logo search
2 лист религия

Учение о душе

Согласно традиции, берущей начало в литературе Абхидхаммы, то, что принято считать личностью, состоит из:

а) «чистого сознания» (читта или виджняна)

б) психических явлений в абстракции от сознания (чайтта)

в) «чувственного» в абстракции от сознания (рупа)

г) сил, сплетающих, формирующих предыдущие категории в

конкретные сочетания, конфигурации (санскара, чэтана)

В буддийских текстах указывается на то, что Будда не раз говорил, будто души нет. Она не существует как некая самостоятельная духовная сущность, временно обитающая в материальном теле человека и покидающая его после смерти, с тем чтобы по закону  переселения душ снова найти себе другую материальную темницу. Однако буддизм не отрицал и не отрицает индивидуального«сознания», которое «несет в себе» весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и должно стремиться к успокоению в нирване.

В соответствии с учением о драхмах «поток сознательной жизни» индивидуума в конечном счете является порождением «мировой души», непознаваемого сверхбытия. По мере своего развития буддизм все дальше отходил от первоначальных взглядов на душу, как на поток, как «непрерывность постоянно меняющихся индивидуальностей.

Первая из четырех «благородных истин» формулируется так: «В чем состоит благородная истина о страдании? Рождение- страдание; расстройство здоровья-страдание; смерть-страдание; скорбь, стенания, горе, несчастье и отчаяние — страдание; союз с нелюбимым- страдание; разлука с любимым- страдание; неполучение страстно желаемого — страдание; короче говоря, пять категорий существования, в которых проявляется привязанность (к земному) — страдание». Немало страниц буддийской литературы посвящено бренности всего земного. Отдельные элементы сознания сменяют друг друга с огромной быстротой. Можно лишь проследить достаточно длинные «цепи моментов», которые в своей совокупности и составляют «поток сознательной жизни» каждого индивидуума. Буддизм требует ухода от рассмотрения внешнего по отношению к сознанию человека мира. Рассматривать его, по мнению буддийских теологов, нет никакой необходимости, потому что сознание не отражает этот мир (он не существует), а порождает его своей творческой активностью. Сам мир страданий, по учению буддизма, только иллюзия, порождение «неведения»,«заблудшего» сознания.

«Вторая благородная истина» гласит, что источником страданий являются «жажда удовольствий, жажда бытия, жажда могущества».«Что же является благородной истиной о прекращении страдания? Это полное затухание и прекращение всех желаний и страстей,  их отбрасывание и отказ от них, освобождение и отделение от них.«В своем основном и главном значении палийское слово «ниббана» или санкритское «нирвана» означает «затухание»,«угасание»,«успокоение». Другими словами, это конечная цель религиозного спасения, то состояние «полного небытия», при котором «перерождения-страдания» кончаются. Весь дух буддизма заставляет сближать понятие нирваны с достижением состояния полного небытия. Некоторые исследователи с этим не согласны:«Что же угасло  и потухло в нирване? Угасла жажда жизни, страстное желание существования и наслаждения; угасли заблуждения и обольщения и их ощущения и желания; потух мерцающий свет низменного я, преходящей индивидуальности.» «Четвертая благородная истина»- практический путь, которой ведет к подавлению желаний. Этот путь именуется обычно «срединным путем» или «благородным восьмеричным путем» спасения.

Это:

1. Правильные взгляды, т. е. основанные на «благородных истинах».

2. Правильная решимость, т. е. готовность к подвигу во имя истины.

3. Правильная речь, т. е. доброжелательная, искренняя, правдивая.

4. Правильное поведение, т. е. не причинение зла.

5. Правильный образ жизни, т. е. мирный, честный, чистый.

6. Правильное усилие, т. е. самовоспитание и самообладание.

7. Правильное внимание, т. е. активная бдительность сознания.

8. Правильное сосредоточение, т. е. верные методы созерцания и медитации.