функциях. Там же.- С.63. Именно особенности учения о Священном Писании повлияли на раскрытие всей лютеранской догматики. Там же. - С.65.

Таким образом, в символических книгах протестантизма с ясной определённостью высказывается абсолютное доверие Писанию, и столь же абсолютное недоверию всему тому, что к нему не относится, но ранее признавалось церковным авторитетом. Определенно изложено и отношение к Преданию: «Противны Евангелию и учению о вере во Христа все человеческие постановления и предания… на основании деяний и слов св. отцов нельзя определить догматов веры». Трубич Н. Краткое изложение протестантских символических книг в переводах и толкованиях. СПб: Наука и религия, 2001. - С.264.

Необходимость ограничить вероучительный произвол привела к возникновению символических книг протестантизма, которые фактически являют собой его собственное предание, второй основной источник протестантского вероучения. Каждое протестантское направление имеет свои символические книги, но сам факт их существования противоречит изначальному принципу Реформации -- sola Scriptura.